Милый вежливый голос девушки из управления культуры города по телефону пригласил меня выступить на открытии выставки картин Рериха. Естественно я без всякой задней мысли согласился.
А как же: Николай Константинович Рерих — незаурядный человек, несомненно, оставивший значимый след в русской культуре. Русский художник, этнограф, археолог, путешественник, писатель и общественный деятель. Этот человек оставил после себя около 7 тысяч картин и около тридцати томов литературных трудов, из них один поэтический. Академик Императорской Академии художеств с 1909. Протоиерей Русской православной церкви с 1901 года.
Всё это знает практически каждый из нас. Но я не знал, что мнения о Николае Константиновиче настолько полярно разделены у нас в обществе. Выступить-то я выступил, напомнив, что в нынешнем 2024 году, 27 сентября, Николаю Константиновичу Рериху исполнится 150 лет. Особо остановился на том, что Рерих стремился показать, что духовно православные, мусульмане и буддисты очень близки.
Для нынешних беспокойных времён это очень актуальная мысль. Будущее, общее будущее, а иным оно и не может быть на нашей не слишком большой планете, может наступить только тогда, когда мы научимся уважать и понимать людей другой культуры и иной веры. В противном случае сгорим в огне ненависти друг к другу.
В своём выступлении я напомнил о том, что сегодня, когда России приходится отбиваться от всего Запада, духовное если не единение, то уж как минимум понимание, актуально как никогда.
И, как прежде в истории России, когда наступали трудные времена, православный с Алтая, мусульманин из Дагестана и буддист из Тувы вместе, плечом к плечу бьются за нашу единую великую Родину!
После таких мероприятий я обычно стараюсь дополнить свои слова в статье, которую пишу на ту же тему. И тут началось… Противники Рериха объявили мне, что Православие зачислило Рериха в разряд врагов Церкви! И если я что-то напишу о нём, то меня ждёт неминуемая кара небесная!
Практически то же самое пообещали мне отдельные (не все) рериховцы, сообщив, что я не имею никакого права писать о Николае Константиновиче, ибо это могут делать только они. Стоит упомянуть, что многие из рериховцев считают себя православными и ходят в храмы.
Однако я всё же рискну вклиниться меж двух огней и выразить собственное непредвзятое мнение о Рерихе. Тем самым попытаюсь выполнить как минимум две задачи. Первое — показать важность духовного если не сближения, то, как минимум, взаимопонимания народов России, принадлежащих к культурам Православия, Ислама и Буддизма. Вторая задача состоит в том, чтобы напомнить, что истоки русской культуры лежат в культуре славян и ещё дальше в глубине веков.
Православие, несомненно, сыграло огромную роль в становлении русской культуры и государственности России, но оно пришло не на голую почву, как утверждают некоторые историки. Например, при подготовке к своей дипломной работе Рерих напишет:
«В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники».
Открытие, сохранение и продолжение истоков русской культуры на долгие годы станет целью трудов Николая Рериха.
Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества он создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Строят ладьи» (1903) и многие другие. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Ещё раз процитирую:
«…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью». (Рерих Н.К. «По старине», 1903 г.)
Конечно, можно увлекательно и долго рассказывать о достижениях великого сына России, но наша задача несколько иная. Итак, к делу. Разъединённое соединять, разбросанное — собирать. В лихой исторической круговерти много было сделано шагов неправедных: одни — по крайней увлечённости идеями, другие по наущению недругов, а третьи — просто по глупости. Вот тому пример.
Кто больше всех лил хулу на Рериха и его идеи? Протодиакон Кураев. Уж обличал он и разоблачал много и обильно. А теперь посмотрим, как этот рьяный критик Рериха был оценен в Православной церкви. 29 декабря 2020 года решением Епархиального суда Москвы Кураев был лишён сана — решение вступило в силу после его утверждения патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Обвинять расстригу я не собираюсь, однако сказать нужно, что ему вменяются обвинения в разжигании межэтнической и межрелигиозной розни. И даже воссоединение Крыма с исторической родиной Россией Кураев нещадно критиковал. Ныне проживает за рубежом, примазавшись к Варфоломею, называющему себя вселенским патриархом.
Теперь о другой стороне медали. Некоторые сторонники Николая Константиновича, считают, что, выступая против Православия, они продолжают учение Рериха. На самом деле это вовсе не так. В этом легко убедиться, прочитав письма Н.К.Рериха к отцу Иоанну, хранящиеся в Отделе рукописей МЦР. Эти письма и по сей день являют собой высокий пример корректности, терпимости и убедительности в отстаивании права на духовность вне конфессиональных рамок.
Скажу своё мнение. Исследования Рериха не следует понимать как сектантскую деятельность.
Поиски путей объединения человечества через искусство не являют собой антихристианской деятельности, а лишь представляют собой попытку воспитания духовности как первого шага на пути к Богу!
Николай Константинович своей жизнью явил нам пример духовного подвига в сохранении и развитии искусства как важной части культуры народов мира. Пакт Рериха, также известный как международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, сыграл огромную роль в мире.
В завершение приведу высказывание Николая Константиновича, отражающее его жизненную позицию.
«Культура, – писал Рерих, – есть красота во всем ее творческом величии. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа».
Автор, Валерий Плотников —
председатель
Керченской организации Русской общины Крыма
Фото из открытых источников —
Н.К. Рерих. Автопортрет