Татьяна МАКСИМОВА
На Украинском доме в Киеве трепещут плакаты, напоминающие о том, что пришла весна. Какое отношение к весне имеют плакаты, спросите вы. Все просто: в Киеве стало приятной весенней традицией устраивать Великий скульптурный салон.
В этом году организаторы салона национальный центр «Украинский дом» и журнал «Art-Ukraine» привлекли к работе более двадцати спонсоров, в том числе телекомпании «1+1», «5 канал» и «Интер», которые освещали и финансово поддержали уже теперь традиционный проект: четвертый раз осуществляется выставка такого уровня. В нынешней экспозиции представлены работы около 50 скульпторов Украины — в основном это вновь созданные работы.
.
В первый день работы выставку посетил украинский бомонд, политики, бизнесмены — киевская элита. Отметиться здесь считается хорошим тоном.
Если вы одержимы идеей прикоснуться к одному из прекраснейших жанров искусства — скульптуре — вперед! Осмотр выставки начинается с масштабной экспозиции «Деревянная скульптура на рубеже столетий». Надо ли говорить, что возможности центрального выставочного зала великолепные: и естественное освещение, и умно спланированное пространство, обрамление композицией из живых цветов — все это способствует глубокому восприятию деревянной скульптуры.
Скульптура Н.Билыка»
Кто-то из посетителей обронил: «Авторы — добрые и наивные, как дети». Может быть, но некоторые скульптуры для неискушенного посетителя все же воспринимаются с трудом. Я отношу себя именно к таковым.
Большой плакат о выставке работ эпохи ар-деко всемирно известного румына Деметра Чипаруса, которые демонстрируются в Украине впервые, как магнит, притягивал посетителей. Поспешила туда и я. Скажу честно, до посещения выставки, к своему стыду, я не слышала это имя. Что это за художник?
Деметр Чипарус родился в 1888 году в Румынии. Родители будущего скульптора были состоятельными людьми, поэтому для развития своих способностей молодой человек отправился в Италию. Учился у скульптура Раффаелло Романелли. Буквально через три года Чипарус эмигрировал в Париж, где посещал занятия Парижской Академии изящных искусств, брал уроки у известных французских скульпторов. Чипарус начинал с небольших скульптур реалистического характера, первый показ которых состоялся в 1914 г. в Парижском салоне. Первые серии скульптур мастера, запущенные в производство, представляли собой изображения детей.
С 1920-х гг. сложился зрелый стиль Чипаруса, отличавшийся высокой декоративностью и эффектностью. Отныне творчество мастера было посвящено преимущественно изображению танцовщиц и прекрасных женщин своего времени. Скульптора не стало в 1950 году, и чем больше проходит времени, тем больше растет интерес к его работам, тем выше становится их цена.
Наверное, у читателя возник и второй вопрос: что это за стиль ар-деко? Это течение в архитектуре и живописи, которое было достаточно модным в первой половине ХХ века. Это своеобразный синтез модерна и неоклассицизма. В скульптурах Чипаруса виртуозно используются и сочетаются бронза, золото со слоновой костью. Наконец-то поумничаю: эта техника называется хризэлефантинной.
Работа Аллы Човган»
Скульптуры Чипаруса являются классическим проявлением стиля ар-деко в декоративной скульптуре. Вся скульптура завораживает не только мелкими тщательно выполненными деталями, хорошо переданным динамизмом танцовщиц, но и роскошной игрой красок. Я долго не могла понять, почему, глядя на эти изящные фигурки высотой чуть больше полуметра, возникает ощущение «дежавю». А потом, прочитав информацию на одном их плакатов, поняла. Оказывается, многие работы Чипаруса связаны с деятельностью Сергея Дягилева, который знакомил европейскую публику с русским балетом. Некоторые скульптуры Чипаруса напрямую вдохновлены танцовщиками русской труппы — так, например, лица фигур скульптурной группы «Персидский танец» имеют портретные черты Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн, а костюм скульптуры «Морская звезда» в точности повторяет эскиз костюма Золотой Рыбки Л. Анненского для балета «Подводное царство» на музыку Римского-Корсакова.
