Крымское Эхо
Архив

Самые обиженные

Самые обиженные

ДУМАЕМ НАД ЗАКОНОПРОЕКТОМ О ДЕПОРТИРОВАННЫХ

Не скажу, чтобы среди моих знакомых было уж так много крымских татар, однако хватает. С некоторыми знакома, страшно подумать, лет двадцать с лишком, с момента их приезда в Крым, с другими совсем недавно. За эти годы многие из них совершили чудеса превращения.

Не имея работы по специальности – обычно это случается с теми, кто при переезде забился в глухой сельский кут, из по-восточному щедро одариваемых педагогов и мелкокалиберных баев они превратились в тяжко работающих фермеров. Другие, напротив, вытянули себя наверх, став из колесивших по степным дорогам Средней Азии водителей бизнесменами средней руки. А кому-то посчастливилось сохранить себя в профессии, оставшись уважаемым врачом, грамотным инженером или успешно поднимающимся по карьерной лестнице чиновником.

Знакомство с некоторыми шапочное, на уровне «здрасьте» и «как дела?», с другими приходится пересекаться по работе, с третьими просто приятно общаться. Среди них есть широко образованные люди, окончившие престижные московские вузы, коллекционирующие редкие книги по истории своего народа, прекрасные знатоки литературы и сами пишущие стихи. Есть просто по-человечески приятные, могущие чисто по-женски пожаловаться на вопреки мусульманским законам пьющего мужа или женившегося на русской девушке сына. Среди них встречаются те, кто перестал считать родным собственного сына за женитьбу на русской, и общение с которым в семье под строжайшим запретом. Есть и такие, кто не пожалел судьбы своего ребенка и, считая себя исполнителем воли Аллаха, разбил его отношение с «чужаком». И тут же по соседству семья, где отец и мать рады-радешеньки браку дочери с обеспеченным русским мужчиной.

Те, кто жил в местах компактного проживания в Средней Азии, заметно отличаются от выросших и учившихся в других регионах или помотавшихся по стране за отцом или мужем военнослужащим – они больше европейцы по воспитанию и взглядам, менее зациклены на национальном вопросе. Однако среди тех, кто не выезжал дольше, чем на месяц из Средней Азии, за годы жизни в Крыму не изжиты мелкие местнические разборки, вроде того, что бухарские не ладят с самаркандскими, а узбекские считают себя выше казахстанских. В общем, крымские татары разные-разнообразные, как все другие на этом свете. И только одно объединяет их всех: они считают себя обиженными, а всех остальных виновными, презрительно называют нас местными, а себя коренными. И это, по правде сказать, усложняет нормальные человеческие отношения.

Согласитесь, трудно признать, что живущий по соседству крымский татарин лучше и выше тебя, потому что его бабушку депортировали в сорок четвертом, когда тебя и его еще и в проекте не было, а твоя соседка уже голодала в эвакуации или чудом выжила в оккупации. Но сегодня, похоже, принятие закона «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» сделает нас, жителей Крыма, портящими воздух и путающимися под ногами у титульной нации. Причем, вы обратили внимание, поданный главой меджлиса Мустафой Джемилевым законопроект как-то не особо вдохновил представителей других депортированных народов, не вызвал у них большого энтузиазма. А потому что они прекрасно осознают, что среди депортированных болгары, греки, немцы не высоко котируются на фоне крымских татар, приватизировавших Крым как историческую родину в силу понятных им одним причин, а также в силу своей относительной многочисленности.

Да, крымским татарам надо отдать должное – далеко не каждый народ, выброшенный с насиженного места, сумел сохранить себя, минимально ассимилироваться среди пусть и близкородственных, но иных национальностей. Они сохранили на бытовом уровне свой язык, культурные традиции, обычаи, они, в конце концов, приверженностью религии и влиятельностью старцев пресекали как могли смешанные браки и поощряли многодетность. Другим крымским переселенцам этого не удалось сделать: в силу своей малочисленности они смешались в браках с представителями живущих по соседству народов и теперь об исторических национальных корнях их предков напоминают только пишущиеся в скобках родовые фамилии. Однако и это не дает крымским татарам никаких преимуществ перед другими народами.

Давайте вспомним, какие на дворе год и век, а это значит, что тех, кто на самом деле был депортирован из Крыма в сорок четвертом, задыхался в телячьих вагонах, едучи в даль неизвестную, терял в дороге близких, был выброшен на голую уральскую или узбекскую землю, кто прошел все круги ада, разыскивая по возвращении с фронта затерявшихся на просторах безжалостной родины свои семьи, кто, наверное, имел моральное право плевать на портрет Сталина и даже в порыве понятной злости и бессильной ярости срывать фронтовые награды и принципиально не отмечать советские праздники, сегодня осталась горстка.

Наверное, они имеют право на особые привилегии, хотя вряд ли все остальные в той стране жили лучше, там и так, где им хотелось, – просто их житейские трудности были иного рода. Наверное, и старики других национальностей тоже не без оснований могут претендовать и на санаторные путевки, и на дополнительный, потерянный в годы войны трудовой стаж, и на пятидесятипроцентные льготы при оплате коммунальных услуг, и на разовую материальную помощь. Но хотя бы в отношении переживших депортацию стариков положения закона Джемилева не вызывают такой негативной реакции.

