Крымское Эхо
Знать и помнить Симферополь

«Все найкраще — диточкам!»

«Все найкраще — диточкам!»

КАК ПРИ УКРАИНЕ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ СЕЙ ВАЖНЫЙ ЛОЗУНГ «У СIМФЕРОПОЛI»

В прошлой своей статье («Чей туфля»), описывая невеселые перипетии республиканской недвижимости в украинский период под «дланью» этно-уголовников, я вскользь упомянул о судьбе Детской библиотеки имени Антона Павловича Чехова, что расположена на одноименной улице в родном Симферополе.

Так вот, дорогие земляки: её, библиотеки, сегодня не существует!

Крымские дети перетопчутся — видимо, так посчитали тогда местные чиновники. На дворе были 90-е (прошлого уже века): «самое время» отучать советских школьников читать книжки. И не только на русском языке. Опять же, экономия, перестройка, приватизация…

В общем, «оптимизируя» сеть библиотек, клубов, домов культуры, различных (бесплатных!) кружков и секций, а также кинотеатров и музеев, чиновники симферопольской «мэрии» (западные термины тогда повсеместно внедрялись) задумали затеять в оном очаге культуры ремонт!

Тут как раз подоспели выборы очередного состава Верховного Совета республики. А новый, «левый-клевый и прогрессивный» лидер-интернационалист взял да и замахнулся на «свежий проект» — реализацию своего вожделенного выдвижения в президенты «нэньки».

А заодно, как потом выяснилось, косвенно посягнул и на светлое будущее симферопольских детишек-читателей всех национальностей: дав указание учредить и создать в натуре Музей крымско-татарского искусства, размещаться которому вскоре определили известный уже адрес по «ул. Чехова, д. 17 и 20» (что на перекрестке с ул. Караимской/Большевистской). Да-да, в той самой «подремонтной» детской библиотечке!..

«По-большевистски» так, решительно и без оглядки: «Будущие поколения нас поймут и простят!»

Честно говоря, почему в Крыму до сих пор нет второго этнического музея!? Как это сочетается с Основным законом общегражданского общества нашей республики, старым украинским — «мешковско-грачевским» и новым российским, непонятно. Вопрос этот — политикам, чиновникам и работникам сферы правовой науки!

Так же, как нет сегодня, кроме «Консультативного совета крымских татар при Главе РК», иного этнического по составу и сущности, аналогичного по образу «моноэтнического» органа «при Совмине». Так и живем!..

Собственно говоря, наряду с Крымским этнографическим музеем, что на улице Пушкина, коллектив «татарского», как аналогичное по структуре и близкое по задачам этнографическое учреждение Министерства культуры Крыма республиканского уровня, выполняет здесь свою известную гуманитарную функцию грамотно и ответственно. Вопросов нет.

Однако и тогда было, да и теперь интригующе интересно, почему непосредственно в основной и самый престижный корпус этой (бывшей детской) симферопольской библиотеки (на Чехова, 20), внутренней площадью ок. 250 кв.м, с читальным залом оный музей так и не переехал. Даже спустя четверть века (1998г.) после высокого правительственного решения. А получил в итоге лишь принадлежащее ранее управлению культуры двухэтажно-древнее строение напротив (Чехова, 17, около 450 кв.м). Куда вскоре и перебрался.

Да, сначала, как мы помним (нам рассказывали) — «шел ремонт».

Потом у объекта, его требующего, библиотеки-«чеховки», ой, извините — «нацмузея», появился «спонсор»: взрослые дяди из фирмы по производству стеклопакетов (окон / дверей) «Winter / Зима». Ну, не чудесно ли, радовались авторы-краеведы в газетах.

Карась сам в сети пошел. «Продвинутое купечество» поможет, само того «не догоняя», приблизить темные массы к культуре! Вот оно, «новое мЫшление»!.. Ну, конечно, и себе заодно в жирном-то местечке, гнездышко-бизнес «де-нить в уголке» совьет.

Ага!..

Бывшее здание детской библиотеки

Удивительное совпадение? Но общество с ограниченной отвественностью «Винтер» гражданами Табахом Садыком и Табахом Сеяром зарегистрировано ныне в Симферополе на улице «Неврез», что сразу за школой №44 («имени Алиме Абденановой»), в микрорайоне «Ак-Мечеть». Также, наверное, случайное сходство, что некий «Садык Табах» до сих пор числится, согласно вездесущей «Википедии», «членом меджлиса»[1].

На углу здания есть такая вот табличка

При этом внезапно возникший тогда, в наивном прошлом, у рядовых культработников «библо-музов», оптимизм, как и положено в «тумане эпохи», постепенно, месяц за месяцем, улетучивался, переходя в растерянность и отчаяние. А вскоре вместо «чужих очкариков» с книжками или «своих музейщиков» с громоздкими шкафами-экспонатами, в «центровом» здании «отдуплился»… офис все той же фирмы.

