Крымское Эхо
Поле дискуссии

В Казахстане таки будят лихо!

В Казахстане таки будят лихо!

ИНСТРУМЕНТ ПОНЯТЕН

Продолжим тему Туркестанского легиона, Казахстана, Крыма и коллаборантов. Начали мы этот разговор здесь.

Для того, чтобы осуществить задуманное, дяде Сэму нужны инструменты. Вот о них, точнее, пока всего лишь одном, и поговорим. Ныне таким «инструментом», по всей видимости, является «мАжИлисовец» Берик Абдыгалиулы.

Чтобы было понятнее. В результате парламентских выборов в январе 2021 года в Казахстане несколько изменилась политическая палитра. Правящая партия «Нур Отан / Свет Отечества» (основатель — Н. Назарбаев) немного сдала, но сохранила свой доминирующий статус в Мажилисе / Парламенте, набрав 71% голосов и получив 76 мест (выборами ранее, в 2016-м, у «Нур Отана» было 82% голосов избирателей и 84 из 98 выборных мест в Мажилисе).

При этом Демократическая партия «Ак жол / Светлый Путь» (несмотря на название, это партия правого толка) повторно преодолела пресловутый «барьер» и получила свои уже 12 мест. Пять лет назад у ДП-АЖ было 7 мандатов, таким образом, оппозиционеры укрепили свои позиции.

Получила свой скромный «пай» еще одна — Народная партия Казахстана. До запрета коммунистов в 2012-м, несмотря на левую риторику и прочие ухищрения, НПК была аутсайдером, а после, очевидно, собрав голоса осиротевших сторонников коммунистов, умудрилась стать парламентской структурой. У НПК теперь 10 мандатов в Мажилисе (в 2016-м было семь).

Также, согласно Основного Закона РК, 9 мест заняли представители Ассамблеи народа Казахстана (АНК)[1].

Собственно, вот такой, достаточно понятный расклад и тенденции, характерные в целом для пространства СНГ: внушительно-чиновнический «монолитный» центр и более маргинальные правый и левые сегменты, а также некие, по списку, общественники из Ассамблеи (на «плечах» правящей партии).

Вот в этом-то созыве, причем от партии власти, и оказался в парламенте Казахстана продвиженец темы реабилитации Туркестанского легиона Б. Абдыгалиулы.

Депутат Берик Абдыгалиулы принимает присягу, 2021 г.

По образованию он историк. По окончании университета — научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК. Молодой «стратег», очевидно, сразу попадает в орбиту заокеанских друзей, где ему «обламывается» сразу несколько бонусов: курсы Американского агентства по содействию науке (и последующая стажировка в органах госуправления США, 1995), а затем – пребывание в Школе госуправления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета (1997).

Уже с новым «мЫшлением», расширив горизонт собственного кругозора, он трудится сначала в министерстве информации, потом — в Аналитическом центре Совета безопасности РК (однако!).

После чего «патентованный» Берик внезапно уходит с госслужбы и оказывается поочередно во главе неких некоммерческих организаций с громкими названиями: «Институт национальных исследований» и «Фонд политического образования». Короче говоря, устроился, по всему видно, «соросовским грантоедом». Здесь он чем-то напоминает «широко известную в узких украинских кругах личность» М. Вятровича, киевского «нацика», директора пресловутого «Института памяти».

Затем Б. Абдыгалиулы как неординарная во всех смыслах личность взялся руководить предвыборным штабом (2003-2004 гг.) молодой тогда, уже упомянутой партии «проевропейских либералов» «АК ЖОЛ».

Победы не получилось, партия тогда «пролетела над Парижем»… В общем, из-за провала подготовка к очередным, уже президентским выборам в Казахстане (2006), у «Ак жол» состоялась уже без «начштаба Берика».

Поэтому «недооцененный» Б. Абдыгалиулы покидает пенаты и оказывается… в предместьях Киева, за тысячи километров от казахской столицы. На Украине — как раз разгул так называемого «оранжевого майдана», а Берик, согласно кадровой справки — советник мэра небольшого городка Вышгород (родины древнерусской княгини Ольги, первой из женщин нашей земли, принявшей православие, ныне — святой Равноапостольной Русской православной церкви, а также знаменитой Владимирской иконы Богоматери). Наверное, заокеанские друзья и здесь подсобили «печеньками»: за украинский бюджетный счет – это нетрудно.

