Крымское Эхо
15 лет Крымскому Эху. Лучшее

Три источника, три составляющих и три технологии конструирования украинской трагедии

Три источника, три составляющих и три технологии конструирования украинской трагедии
Осенью 2014 г. окончательно сложилась система власти постмайданной Украины. Получился странный гибрид беспринципной олигархии, откровенного неонацизма и прозападного либерализма.
Как страна смогла обрушиться в это инферно? Как народ превратили в послушную митинговую и голосовательную машину, работающую против своих интересов? Какие технологии в этом были задействованы?
Ответы на эти вопросы – в статье.

20.10.2014

Один из российских политиков назвал майданный переворот политическим Чернобылем. Но я бы назвал то, что происходит на Украине с конца прошлого года, духовно-политической катастрофой.
Если поначалу казалось, что вся майданная истерия – это продукт банальной информационной войны, то теперь необходимо признать, что у значительной части населения Украины (пусть это всего 10-15-20 процентов – этого достаточно, чтобы поставить оставшихся под контроль) выработано системное мировоззрение, ведущее эту страну по пути духовной катастрофы.

Для того, чтобы относительно образованные, имеющие опыт социальной активности люди стали системно и самозабвенно разрушать свою собственную страну, с ними что-то должно было произойти. Точнее, что-то надо было сделать с их головами, так огреть дубиной «спецдискурса», чтобы полностью лишить адекватности, рациональности и прагматизма. Попробуем разобраться, при помощи каких идей с ними провели такую виртуальную лоботомию.

Три источника такой лоботомии обнаружить нетрудно. Это пресловутые европейские ценности, борьба с коррупцией и идея об особой свободолюбивости украинского народа (здесь и далее выделено нами — ред).

Начнем с последней. По моим наблюдениям, где-то со второй половины 2012 года в информационном пространстве Украины начали распространяться тексты, в которых продвигались примерно следующие идеи: существующая политическая и экономическая система принципиально нереформируема, поэтому ее надо разрушать до основания, только так можно освободиться от внутренних и внешних врагов, у украинцев есть такой опыт в прошлом – это хмельничина с руиной и гражданская война.

Вполне очевидно, что такие исторические аналогии должны как минимум отпугивать, но они почему-то оказались привлекательными.

Причиной тому являются первые два источника.

Евроценности. Вряд ли можно найти более бессмысленный термин. Любой, кто более или менее сведущ в аксиологии (отрасль философии, занимающаяся ценностями), понимает, что не может быть ни европейских, ни азиатских, ни африканских ценностей. Может быть специфика ценностной системы у той или иной культуры или цивилизации, но эта специфика весьма изменчива во времени. Если бы, например, Конфуций вдруг воскрес, он бы с удивлением узнал, что всю жизнь проповедовал европейские ценности.

Выход во внешней политике на первый план каких-то ценностей ничего вам не напоминает? Про общечеловеческие ценности Михаила Сергеевича помните? А что потом последовало? Весьма прозрачные аналогии. В то же время, внешняя политика – это столкновение интересов. Но интересы – это область рационального, а ценности – сфера эмоций и чувств.

Когда речь идет об интересах, возможны не только конфликты, но и переговоры, компромиссы, поиск общего, а в случае несовпадения ценностей – только конфликт, явный или прикрытый фиговым листком толерантности. За ценности умирают, а об интересах договариваются. Так и рождалась оголтелость, непримиримость майдана, с самого начла функционировавшего по принципу: есть наше мнение — и неправильное.

Ну, допустим, раз о евроценностях так много говорят, значит, они есть, хотя бы виртуально. Это означает, что есть ценности европейской цивилизации, а есть ценности других цивилизаций. Но поскольку ценности – это сфера конфликта, то тот, кто так считает, моментально попадает в парадигму конфликта цивилизаций. А если кто еще помнит старика Хантингтона, то может и вспомнить, что он характеризовал Украину как расколотую страну между двумя цивилизациями и предполагал, что возможен ее распад или вооруженный конфликт с Россией.

То есть, громогласное провозглашение евроценностей означает только одно – распространение на территорию Украины процесса столкновения цивилизаций, из которого вполне логично следуют и гражданская война, и внешне вмешательство, и особая ожесточенность противостояния.