И никто, оказывается, никуда не собирался переезжать! Ни дети — «назад». Ни музей — «вперед», из своих, казалось, временных (однако за четверть века уже перевалило!) лачуг  да еще и расположенных в глубине общего двора Старого города с частными жильцами и их машинами, грядками, бельевыми веревками разномастными калитками и собаками…

При этом, чтобы «уж наверняка», основное здание «пост-читальни/нео-музея/норд-фирмы», укро-чиновники и следом городские прикормленные СМИ начали величать с легким придыханием, в котором сквозила определенная тайна и некий фатализм: «симферопольский региональный меджлис»[2].

А вскоре на стене появилась и соответствующая «пафосно охранная» табличка (как и на аналогично «отжатом» здании, что на соседней улице Потемкинской/Шмидта). В общем, прохожий, не подходи даже близко! Кто и на каком основании их повесил, разрешил (на зданиях-памятниках) — сие тоже была тайна. До поры…

И вот — 2014-й! Худо-бедно — вытолкали, выжили, проводили этих разнокалиберных и нагловатых этно-экстремистов за Перекоп. А теперь, после начала СВО, вообще от госграницы и из-под Киева дальше подались, деру дали во Львов. Гуськом за мини-вожаком да мелкими перебежками. Уж и на Варшаву начинают наиболее «продрыставшиеся» поглядывать…

А у нас после очередных «победных», почти невидимых простому глазу околоисполкомовских интриг вокруг «недвижки» (старые-то кадры все на своих местах остались), когда и «симферопольская» этно-ОПГ сгинула из центра города вместе со своей табличкой, для «культуры» так и «не рассвело». Ни «взрослому» музею, ни детбиблиотеке здание не вернули!..

Правда, через какое-то время, очевидно, представителями Централизованной религиозной организации (ЦРО), официально зарегистрированной на территории российского полуострова объединения граждан «Духовное управление мусульман Крыма и Севастополя» (ДУМКС), на упомянутом особняке была установлена новая табличка. Памятная! В честь Номана Челебиджихана (социалиста-националиста Челеби Челебиева, «первого татарского муфтия» и несостоявшегося «крымского премьера от курултая», автора «этноконституции», убитого в 1918 севастопольскими матросами-анархистами).

Отдел внешних связей и организации хаджа

Ну, а в самих «пространствах» параллельно разместилось хадж-управление (отдел внешних связей и организации хаджа) ДУМКС. Подразделение ЦРО, занимающееся подготовкой и организацией ежегодного паломничества крымских мусульман по святым местам, в Мекку (ныне это Королевство Саудовская Аравия). В соседней мечети «Кебир-джами», где размещается «штаб» ДУМКС, оказалось тесновато.

Справочно: до 2014 года из АРК направлялось в хадж не более сотни паломников-мусульман. При Украине эта затея была не всем по карману. Вскоре их контингент, в том числе при содействии новых властей, в частности, Совета министров РК (включая  финансовое, организационно-транспортное и проч.), стал расти. Причем в разы. Так, незадолго до пандемии «ковида-19» (2020) на хадж из нашей республики (несмотря на посторонние «санкции-блокады» недругов, противодействие «меджлисовцев») в составе росийской делегации убывало ежегодно по 550- 600 человек.

Ну, вот как-то так. Получается, «помещение библиотеки-музея» не простаивало, работало. Если не на культуру, то хотя бы на культ!..

В настоящее время под патронатом Президента России и при активном содействии федеральных и региональных исполнительных органов власти, в Симферополе (на бывшем «меджлисовском самозахвате»[3]) завершается строительство комплекса сооружений Главной / Соборной крымской мечети. По неофициальным данным, общая стоимость работ уже составила 4 — 6 млрд. руб. Оценки занимаемой ею в прибрежной роще территории также разнятся. Называются площади от 3-х до 6,3 гектар.

Там, на Ялтинской, кроме самого культового здания (в котором, согласно информации в СМИ реализуются «классические формы османской архитектуры, вдохновленные решениями собора Святой Софии в Константинополе»), согласно извещениям застройщика, заказчика и спонсора (некоего федерального НПО «Фонд поддержки социально-культурных проектов») уже сооружены четыре минарета почти по 60 метров каждый, а также административный корпус, гостевой дом, парковка на 200 машиномест и проч.

В готовой, шикарно отделанной трехэтажной «админке» (с цокольным этажом, общей внутренней площадью под 2 — 2,5 тыс. кв.м) о чем в красках СМИ расписали еще года два-три назад, «располагаются офисные кабинеты, библиотека и конференц-залы. Там же есть помещение для СМИ с самым современным оборудованием».