Видя роскошные материалы, которые использовал известный, теперь уже и для меня, румын, я поинтересовалась стоимостью экспонатов. Оказывается, цена каждой фигурки в среднем приближается к миллиону долларов США. А когда я узнала, что коллекционер, любезно предоставивший часть своей коллекции, не просто наш современник, но и известный человек в Киеве Игорь Воронин, депутат, обомлела и вспомнила расхожую шутку из фильма Гайдая о нажитом непосильным трудом.
Вторая раритетная коллекция Большого скульптурного салона-2010 — собрание всемирно известного украинского скульптора Грегора Крука, которого, как ни парадоксально, знают в мире, но он малоизвестен в Украине. Как я поняла, людям, далеким от искусства, он вообще не был известен. Его работы выставляются в Украине тоже впервые.
Анна Киселева «Писающий мальчик»»
Интересна его судьба. Этот Григорий Крук родом с Ивано-Франковщины, в 1940 году умудрился закончить Берлинскую академию художеств. Позднее мастер уже преподавал в академии, в свободное время ездил в Италию, Париж, выставлялся во всей Европе. Его работы покупал даже Папа Римский. После шикарной скульптуры Чипаруса, простите, товарищи искусствоведы, женщины Крука выглядели скучновато.
А вот работы из мрамора заслуженного художника Украины Николая Билыка заставили надолго задержаться. В них ощущался не просто лаконизм, но какая-то недосказанность, и темы вечные, как сама жизнь — ожидание ребенка, любовь.
На самом верху выставочного зала представлены работы молодых украинских мастеров. Это настоящая вакханалия форм, материалов, композиций. В этом зале энергетика творчества достигает неимоверной концентрации. В первую очередь поразила атмосфера — практически все художники представляли сами свои работы. Можно было запросто задать любые вопросы, получить на память открытку или визитку, сфотографировать и автора, и работу, в павильоне одного из художников даже угощали почему-то итальянскими конфетами.
Было много интересных работ и проектов. Анна Киселева представила юмористические фонтаны, которые реально работали. И уже никакой не бельгийский, а наш отечественный мальчик справлял «малую нужду». Внимание привлекли и работы скульптора из Запорожья Дмитрия Ива — чудесная танцовщица в ажурном металлическом платье, унизанном нотными знаками, оказалась уже проданной. И не удивительно, каждая работа не просто оригинальна, но и имеет свои секреты: то зажигаются глаза у Похитителя Европы, то движется голубой зрачок глаза, как бы выхватывая для созерцания дополнительное пространство, поэтому и на визитной карточке символический золотой ключик.
Поразили интересным материалом и прикладным характером работы скульптора Алексея Шевчука — это и журнальный столик из стекла, ножкой которому служит старая яблоня, с почти настоящими яблочками и листочками, выполненными из металла, и оригинальный светильник в виде кокосовой пальмы, и осветительные приборы в виде тыквы, поросенка, жар-птицы.
скульптор Дмитрий Ив»
Художник Богдан Билинчук тоже собрал народ своей скульптурой «Баден-Баден», изобразив купающимися современных руководителей стран. Меркель игриво улыбалась в мужской компании, а вот экс- президент Украины скромно потупил взор, будто уже тогда осознавал свою неуместность в этой веселой компании. Много было замечательных работ и интересных авторов.
Но одна художница произвела на меня неизгладимое впечатление. Запомните это имя. Алла Човган из Харькова. Девушка, имея высшее техническое образование, никогда не училась в художественных заведениях, но работы ее отличаются высокой художественностью, поражают какой-то искренностью и прямо детской непосредственностью. В основном это сказочные персонажи из металла, которых придумала сама Алла: то «надуватель» пузырей, то кокетливая ворона… А как вам рыба, сидящая на гнезде и, понятное дело, поэтому несущая яйца? Так она еще попевает песенки, вытянув смешно губы вперед, и вяжет при этом носки. Все работы выполнены не просто с любовью (девушка сама льет скульптуру), но и с какой-то доброй иронией. Видимо, творчество для скульптора не только состояние души, но и смысл жизни — к каждой своей работе Алла Човган придумала сказку.
Переходя от павильона к павильону, я не только интересовалась работами, но и спрашивала художников: откуда вы? Я искала крымчан. Увы и ах, так и не нашла. Но я не верю, что оскудели наши таланты. Для меня осталось непонятным, почему на выставке не было работ скульпторов Крыма.