Что там и кому советовал Абдыгалиулы, неведомо. Но вскоре, очевидно после неудавшегося продвижения по карьерной лестнице в стане «бандерлогов»[2] и «щирых свидомитов»[3], которым всякие «берики»[4] нужны были лишь в период «скачек против москалей», наш герой сгребает манатки и убирается восвояси.

Также возможно, что «связной», получив бесценный опыт цветных революций, был возвращен на родной ландшафт в качестве «спящего».

На родине он поначалу вновь очолюе[5] некое ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью) Центр национального развития «Атамекен / Отчизна», эдакую «лабораторию» из числа предпринимателей-общественников. Естественно с зарубежной грантовой поддержкой…

А потом «вдруг», несмотря на свои недвусмысленные связи с оппозиционной «Ак жол» (зарубежные шашни с «амерами» и «оранжевым» как бы и не в счет), пристраивается попеременно то в Администрацию президента РК (!), то в Секретариат Ассамблеи народа Казахстана (пропрезидентской площадки), то чиновником по «внутренней политике», то советником 1-го вице-премьера РК, то директором Президентского фонда развития государственного языка…

А еще через какое-то время что-то произошло – и он вновь вынужден покинуть столицу. В «опале» Б. Абдыгалиулы можно было наблюдать то главой-акимом уездных городков Жезказгана или Акарлыка, то в замах у акима-губернатора Карагандинской области.

Но наступил момент подготовки «транзита». И вот Берик снова возглавляет столичную ведомственную «контору» — НИЦ «Сакральный Казахстан». Тогда же он – вновь советник министра культуры и информации РК, руководитель еще одного бюджетного учреждения — Центра «Архив-2025», а также член Национального совета общественного доверия при Президенте Казахстана.

В общем, мандат в Мажилисе, высшем представительном органе страны, причем от проправительственной партии – это, как говорится, было уже «делом техники».

Фото коллаборантов из Туркестанского легиона «под сенью стяга». Ниже фашистского полотнища — его флажок

 

Мысли депутата вслух

Вот что пишет сегодня столичная (казахская) пресса:

 «Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий, созданная Указом Президента, поставила вопрос о реабилитации соотечественников, сражавшихся в рядах Туркестанского легиона».

Об этой работе рассказал… председатель подкомиссии по поэтапному рассекречиванию закрытых архивных фондов, созданной при Республиканской комиссии, депутат Мажилиса Парламента РК Берик Абдыгалиулы:

 «— Возникает вопрос: если такие документы могут породить распри между казахами, следует ли их рассекречивать или лучше оставить, как есть?

– Да, иногда говорится о том, что известные деятели писали друг на друга клевету. Если такие вещи будут обнаруживаться, может быть, действительно, не стоит их распространять…»

«…Среди тех, кто был обвинен по статье «бандитизм», остались нереабилитированные. В действительности, они же не были бандитами… Они убивали «красных»… Из тех, кто остался нереабилитированными, большинство были осуждены по уголовным делам именно за убийство».

«Сейчас я в рамках комиссии больше занимаюсь исследованием вопроса о вооруженных отрядах, которые называли бандитскими, действовавших в 1927-1933 годах. Будут составлены поименные списки… Мы должны вернуть имена повстанцев народу. Кроме названных были еще сотни отрядов. Эти люди были действительно храбрецами…».

«Историки в нашей комиссии в таких случаях будут искать ответ на вопрос: почему эти люди совершили убийства? Возможно, это были убийства солдат, которые пришли, чтобы истреблять жителей аула. Согласно политике тех времен, люди, убивавшие красноармейцев, пришедших с такими целями, тоже считались убийцами. По сегодняшним понятиям, они пытались защитить свои аулы от издевательств со стороны «красных». Мы изучим все дела. С методологической точки зрения, нужно принять решение о признании незаконными всех законов, действовавших во времена репрессий…».

