Крымское Эхо
Архив

Русские на Украине: расширение сознания

Русские на Украине: расширение сознания

Вот уже год я практически не пишу статьи — так устала от борьбы с редактором за свой стиль, свое мнение и журналистскую субъектность, что ушла в жанр политического интервью, а потом и вовсе ушла… От редактора.

Но на днях мой коллега Паша Казарин оживил впавшее в оцепенение (зима, мировой кризис, зачистка местного политикума) крымское сообщество своей очень личностной статьей. И вернул меня к этому жанру.

А статьи только тогда цепляют, когда написаны о себе и для себя. Люблю вспоминать высказывание гениального психиатра Самохвалова — «человек идет в профессию, чтобы решать личные проблемы».

Вот и Паша решает проблему, хоть и пишет, что «у него никогда не было кризиса самоидентификации».

Скажу, как медиапсихолог: статья действительно симптоматична — после ее выхода Казарин стал своим среди чужих и чужим среди своих: он пишет, что «учится понимать», но галичане обвиняют его в украинофобии, а свои, крымчане, считают предателем и конъюнктурщиком. Почему?

Почему обозлились и те, кого называют «профессиональными русскими» — представители пророссийских организаций Крыма, и те, ради кого Паша отказывается от «монохромного зрения» — носители украинской культуры и идентичности?

Потому что, пытаясь разобраться со своей идентичностью, он разрушает их идентичность.

Беседовала на прошлой неделе с Александрой Кужель: «Не могу найти идею для крымчан — воды нет, канализации нет, дорог нет, работа — 3 месяца в году, а они говорят, что самое главное — это русский язык!» — удивлялась известный экономист.

Да, вот такие они, крымчане, непрагматичные — подавай им русский язык, а не европейские инвестиции…

А иначе — бойкот или бегство: крымчане, их большая часть, (крымские русские или русскокультурные — как угодно называйте) давно ушли во внутреннюю эмиграцию.

Понять их можно — все политики жестко «кидают»: украинского масштаба — просто отказываются от своих обещаний, крымского пошиба — предают ради «бабла» или же теряют остатки пристойности, погрязая в междуусобных разборках.

В частности, к Русской общине Крыма можно относиться по-разному, но у нас с коллегами (не знаю, как назвать наше сообщество — «пророссийский пул», русские журналисты Крыма, как угодно) всегда был какой-то негласный договор — не критиковать, не выносить сор из избы, потому что Русская идея — величина постоянная, а вот ее носители — переменная.

Мы долго держались, из года в год слушая заявления лидеров — о том, как они «стали серьезной политической силой» и «русские Крыма консолидируются». Когда же на прошлых выборах в крымских парламент прошло всего три депутата, нам объяснили: мол, сами все и виноваты — крымчане на площадь бесплатно не вышли, а им не оказали масс-медийную поддержку.

И мы решили, что хватит — мы устали делать их лучше, чем они есть.

Что ж, как писали в советских газетах о капиталистах, им есть, о чем подумать — как говорить не о прошлом, а о будущем, как поменять повестку дня, а может и ротацию кадров провести, если нынешние вожди в тупике. Или в поиске — финансирования, смелости или 10 тысяч человек для митинга.

Но они — тоже часть Русского мира. И именно им спасибо за то, что в календаре памятных дат есть и посвященная Крымской войне. Спасибо за название «Верховный Совет Крыма». За предлог «на», а не «в» Украине. И за память о Переяславской Раде.

Потому что это метки, символы, это часть нашего мира. Важная часть.

Спасибо и за фестиваль «Великое русское слово». Да, они делали его, как могли. А большинство наших коллег фестиваль насмешливо игнорировали, ограничиваясь присутствием на открытии.

А мы с Натальей Гаврилевой захотели и сделали на фестивале секцию журналистики, на которой за один стол усадили русских и украинских журналистов. Причем сделали абсолютно бесплатно. Как говорится, за идею.

Потому что мы строили свой мир. Свой Крым. И они в него вписывались.

А сейчас для русских на Украине, для крымчан настала пора возвращаться — из внутренней эмиграции в реальность: надо поговорить с самим собой на тему самоидентификации.

И сделать выбор — расширение сознания или бинарный мир.

Паша вот поговорил. Это со стороны может показаться, что у него плавающая идентичность или что он, как злобствуют некоторые, «янычар».

А мне кажется, что он просто выбрал жизнь в многомерном мире — с его неопределенностью, многозначностью, антиномичностью. И изменчивостью.

А изменчивость — это и есть жизнь, жизненный поток, как говорил автор гуманистической психологии Карл Роджерс.

Кстати, один из критериев гармоничной личности — способность к изменениям.

Русские на Украине, крымчане (русские Крыма, крымские русские — как угодно) должны меняться.

Боюсь, меня неправильно поймут: я не предлагаю превращаться в украинцев, я предлагаю определиться и менять — себя и страну.

Но жить в многомерном мире (или же с хромающей идентичностью) может только тот, у кого есть прочная внутренняя опора, кто рождает смыслы, у кого есть сверхидея или сверхзадача. Хочется надеяться, что у Казарина она есть. Иначе можно заблудиться, будучи объективным ради объективности, толерантным ради толерантности.

Остальные живут в бинарном (черное-белое, плохие-хорошие) мире. В конфликтных категориальных парах «украинизация-русификация», «галичане-малороссы» и так далее. Уточню: я имею в виду не только Русскую общину, я с недавних пор всех людей так делю.

Жить в бинарном мире, конечно же, проще. Но тогда необходимо соблюдать принцип равновесия: быть такими же пассионарными, как жители Западной Украины, мобильными и самоорганизованными, как крымские татары. Защищать свою идентичность и нести ответственность.

А не перекладывать ее, к примеру, на Русскую общину. Как показывает практика, сегодня сделать революцию можно с помощью Facebook или Twitter.

Пожалуйста, трансформируйте свою злость в действия, а не сливайте в форумах.

Кстати, у большинства современных молодых журналистов в графе «самоидентификация» вообще пробел, так же, как и в графе «убеждения». Одно из двух: или их на западные гранты уже научили «объективности», или же они эту внутреннюю проблему для себя не решили.

И если первое хоть как-то можно скорректировать, то для второго требуется личностный рост и внутренняя работа.

По крайней мере, Паша Казарин честен перед самим собой.

Современный мир меняется настолько быстро, что тема идентичности русских, живущих на Украине, может стать неактуальной. Да и вместе с Украиной.

[u]

Юлия ВЕРБИЦКАЯ

[/u]

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

В Коктебеле – снова счастье

.

Контуры крымской региональной идентичности: pro et contra

.

Русофобство по-украински

.

Оставить комментарий