Крымское Эхо
Архив

Аплодисменты товарищу Сталину?

Украинский музыкальный дал премьеру, которую ожидали в Крыму с большим интересом. Но интересы те были разные. Одних интересовал сюжет, поскольку в названии спектакля было имя Сталина, а это всегда вызывает острый интерес особенно у людей старшего и среднего поколения. Для других интригой был не сам спектакль, а время, которое выбрано для премьеры: именно в эти дни на Украине проходят официальные мероприятия, посвященные трагедии голодомора 30-х годов. Ну, а для третьих был повод еще раз засвидетельствовать свое присутствие в политике. 

Интерес свой удовлетворили все. Уже задолго до начала спектакля у театрального подъезда появились с партийными флагами активисты ПСПУ во главе с крымским депутатом Валерием Ивановым. Зрителей, скопившихся у входа в театр, сопровождало скандирование: «Нет пляске на костях!». Заметно было большое количество работников милиции вокруг театра и непосредственно в самом театре. Ажиотаж, подогреваемый еще за неделю до премьеры, слухи о якобы намечавшихся массовых протестных акциях в связи с показом спектакля, и были причиной повышенного внимания правоохранителей к мероприятию. Но все обошлось. Непонятно почему, но героями дня, а может, мне и показалось, старались выглядеть те, кого мы привыкли называть проукраински настроенными. Своим видом и поведением они выглядели празднично оживленными, словно не голодомор, а ярмарка намечалась. Им так хотелось, чтобы сам факт показа спектакля в этот день выглядел демонстрацией признания голодомора как геноцида украинского народа.

 

Перед началом спектакля


Было много журналистов, много телекамер, были гости из Киева. Среди них повышенным вниманием пользовалась Ольга Герасимьюк, народный депутат Украины, телеведущая, журналист. Вот с ней-то у меня и журналиста «Крымской правды» Людмилы Обуховской и состоялся разговор об этом самом голодоморе и геноциде. Надо отметить, что Ольга Герасимьюк сама оказалась инициатором беседы, подойдя к нам и спросив, не журналисты ли мы. Представился… О нашем интернет-издании «Крымское Эхо» услышала от меня впервые. Выразила радость, что будет иметь возможность читать наши публикации. Приехала в Крым специально на премьеру спектакля, приехала не одна, а с представителем одного из комитетов Парламентской Ассамблеи, поскольку там в этой организации исторические факты, связанные с голодомором, воспринимаются с повышенным вниманием, даже составлен специальный доклад, одним из авторов которого этот самый является зарубежный гость и сама Ольга Герасимьюк, тоже член Парламентской Ассамблеи.

Вот несколько фрагментов из состоявшегося пред началом спектакля разговора.

Ольга Герасимьюк

— Я удивлена тем, — говорила нардеп Украины от НУНС, — что здесь такой ажиотаж вокруг спектакля. У входа пикетчики кричат «Позор холуям Америки!» А причем здесь Америка? Я догадываюсь, почему они кричат, мы увидим их завтра на телевизионных каналах. Я считаю, что спектакль люди должны посмотреть, чтобы они сами формировали свое мнение о прошлом. Чтобы была не одна и не две правды, а их было много. Я родилась в тех местах, где свирепствовал голод, и я родилась только потому, что моя бабушка выжила и родила мою мать. А другие не смогли. Я считаю, что русские должны зажечь миллионы свечей в память о погибших миллионах россиян вместо того, чтобы устраивать шоу и обвинять нас, что поминаем только своих и мы националисты. Мы не оспариваем ни в коем случае (факт голода в других республиках СССР — Б.А.) и мы говорим об этом в Парламентской ассамблее. Даже доклад называется «Голодомор в Украине и массовый голод на территории бывшего СССР». Это формулировка российской делегации и мы это утвердили. Ведь мы не говорим, что в этом виновата Россия.

— Но, может, слово «геноцид» и является ключевым, что приводит к подобному восприятию годовщины голодомора, которое мы наблюдаем?

— Вместо того чтобы отрицать это, мы должны изучить, мы должны слушать историков, а не политиков, мы должны найти книги, которые написаны не партиями и их лидерами, а почитать историков и найти правду. Мы сейчас говорим с вами о вещах, которые сами до конца не изучили. Россияне не должны сейчас делать то, что они делают, потому что таким образом они на себя сами берут ответственность за преступления Сталина. А я считаю, что Сталин не имел национальности, и это преступник, который массово убивал народы. Он не грузин и не русский, и не Россия ответственна за то, что было. Ответственен тоталитарный режим того времени. Надо осуждать этот режим, а не Россию.

— Можно было бы согласиться с этим, если бы не ставился вопрос о геноциде исключительно украинского народа.

«Товарищ Сталин слушает…» сцена из спектакля

— Я вам пришлю несколько книг с документами, чтобы мы могли с вами предметно поговорить. Это не национализм. Сталин, проводя операции против того или другого народа, использовал какую-то проблемку. Украину ему нужно было усмирить потому, что наши крестьяне имели огромные традиции борьбы за собственность. Они имели традиции собственников и не раз бунтовали, отстаивая ее. Я вам скажу больше. Было уничтожено много украинских коммунистов. Потому как многие из них были выходцы из сел и сочувствовали крестьянам. Поэтому Сталин провел еще и партийную чистку.