Теперь о пресловутой коррупции. Мне не раз приходилось полушутя говорить, что украинское государство было создано для осуществления коррупции (без всевидящего и карающего ока Центра), поэтому тот, кто борется с коррупцией – занимается антигосударственной деятельностью. Любая борьба с коррупцией в этих условиях – это борьба за перераспределение коррупции. В странах, не имеющих осмысленного будущего (к таковым относится подавляющее большинство современных государств), в которое стоит вкладываться и народу, и элите, коррупция – это, с одной стороны, клей, скрепляющий элиты, с другой – поле перманентной борьбы элитных групп.

Отсюда борьба с коррупцией до определенного уровня – это просто борьба элитных групп, а более глубокая и ожесточенная борьба неминуемо приведет к разрушению политической системы, поскольку без коррупции она элите не нужна. 2 декабря 2014 г., на следующий день после чуть ли не миллионной «ходы» по центру Киева, прозвучали очень интересные слова Давида Жвании о том, что все это майданное действо должно завершиться возвратом к конституции-2004.

Если доминирование президентской власти в констиутции-1996 создавало условия для перераспределения коррупции в пользу гаранта, то конституция-2004 изначально была призвана для превращения Украины в акционерное общество олигархических групп, когда каждая из них будет иметь свою долю в коррупционном общаке (энное количество нардепов, министерские посты и т.д. и т.п.).

Напомню, что из всех провозглашенных майданом целей в полной мере реализована только одна – возврат к конституции-2004. И только общий интерес олигархов, который смог практически реализоваться в новой политико-правовой реальности, в настоящее время сохраняет Украину как государство. Более того, сам майдан как весьма разнородное движение оказался успешным лишь постольку, поскольку был скреплен интересами коррумпированных групп.

Итак, навязывание евроценностей обязательно должно было привести к культурно-цивилизационному конфликту, гипотетическая победа над коррупцией – к разрушению политической системы, поэтому понятно, почему такой интерес вызывали руина XVII в. и гражданская война XX. Плюс внешний интерес: желание запустить процесс формирования еще одной «черной дыры» вполне просматривается в украинских событиях. Этого интереса и сконструированного дискурса хватило, чтобы три составляющих майданного политического процесса смогли поставить на грань пропасти сорокамиллионную страну.

Кто же эти три составляющих?

А эти три составляющих весьма типичны для аналогичных ситуаций. Первая, и самая бросающаяся в глаза – это борцы за демократию, права и свободы. Они выполняют роль своеобразного запала, но об этом чуть позже. Вторая составляющая – обладатели вполне конкретного меркантильного интереса. В случае Украины – это олигархические группы, ущемленные Януковичем и ставшие всерьез опасаться за свое будущее. Третья составляющая – радикальные военизированные группы, выполняющие роль тарана в процессе сокрушения легитимного порядка.

Общая схема взаимодействия демократических, меркантильных и радикальных групп выглядит следующим образом: ущемленные группы меркантильного интереса начинают расшатывать легитимный порядок при помощи протестов «за демократию, свободу, права человека и т.п.».

Когда легитимный порядок ослабевает и снижает уровень своей легитимности, наступает черед радикальных групп таскать каштаны из огня для меркантильных групп.

Аналогичная схема работала в период «арабской весны» – все начиналось с борьбы с диктатурой (Мубарака, Каддафи, Асада), вполне демократических протестов, а затем в образовавшуюся брешь бросались боевики.

Однако такая схема работала и ранее. Вспомним Таджикистан начала 90-х. Региональные кланы, не имевшие привилегированного доступа к кормушке, инспирировали демократические протесты на площади, а затем, откуда не возьмись, в советской республике объявились вакхабиты и начала раскручиваться спираль гражданской войны. Украина за полгода сумела почти догнать Таджикистан по числу жертв и беженцев, а разве мог кто-нибудь год назад предположить такое развитие событий?

Схожая схема реализовывалась и большевиками, правда, без наличия меркантильного интереса. Программа-минимум РСДРП(б) провозглашала борьбу за демократические свободы, наличие которых облегчало бы реализацию программы-максимум – создание «диктатуры пролетариата», а точнее, большевистской партии и реализовывалась она отнюдь не демократическими методами.

Во всех случаях борьба за демократию приводила к тому, что демократии становилось заметно меньше, что, собственно, мы можем наблюдать на Украине.

Но как же удалось столь успешно манипулировать массами? Украинский кризис дает бесценный опыт всем тем, кто хочет избежать такого сценария у себя на родине. В видимом хаосе инфернальной майданной информвойны можно обнаружить три системных манипуляции, которые выступили технологиями конструирования кризиса.