Но с какой радости на особые привилегии претендуют пятидесятилетний или тридцатилетний крымский татарин, родившийся и выросший в послевоенное время, получивший обязательное среднее, и скорее всего и высшее образование, имевший в советское время, как все, работу, а с развалом и переездом потерявший ее, тоже, кстати, как большинство в нашей стране? Только лишь для того, чтобы все остальные стали его ненавидеть, ему завидовать, а потом надумали скопом рассчитаться доступными бытовыми методами. Закон о гражданских привилегиях по национальному признаку можно принять, ничуть не задумываясь о жизни в этой стране завтра. Потому что основа для межнационального конфликта заложена в самой идее предложенного законопроекта.

Причем он будет носить не локальный характер, где одни крымские обрушат свое негодование социальным неравноправием на других крымских — он выплеснется далеко за пределы Крыма, потому что выполнение закона потребует от нищего государства выскрести последние сусеки, а следовательно снять последнюю рубашку с бабульки, руки и ноги которой перекручены работой в тылу, с дедульки, дрожащими руками ощупывающего свои фронтовые награды, с ребенка, завистливо глядящего на витрину с аппетитно выложенными фруктами.

И давайте не будем забывать, в стране с какой степенью коррупции мы живем, а значит, начнутся поиски вариантов по добыванию справок о депортации, как сегодня о липовой инвалидности. Да если завтра депортированным признают учившегося в крымском вузе афроамериканца, то никто особо не удивится, потому что как только заходит речь о привилегиях, претендентов на них оказывается длиннющая очередь.

А что будет твориться с выделением земли и предоставлением жилья в местах, где до депортации проживали члены семей репатриантов, – страшно представить. Можно не сомневаться, что расторопные и предусмотрительные обзаведутся документальным подтверждением о проживании на Южном берегу Крыма. В степной край охотников ехать немного найдется, тем более и повод замечательно честный есть: например, в пригороде Керчи многие крымско-татарские села исчезли с лица земли. А когда выяснится, что Ялта с Партенитом не резиновые, то не исключен вариант, что Мустафа-ага или другой сторонник национальной идеи подаст накануне очередных парламентских или президентских выборов законопроект о возвращении имущества депортированным. И кто-то полагает, что крымчане других национальностей смиренно освободят жилплощадь для потомков депортированных, глубоко ошибается, потому что не крымских татар среди них подавляющее большинство.

Но и полностью исключать вариант, что политики, забившие себе и потомкам до седьмого колена место под солнцем за пределами Украины, поддержат его ради голосов тех же крымских татар, тоже нельзя. Законопроект Джемилева в практике отечественного парламентаризма не прецедент в том плане, что свои личные или местечковые интересы наши депутаты, политики и олигархи обычно решают именно через принятие нового удобного закона. Однако впервые сделана попытка решить таким способом национальный вопрос. А завтра похожим при поддержке части депутатов и продавшихся «тушек» вооружатся западные украинцы и не просто захотят, а натурально очистят неньку от москалей и жидомасонов, тем более международные трассы на Западной Украине уставлены билбордами с подобными призывами.

То, что в нашей стране вообще стало возможным появление такого законопроекта в парламенте, свидетельствует о дремучем невежестве, бескультурье и презрительном отношении к живущим бок о бок людям других национальностей. В цивилизованных государствах это называют разжиганием национальной розни – именно эта мысль выпадает в осадок в законе по защите прав депортированных (читай – крымских татар) авторства их национального лидера — и подлежит уголовной ответственности. У нас же его вопреки здравому смыслу обсуждают со всей серьезностью, хотя и без него имеются достаточно говорящие факты превосходства крымских татар над теми же депортированными болгарами, немцами, греками. День депортации крымских татар отмечают с государственным размахом, а такое же насильственное выселение предков представителей других народов – тихо и почти кулуарно, хотя, судя по рассказам выживших, они тоже на Урале и в Средней Азии оладики со сметаной в три горла не жрали, однако же их потомки крикливо на площадях и парламентской трибуне не кичатся прошедшими их стариками кругами ада.

Законопроект Мустафы Джемилева не только сеет зерна национальной розни – он еще пытается высечь из каждого из нас чувство вины за депортацию. Не знаю как вы, а на мне такого греха точно нет, поэтому и виниться перед крымскими татарами мне не в чем. И потому, что меня тогда на свете не было, и потому, что никто из моих предков не был причастен к их выселению из Крыма. А, напротив, дружно жили с ними в соседях, крепко дружили и многие годы истово искали друзей своей молодости по всей огромной стране, пока через тридцать лет не обнялись на крымской земле.

Или в законопроекте Джемилева содержится подспудная мысль приравнять всех крымчан к фашистам, потомки которых перед всем миром просили прощение за Холокост и частично оплатили труд гастарбайтеров? Однако это совсем другая история, хотя если речь пойдет о погашении чужих долгов, как предлагает народный депутат Украины Мустафа Абдулджемиль Джемилев, то пусть он имеет в виду, что и к нему лично, и к его народу у крымчан тоже могут оказаться свои счеты. Вот до чего может дойти дело, если не жить, как призывал мультяшный герой, дружно.

 

Фото вверху —
с сайта noviny.narod.ru

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Периодический переход

.

Крым. 31 октября

.

Анатолий Вассерман соревновался с крымскими школьниками в эрудиции