«Точно так же должно быть принято решение о привлечении к ответственности тех, кто порочит алашординцев[6] или отрицает факт голода. На мой взгляд, нам нужен такой документ…».

«Также рассматривается вопрос о реабилитации людей, служивших в Туркестанском легионе. Большинство из них попали в плен и были вынуждены воевать в легионе. Говорят, что среди них есть люди, которые не подлежат реабилитации. Спорные вопросы…»

И так далее и в том же духе. Словом, в данном интервью новоиспеченный депутат, вполне раскрыл свои (и заодно «корпоративные») планы на предстоящую пятилетку.

Любимцы Берика

Как у любого историка, у Б. Абдыгалиулы есть свои предпочтительные темы, эпохи, личности. Одним из таких «любимцев», в ходе изучения пристрастий Б.А., оказался Мустафа Шокай (Чокай / Чокай-оглу).

Кроме того, что М. Чокай получил относительно приличное образование еще в Российской империи и на её развалинах пытался соорудить себе и своим друзьям некий «трон»[7], не погнушавшись, как выяснилось, даже сотрудничеством с гитлеровцами, став прародителем того самого «Туркестанского легиона», никаких иных оценок этой «докатившейся» до коллаборационизма личности дать нельзя!

Однако Б.А. – считает иначе и, вероятно, будет вскоре доказывать это, ссылаясь, конечно, на некие «рассекреченные архивы».

Но, как тогда и, главное, куда деть, например, факты личных посещений М. Чокаем в сопровождении фашистов-карателей из зондеркоманд концлагерей для советских военнопленных в период 1941-го?[8]

Или как расценивать сотрудничество М. Чокая с фашистами в составе так называемого «Туркестанского национального комитета» [9]?

Одновременно с этим М. Чокаев решил с помощью А. Розенберга создать курсы национал-социализма для командного состава «Туркестанской армии». Такие курсы были созданы в лагере в Вустрау[10]. Они состояли из трех ступеней: первая («ауфангслагер») для только что прибывших из лагерей военнопленных включала в себя предварительную идеологическую обработку, вторая ступень («форлагер») — для подготовленных и зарекомендовавших себя курсантов и третья («штаммлагер») — для выпускников.

Первый набор из 30 человек изучал государственное устройство Рейха, его законы, программу и устав НСДАП[11], немецкий язык, слушал цикл лекций по истории Туркестана и ислама.

Не отмазать сегодня депутату от партии «Нур Отан» и от факта обращения М. Чокая к будущему министру оккупированных восточных территорий рейха[12].

Поэтому, конечно, всем понятно, почему Берик-бей сегодня старательно отмазывает Мустафу Чокая от «легиона», «комитета» и прочих фашистских «конструкций».

Также вполне объяснимо, что «паровозом» к главному казахскому коллаборанту депутат парламента Б. Абдыгалиулы (со свойственной ему, как профессиональному историку, выучившемуся ее в советском вузе, пресловутой «методологией») приходится вытаскивать из «нацистского дерьма» сотни мелких сошек-«туркестанцев», добровольцев-карателей. Работа эта нелегкая, не на один год. Впрочем, как и рассчитывают заказчики.

Лет эдак через десять, когда новое поколение казахов, уже не только не видевшее войну, но и оценивавшее ту эпоху по «краткому курсу», который «нарисует», с позволения сказать, «ученый и омандаченый муж», подрастет и войдет в зрелый возраст, вот тогда расклад будет иным, в том числе, «если надо» (заказчикам) – и на площадях РК.

А пока в качестве иллюстрации, что процессы, запущенные «майданами», имеют свое известное продолжение в Казахстане, вот вам пара свежих фотографий из города Уральска, областного центра Западно-Казахстанской области.

Традиционные призывы «ультрас» — так с некоторых пор обобщающе именуются радикализированные молодые футбольные фанаты. На Украине в 2014-м «ультрасы» оказались главным тараном массовых беспорядков. Впоследствии они сконцентрировались в так называемом «Правом секторе» — экстремистской организации, запрещенной сегодня в РФ. Июнь 2021, центр г. Уральска. Казахстан.