Первая манипуяляция, предшествовавшая другим – это унижение. Она основана на определенном историческом опыте: унизительное поражение Германии в первой мировой и последующие системные унижения со стороны держав-победительниц вызвали в стране с высоким уровнем культуры (в том числе и правовой) диктатуру, ужасающую нас до сих пор.

На Украине «демократические СМИ» год за годом актуализировали состояние униженности населения. Низкий уровень жизни, неэффективность государства, злоупотребления власти – вот главные темы. Граждане же, неспособные критически оценить кандидатов, раз за разом покупающиеся на предвыборную демагогию, голосующие за рекламные ролики совершенно не причем — они жертвы.

Каждой социальной группе актуализировалась собственная униженность. Те, кто считал себя средним классом, страдали от того, что они не могут потреблять, как средний класс; свидомых унижало то, что «держава е», а толку от нее никакого. Настоящее перекликалось с прошлым: упорно конструировалась историческая память, в которой народ постоянно становился жертвой. Униженное сознание стало благодатной средой для последующих манипуляций.

Дело в том, что состояние униженности актуализирует детские уровни психики, оно порождает склонность к простым решениям, веру в чудо, неспособность предвидеть последствия. То есть все то, что мы имели возможность наблюдать на майдане и что продолжаем наблюдать в действиях нынешних украинских властей. Отсюда, кстати, наивная уверенность в том, что все беды в Межигорье.

Основываясь на таком состоянии массового сознания, был запущен процесс архаизации, цель которого – напрочь отключить критическое мышление у участников массовых акций. Сам майдан очень сильно напоминал какое-то языческое капище. Там все время происходил какой-то кипучий процесс. Но дело в том, что архаическое мышление и поведение от современного отличает соотношение состояния и процесса. Человек современной культуры понимает, что для правильного процесса нужно создать необходимые условия, поэтому его мышление и действие происходит по схеме «состояние – процесс». В архаике все наоборот. Именно процесс (ритуалы, жертвоприношения и т.п.) должен создать нужное состояние.

После того, как в действо вмешались те, кто понимал, как должны соотноситься процесс и состояние, и Янукович был свергнут, архаика вернулась: запускаются все новые ритуалы, происходят жертвоприношения, все движется по замкнутому кругу. Последним таким ритуальным бессмысленным действием стала люстрация. А само это слово с латыни означает: очищение посредством жертвоприношений.

Архаизация сознания создала условия для третьей технологии манипуляции – конструированию социальных границ. Архаическому сознанию свойственно жесткое разделение мира на своих и чужих. Насколько ярко это проявилось на последнем майдане и в действиях майданной власти, думаю, много говорить излишне. В этом, кстати, существенная разница между майданом-2004 и нынешними событиями. Тогда «оранжевые» активисты обращались к оппонентам с улыбкой, с внутренней убежденностью в своей благой миссии. И это было действительно весьма эффективной технологией.

На последнем майдане мы видели агрессию, ксенофобию, стремление разделить весь мир на белое и черное, на добро и зло. И такое восприятие действительности стало доминирующим в постмайданный период.

Бесконечный креатив по созданию и навешиванию ярлыков, разделяющих общество на непримиримых врагов, расчеловечивание своих противников – это лишь часть стратегии конструирования разделяющих границ.

Произошедшее на прошлой неделе закрепление дня УПА в качестве государственного праздника – это еще один способ проведения границы. Всем тем, для кого 23 февраля было праздником, прямо сказано: вы никто и звать вас никак.

То же относится и к сносу памятников. С одной стороны – это типичный архаический деструктивный ритуал, с другой – жесткое проведение границы между теми, кто «право имеет» и теми, кто теперь должен им подчиняться. То, что это провоцирование продолжения гражданского противостояния, чреватого расширением гражданской войны понятно всем, кто сохранил рациональность мышления. Однако такое понимание абсолютно чуждо тем, кто, переживая комплекс унижения, погружаясь в стихию архаики, абсолютно реально видит перед собой врага.

Униженное архаизированное сознание, в котором закреплен образ врага – это страшная стихия. Именно поэтому стало возможно то, что год назад никто не мог предположить и в страшном сне. И именно с такой стихией нам суждено соседствовать ближайшие годы. Поэтому необходимо всячески бороться с распространением этой заразы. А также необходимо помнить и о том, что от применения таких технологий никто не застрахован.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Людей оценило: 9

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Грядет ли Октябрь?

Сергей КЛЁНОВ

Джульетто Кьеза: «Наша цивилизация катится к закату…»

Борис ВАСИЛЬЕВ

Разговор длиною в 15 лет

Оставить комментарий