Таким образом, хадж-управление вместе с иными, достаточно компактными, службами ДУМКС, скоро получит ключи от вполне достойных новеньких кабинетов вблизи Ялтинского шоссе, с прекрасным видом на Симферопольское «море» и Чатырдаг.

А помещения на ул. Чехова, 20, скорее всего освободятся непосредственно для городского учреждения культуры. Наверное… Мабуть… Алелемъ!.. Если, конечно, со столичным зданием библиотеки/музея кто-то что-то снова не замутит…

Во всяком случае были обновленные планы перевести туда бо́льшую часть фондов музея на год-два, на период капитального ремонта «временно-вечных пенат». В самом деле, не везти же их в филиалы: Алупкинский, Старо-Крымский или Сиреньский? Чтобы используемые ныне экспозиционные помещения в Симферополе, находящиеся, скажем положа руку на сердце, в весьма убогом состоянии, определенно и ответственно довести до ума.

Однако буквально в начале мая, в медиасфере, где превалирует крымско-татарский зритель-читатель, со ссылкой на республиканского премьера Юрия Гоцанюка, пришла весточка, что здание для музея все-таки хотят построить «с нуля». Даже определены его новые, «прогрессивные» параметры: площадь помещений в 1 — 1,3 тыс. «квадратов» (в половину «админки» ДУМКС, но в два-три раза больше ныне используемых).

Ну, а земельный участок для музея, мол, подыскивается. При этом в эфир транслировались традиционно ежегодные для первой половины мая оптимистичные, поройчересчур, «месседжи», что властями, мол, оказывается, «уже даны поручения по его /музею/ проектированию».

Заинтересовавшись эдакой подачей информации (мыслимое ли дело заставить архитекторов, конструкторов и проектантов слепить образ «вне пространства», да не просто «коробки», а неординарного, многофункционального объекта культуры регионально-федерального уровня и соответствующего же качества) предметно углубился в поиск «исходников» и «подводных глыб».

Что «накопал» — в следующем материале!

***

Однако пока такой вот, в целом неутешительный, итог.

Крымско-татарский музей культурно-исторического наследия даже сегодня, спустя почти две пятилетки после Крымской весны, ютится в бывших «фондах» той самой «библиотеки». Попросту говоря, в бывших книгохранилищах, библиотечном коллекторе. Состояние помещений по-прежнему «ниже среднего».

Сразу после 2014 года имелись планы по переводу учреждения в подходящие помещения и в более престижное место. Затем было много разговоров по его капитальному ремонту, который и был в итоге запланирован, хотя смещался из-за различных внешних обстоятельств. В настоящее же время оглашены мысли властей по строительству нового здания музея. Земельный участок, напомним, не определен. Интрига.

По восстановлению же функционирования детской библиотеки в своих законных помещениях, в родных стенах на улице Чехова в Симферополе, речь вообще не идет.

Автор, Олег Родивилов,
депутат 1998 — 2010 гг.
от Русской общины Крыма
и партии «Русский блок»

Фото автора

На фото вверху — Крымскотатарский музей
культурно-
исторического наследия


[1] «меджлис» — антиконституционная моноэтническая политорганизация с экстремистскими целями и задачами, деятельность которой запрещена российским правосудием в 2016 году;

[2] «симферопольский региональный меджлис» — одно из «территориальных подразделений», сателлит, местная городская организованная преступная группа (ОПГ) «главного меджлиса-курултая»; структура, аналогично преследуемая российскими правоохранителями за этно-экстремизм, антиконституционную противоправную деятельность;

[3] «меджлисовский самозахват на улице Юбилейной / Ялтинской» в столице республики — изначальная провокационная акция главарей ОПГ «меджлис-курултай», направленная против своих личных оппонентов — местных лидеров КРО Компартии Украины; переведенная затем в иную, более острую форму этно-конфликта (принявшая характер «религиозного спора», когда на данное «пятно», имеющее статус режимной зоны Симферопольского водохранилища с подачи вожаков ОПГ было заявлено о «желании мусульман в постройке там Главной мечети); и в итоге, в перманентном режиме форс-мажора, зарегулированная, узаконенная в украинский период (с одновременным и безуспешным поиском спонсоров то в Турции, то в Иране, то на Западе); после 2014 года была переведена в относительно спокойное, позитивное русло, и теперь, как видим, находится в стадии грандиозного строительства (которое, в свете недавних позитивных комментариев главы Российского государства, по всей видимости, будет таки окончено к осени этого года).

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Людей оценило: 50

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Чернобыль: трагедия века

Юлия МИНАЕВА

Провокационные игры на исторической памяти

Валерий БОРИСОВ

Боль сердца

Елена БОЙКО

Оставить комментарий