Информация для казахских чиновников, включая силовиков — если они об этом еще не знают.

Одно из «граффити» имеет внизу приписку «1.3.1.2.» – это зашифрованный код. Его можно вполне открыто раскусить, немного погуглив интернет-паутину. Общий смысл послания — это радикальный призыв против представителей правоохранительных органов. Призыв, интернациональный по своему смыслу, но  всегда имеющий конкретного внутреннего адресата и — потенциальную «жертву».

А так как, исходя из жизненной (украинской в данном случае) практики, до момента массовых беспорядков «ультрасам» ждать невмоготу, то они тренируются, набивают руку на одиноких прохожих, лицах не своей национальности, «бомжах» и прочих, как правило, беззащитных представителях нашего общества, попавшимся «стае» под руку.

На Украине «ультрасов» в свое время пригрело ВО «Свобода»[13]. Что интересно, у этой, когда-то нищей маргинальной организации на указанный «молодежный проект» тогда же в одночасье поступили значительные (прежде всего, западные) средства, позволяющие оплачивать группам фанатов билеты на стадионы, проезд и прочие «плюшки», включая создание и тиражирование (агрессивной) атрибутики, организацию и проведение «лабораторий лидеров» и т.п…

Представляется, что в Казахстане формируется нечто очень похожее.

Ну, а «месседжи» историков, «сверху» обеляющих нацизм и участвующих в этом преступлении против человечества «туркестанских легионеров» будут к тому времени вполне «съедобным» подспорьем для «воспитательных занятий» местного молодняка и прочих «правых», назовись они хоть трижды «демократами».

П.С.

Согласно историческим данным, М. Чокай как идейный вдохновитель и организатор коллаборантского соединения «Туркестанский легион», посещая в 1941-1942 гг. поочередно несколько концлагерей на территории оккупированной фашистами Украины, где отфильтровывали готовых к переходу на сторону гитлеровцев обездоленных военнопленных-выходцев из Средней Азии, то ли заразился тифом, то ли был отравлен своим же конкурентом (спутником по этим «деликатным» инспекциям) и очень скоро умер.

В общем, М. Чокай не дождался «триумфа рейха в Казахстане».

И – слава Богу!

Однако вот какое заявление делается в канун 80-летия нападения фашистской Германии на СССР (1941-2021). Причем, представителем правящей партии Казахстана! Цитата от Б.А. (Берика Абдыгалиулы):

«Мы установили памятник Мустафе Шокаю, снимаем фильмы о нем. Возможно, покажется, что его и не нужно реабилитировать. Но нужен документ, в этом смысл политической реабилитации. У нас будут такие документы! И если завтра кто-то начнет писать, что «Мустафа Шокай — немецкий предатель», мы его за это привлечем к ответственности. В Указе Президента о реабилитации это требование должно быть конкретно прописано. Чтобы привлекались к ответственности те, кто будет порочить Мустафу Шокая!».

В общем, по всему видно: «продолжение следует»!..

Уральск – Симферополь

Фото из открытых источников


 

1] Мажилис – нижняя палата парламента Республики Казахстан. Обновляется раз в пять лет. Избрание 98 депутатов Мажилиса осуществляется по партийным спискам. Еще 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Всего в Мажилисе 107 мандатов.

Ассамблея народа Казахстана (АНК) — консультативно-совещательный орган при президенте РК. Согласно «свежему» закону, Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации / «Елбасы» (Н. Назарбаеву) принадлежит право пожизненно возглавлять АНК (обратим внимание, что в Казахстане принята не обычная для нашего советского-российского собирательного понимания Ассамблея народОВ, а ассамблея народА).

Сенат (верхняя палата, 49 мест). Сенат образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области (14 по два), городов республиканского значения (Алма-Аты и Шимкента) и столицы РК – г. Нурсултана, всего 34 мандата, избираемых косвенными выборщиками.

Еще 15 депутатов Сената назначаются президентом республики. Срок их полномочий 6 лет, при этом половина избираемых сенаторов (17 из 34-х) переизбирается (ротируются) каждые 3 года.