— В этом уничтожении принимали участие и украинские коммунистические руководители…

— А я и не отрицаю. Я не спорю с очевидными фактами, но мы должны подойти к пониманию, отбросив все эти распри политические. Зачем нам драться, врываться в театр, кричать? Политики людей используют. Я тоже политик, но пытаюсь сидеть в парламенте с человеческим лицом. Если я журналист, то я не политический журналист, а занимаюсь жизнью. И сейчас я занимаюсь жизнью людей…

Прозвенел третий звонок, и мы закончили нашу беседу.

А теперь непосредственно о спектакле «Маршрут товарища Сталина». Надо отдать должное режиссеру спектакля Борису Мартынову – режиссура удалась, и это смело можно назвать творческой удачей. На мой взгляд, и в режиссуре, и в оформлении сцены и костюмов художником Геттой Петкевич — добрая половина успеха постановки, остальная половина успеха, конечно же, разделена и автором пьесы Гарольдом Бодыкиным и исполнителями главных ролей. Это все очень условная оценка, оценка с первого взгляда, поскольку не театральный критик я, но зритель. В центре внимания зрителей, по моему ощущению, был Сталин, роль которого талантливо сыграл заслуженный артист АРК Валерий Тюленев.

 

Автор пьесы Гарольд Бодыкин


Не оставляя без внимания происходящее на сцене, наблюдал и за зрителями. Меня не оставляло ожидание, что не только на сцене, но и в зрительном зале во время спектакля должно было происходить что-то, кроме аплодисментов. Действительно это произошло, но осталось незамеченным и оказалось не к месту: например, в ответ на очередную фразу Сталина о ситуации с зерном в Украине раздалось из зрительно зала нерешительное и одиночное «ганьба!». Но массовки из этого протестного возгласа не получилось, зал был захвачен тем, что происходило на сцене.

И вот финал спектакля. Сталин сидит в кресле, молча вглядываясь в полумрак зрительного зала. И тут …раздаются бурные аплодисменты.

Поди тут догадайся, кому они, эти аплодисменты. Либо актеру Валерию Тюленеву, либо самому Сталину. Вспомнил театральную традицию прошлых советских времен, когда на сцену выходили артисты, игравшие роли Ленина или Сталина, зал встречал их аплодисментами, а иногда и вставал. Так было в те времена принято, и никто зрителей к этому не принуждал, не отслеживал, кто встал, а кто еще сидит. Может, и сейчас кто-то вспомнил об этой традиции и зааплодировал Сталину? Взял да и поделился я своим восприятием двойственности ситуации с рядом сидящим знакомым мне зрителем. Оказалось, наши ощущения совпали

Насколько мне стало известно из достоверных источников, финал спектакля замышлялся несколько иным. Нет, не автором пьесы и не режиссером, а национально озабоченными политиками.

Леонид Жунько с благодарностью к участникам спектакля

А планировали они выйти на сцену, устроить короткий митинг, предложить залу стоя почтить минутой молчания память жертв «геноцида». Однако в последний момент организаторам этой домашней заготовки было отказано. На сцену вышел только постоянный представитель президента Украины в АРК Леонид Жунько и выразил благодарность и автору пьесы, и артистам театра.

На следующий день в субботу был повторный показ спектакля, на который пришло много школьников. Говорят, для того, чтобы знали историю… Но это, безусловно, составная часть тотальной пропаганды о «геноциде» среди детей и подростков. Это чудовищно, когда и на телевидении показывают детей, как чуть ли не главных участников всех мероприятий последних дней. Дети зажигают свечи, дети возлагают цветы к памятникам, дети поют молитву. Сами дети пока еще не понимают, что в их неокрепших душах разжигается костер ненависти к тем, кто «устраивал уничтожение украинской нации» и кто «не желает скорбеть вместе с украинским народом». Вектор этой вражды как не скрывай, не скроешь.

Поражает и вопиющее лицемерие, которое демонстрируют государственные чиновники, обязанные вместе с президентом скорбеть и зажигать свечи и стоять на панихидах.

А как иначе назвать решение работников Симферопольского горисполкома зажигать свечи в своих рабочих кабинетах, да еще на день раньше срока, определенного указом президента! Да разве не фарсом выглядит зажженная свеча в кабинете чиновника, которого нет в этот день на работе — но свечу зажгла его секретарша. Так об этом рассказывают журналисты «Черноморки», побродив с камерой по кабинетам симферопольской мэрии и зафиксировав, кто зажег свечу, а кто и не успел.

Кто не успел, наверняка попал в список. Кто-то же должен был контролировать исполнение указа президента… Кто-то же должен отмечать в списках галочкой тех, кто пришел в собор на панихиду, а кто опоздал.

Возвращаясь к театральному спектаклю, замечу, что, несмотря на отсутствие в кассе билетов, зрительный зал был не заполнен, свободных мест было много. Поговаривают, что патриотические силы скупили билеты и распространили по региональным организациям.

Не все доехали, не все… Вот всех бы их переписать, и кто не доехал, кто со свечой не стоял, да положить на стол… товарищу Сталину. Или тому, кто сегодня упорно стремится им стать. А ведь все к этому и идет…

Фото автора

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Застой в директорских мозгах

Ольга ФОМИНА

Преследование мусором

Ольга ФОМИНА

История заканчивается гей-парадом

2 комментария

Аватар
Настя 24.11.2008 в 13:27

Разделяю мысли автора и впечатления от премьеры, на которой побывала. Добавлю только, что может на пару десятков людей было бы в зале больше, если бы в театре было тепло… *01

Ответить
Аватар
NATA - автору 24.11.2008 в 14:09

А в спектакле на самом деле есть сцена изнасилования и звучат не литературные выражения? Если так, как же можно было организовывать походы школьников на спктакль? Беспредельное лицемерие

Ответить

Оставить комментарий