ЧЕГО МОЖНО ЖДАТЬ ОТ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В МИРЕ ПОСЛЕ 24.02.22
Политические и экономические преобразования в мире, назревавшие уже давно, но запущенные после начала спецоперации на Украине, по-разному отображаются в действиях современных цивилизаций. При этом в ситуациях радикальных преобразований перед культурными сообществами встает два вопроса: первый – в какой роли и как принять в них участие, второй – как адаптироваться к тому, на что повлиять не можешь.
Все это проблемы с очень высокой степенью неопределенности, а в таких ситуациях бо́льшее значение, чем опыт, имеет то, что принято называть менталитетом, архетипами, культурным кодом и другими словами, на выдумку которых горазды гуманитарии всех стран и народов. Все эти слова означают примерно одно и то же — думаю, что их значение читателю в общих чертах понятно. Такой культурный, цивилизационный код во многом определяет реакцию на действия России, об этом мы уже писали тут.
Итак, перед нами мир после 24.02.22. У всех проблемы, как жить дальше. По-прежнему не получится, это уже очевидно. Как будут вести себя основные цивилизации нашего мира? Просчет рациональных интересов не работает, ибо разуму для выводов нужны твердые основания, а не текучесть. Поэтому нужно обратиться к глубинным основаниям их культуры. Формат статьи позволяет только пунктирно наметить, как эти основания влияют на реагирование Китая, Индии, исламского и западного миров. Пока обойдемся таким пунктиром.
Начнем с Китая. Многие ждали, что он вприпрыжку побежит вместе с Россией бороться с гегемонией США. Но Китай в принципе вприпрыжку не бегает. Исключение – эксперименты Мао, но исключения бывают. В те времена Китай был крайне разбалансирован изнутри и с трудом понимал, что он такое и зачем. Мао творил новую реальность на развалинах прежней и искал путь (Дао?), как и в какой роли встроить Китай в мир, сложившийся после Второй мировой. В конце своей жизни он нащупал примерный путь, который уже реализовали его приемники.
Так в чем путь Китая? Базовая ценность китайской культуры – социальный порядок, этого он ждет и от остального мира. В этом порядке Китай должен стать главным, но постепенно, по даосскому принципу, ожидая, когда мимо проплывет труп прежнего гегемона. Поэтому для Китая резкое переворачивание геополитического стола – своего рода потрясение. Встраиваться в тренд, запущенный Россией, он точно не будет, скорее будет придерживаться такого же даосского принципа: «Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага».
Этот принцип Мао формулировал так: «Мудрая обезьяна сидит на горе и наблюдает, как в долине дерутся два тигра».
Поэтому Китай так осторожен, и не следует ждать от него резких движений в ближайшем будущем, что бы не рассказывал вам популярный в русскоязычном ютубе китаевед. Проблему Тайваня Китай будет решать как восстановление нарушенного порядка. Что он придумает для этого – пока вопрос. На резкие движения Китай может пойти только если его к этому вынудят. А вынудить может как внешнее давление, так и внутренние проблемы.
Эскалацию внешнего давления со стороны Запада не стоит исключать, поскольку там сейчас явно предали забвению все собственные достижения в науке межкультурных коммуникаций. Мифохимера глобального мира сыграла с создавшим ее Западом плохую шутку: где-то со средины 90-х они перестали серьезно относиться к цивилизационным и культурным различиям. Хотя изучение и использование этих различий было отличительной чертой западной цивилизации в ХХ веке.
Я долго не мог понять, почему Запад, в первую очередь США, нарушают собственные успешные стратегии использования знаний о ментальности других народов, пытался найти в этом хитрую технологию. Но потом понял, что они просто забыли об этом. И мы неоднократно видели, как американское руководство разговаривает с китайским или лидерами исламских стран так, как нельзя разговаривать с представителями этих культур.
В Китае же достаточно внимательно относятся к собственным культурным основаниям, хорошо осознают, в чем их отличие от других, какие стратегии в китайской истории приводили к долговременным устойчивым успехам, а какие вели к поражениям, пусть даже и с кратковременными взлетами. Поэтому еще раз повторю, резких движений со стороны Китая, однозначной поддержки России ждать не стоит.
Удивила после 24.02.22 Индия. Казалось бы, Запад ее поддерживал как противовес Китаю, не обращал внимания на все, что связано в правами человека и даже на военно-техническое сотрудничество с Россией.
Говорить, что Индия поддерживает Россию, не стоит, несмотря на отказ примкнуть к западным санкциям.
Но нужно признать, что Индия неожиданно проявила себя активным субъектом, предприимчиво используя возникшие возможности и откровенно посылая Запад подальше.
Дело в том, что Индия по своему цивилизационному коду готова воспринимать все новое, поскольку мир в их представлениях находится в непрерывном становлении-разрушении. Если для Китая разрушение порядка противоестественно, то для Индии это естественный процесс.
Символом этой картины мира является танец Шивы, в котором раскрывается цикл «создание-сохранение-разрушение». В интеллектуальной реакции на давление Запада Индия прямо демонстрирует ему, что тот ничего не понимает в новой реальности. А Шива то танцует на теле демона, символизирующего невежество.