[2] «Бандерлоги» — презрительное и обобщающее современное обозначение сторонников героизации известного украинского националиста Степана Бандеры (ассоциирующиеся с персонажами-обезьянами из известного рассказа «Книга джунглей» Р. Киплинга, а также его советской экранизации — мультфильма «Маугли»)

[3] «Щирые свидомиты» – еще один сленговый слоган, обозначающий представителей крайне националистического украинского крыла (от малороссийских слов «щiрий» — искренний и «свiдомий» — сознательный), откровенных в своих ксенофобских призывах и действиях адептов

[4] «Берик» — так называется казахская шапка, национальный мужской/женский зимний головной убор

[5] «Очолюваты» – с украинского – возглавлять

[6] Алашординцы — представители существовавшего в годы Гражданской войны самопровозглашённого казахского национально-территориального образования, под управлением правительства «Алаш-Орды» (учрежденного в Оренбурге). Вследствие отсутствия какой-либо поддержки со стороны казахов АО влилась в систему советов и впоследствии была ликвидирована Военно-революционным комитетом большевиков по управлению Киргизским краем.

[7] Пример: после падения Временного правительства М. Чокаев принял участие в так называемом «Национальном съезде представителей народов Туркестана» в г. Коканде. После съезда осенью 1817-го Чокаев самолично объявил о создании организации «Кокандская автономия» и возглавил ее. Англичане сразу признали КА, а позже ввели оккупационные войска. «Пропетляв» всего три месяца, дутая «автономия», несмотря на прытких англосаксов, прекратила свою деятельность с приходом большевиков

[8] В первые месяцы Великой Отечественной войны активисты эмиграции посещали лагеря военнопленных на территории Польши, Украины, отбирая будущих «национальных легионеров». Вопрос о том, как называть военные формирования из мусульман, решился просто: Чокаев предложил пафосное наименование — «Туркестанская армия», немцы же остановили свой выбор на более скромном «Туркестанском легионе».

[9] Туркестанский Национальный Комитет (ТНК) – коллаборантская организация времен Второй Мировой войны, возглавляемая этническим узбеком Вали Каюм-Ханом (Каюмовым). При комитете был собран актив из числа эмигрантов, представителей народов Средней Азии, которые использовались для допроса советских военнопленных и сбора различной информации.

Комитет имел свою периодическую печать: газету «Яш Туркестан» и ежемесячные журналы «Милли Едабиат» и «Милли Туркестан», используемую нацистами в пропагандистских целях среди так называемых «мусульманских» и «восточных» подразделений и частей.

[10] «Свободный лагерь в местечке Вустрау» — объект Министерства пропаганды Рейха (в 1942-м был передан в ведение Восточного министерства, в качестве головного, фрайлагеря, являлся сборным пунктом для пропагандистов, прибывавших из других лагерей). По мере надобности они направлялись в различные отделы и учреждения ВМ, занимали посты бургомистров или пропагандистов в лагерях военнопленных и рабочих-остовцев. Часть кадров, прошедших обучение в Вустрау, направлялась в различные учреждения, предприятия и пропагандистские организации на территории Германии.

[11] НСДАП — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. На Нюрнбергском процессе руководящий состав партии был объявлен преступным, а идеология НСДАП была признана одной из главных причин войны.

[12] «В результате раздумий появляется на свет его письмо к Розенбергу. В нем Чокаев обосновывает свою новую политическую идею, создание с помощью Великой Германии исламского государства «Туркестан», организацию особой армии из бывших советских военнопленных-мусульман для высадки десанта в Каракумах и свержения Советской власти» (Источник: книга историка С. Чуева «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха», 2004, М см. — https://www.litmir.me/br/?b=72735)

«Собрать вспомогательные отряды из советских солдат тюркских национальностей, и помогать немецкой армии», — такова основная цель обращения к Альфреду Розенбергу Мустафы Чокая.

[13] Всеукраинское объединение «Свобода» — националистическая, если не сказать нацистская, политическая партия, запрещенная в РФ за свою экстремистскую деятельность.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 8

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Со шпаной не договариваются. Её лупят во всех подворотнях

Евгений ПОПОВ

Национализация предприятий в Крыму: что это было?

Дипломатический форпост

Оставить комментарий