Проявление этого цивилизационного кода мы видели, когда Индия вдруг бросилась в самые передовые цифровые технологии, хотя на тот момент была отсталой еще в очень многих сферах. Она не стала идти по прогнозируемым, пройденных другими странами ступенькам. Китай же просто повторял путь «азиатских тигров» прежних десятилетий, пусть и в более масштабном и системном виде. Так и сейчас Индия стремится по максимуму использовать новую реальность этого танца Шивы.
Мир меняется — и Индии в таких изменениях комфортно.
Если для Китая ослабление Запада — это путь установления нового порядка, благоприятного для Китая, то для Индии – просто еще один поворот в танце Шивы, и появившиеся возможности нужно использовать быстро.
Еще одной особенностью индийской ментальности является способность использовать как достижения других, так и внезапно открывающиеся шансы. Когда-то Макс Вебер, анализируя рождение капитализма в Европе, искал, где еще были такие возможности. Ни исламские нормы, ни конфуцианские традиции Китая, по его мнению, для этого не подходили.
Нереализованную возможность он видел в Гуджарате – регионе на западе Индии, известном своими не только торговыми и воинскими традициями, но и индуистской ортодоксальностью. Однако империя Великих моголов не дала реализоваться этой возможности. Нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди, который не только успешный руководитель государства, но и идеолог современной индийской цивилизации, как раз из штата Гуджарат.
Итак, Индия активно использует открывшиеся шансы интенсифицировать развитие своей экономики за счет торговли с Россией вне западных санкций. Но ее сотрудничество с нами будет только в рамках таких возможностей извлечения выгоды.
Взаимопонимание у нас с Индией есть и будет, но союзнических отношений – нет. Точно так же, как и с Китаем.
У обоих этих цивилизаций можно видеть интравертность – ваши проблемы нам интересны, только пока дают нам возможности. Поэтому не нужно надеяться на них, необходимо их использовать, точно так же, как они используют нас.
Теперь перейдем к исламской цивилизации. В поведении основных ее стран после 24.02.22 мы тоже видим особый тип реакции, непохожий ни на китайскую, ни на индийскую, но в целом благоприятную для России.
Для исламской цивилизации все изменения – воля Аллаха: нужно просто правильно эту волю понять. А во взаимодействии с миром неверных нужно определиться, кто из них бо́льший шайтан. Пока все показывает, что таким они видят в первую очередь Запад. Дело в том, что свойством шайтана, в понимании ислама, да и других религий, является обман, отказ в выполнении обещаний, вероломство.
Все это исламский мир видел много раз со стороны Запада, особенно от США после 2001 г. У исламского мира много счетов и к Китаю, и к Индии, да и к России, но актуальным главным шайтаном для него сейчас является как раз Запад. Разного рода культурные новации типа ЛГБТ только укрепляют такое отношение к западным странам у исламского мира.
Ислам с момента своего возникновения выработал градацию отношения к другим религиям: есть люди писания (христиане, иудеи), более-менее нормальное отношение к другим религиям, признающим моральное различение добра и зла (зороастризм, буддизм), есть и непримиримый враг – язычники.
Так и сейчас ислам готов по-разному относиться к иным цивилизациям.
И в заключении — о западной цивилизации, о том насколько возможно примирение с ней даже в среднесрочной перспективе. Для Запада главная проблема в том, что он чувствует собственный упадок, но не чувствует своей вины в нем — виноваты все остальные. Естественно, такой упадок понимается как зло.
Но что такое зло в понимании западной цивилизации? Понимание природы зла – это важнейший элемент цивилизационного кода. Для Китая – это нарушение порядка, для исламского мира – нарушение воли Аллаха, в индуизме сложнее с четким пониманием зла, очень философское, скажем так, к нему отношение.
Для западной культуры понимание зла было сформировано в раннехристианский период. Наиболее четко его выразил Августин Блаженный: зло – это умаление добра. Нормальное христианское понимание. Проблема в том, что сейчас в качестве добра Запад мыслит самого себя. Соответственно все, кто на него не похож, является в той или иной степени злом.
С этой непохожестью Запад готов мириться, даже толерантностью заниматься, но до тех пор, пока это иное не выступает против него.
Если же другая культура, цивилизация что-то имеет против Запада, то тут же становится в его глазах злом. Поэтому вопрос компромисса с Западом не имеет ответа: либо все должно быть согласно его представлениям — либо ты враг и исчадие ада.
Все это достаточно упрощенная схема. Каждая конкретная цивилизация, конечно, сложнее и разнообразнее в своей внутренней жизни. Но для взаимодействия с ними на общем уровне достаточно и такой схемы.
Мир разных цивилизаций – это мир возможностей, в том числе и найти с ними общий язык по отдельным вопросам.
Невозможно найти его только с Западом, поскольку он поставил на единую глобальную цивилизацию и не признает за другими их собственный путь.
Фото из открытых источников