Крымское Эхо
Знать и помнить

«Непобедимое оружие» Запада для Мазепы и Зеленского

«Непобедимое оружие» Запада для Мазепы и Зеленского
Десятое июля — День воинской славы России. В 1709 году в этот день русская армия под командованием Петра Первого одержала одну из своих самых громких побед, разгромив под Полтавой считавшуюся непобедимой армию шведского короля Карла Двенадцатого.

Русский язык эта битва обогатила фразеологизмом «как швед под Полтавой» в значении «быть разбитым наголову без надежды на спасение». Классикой русской литературы стала поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава»:

«Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит
».

Но главное, уроки Полтавской битвы до сих пор не потеряли своей актуальности для политиков – российских, украинских, европейских да и американских тоже, хотя в 1709 году нынешние США были глухими колониями Великобритании на краю света.

Полтавская битва – главное сражение Северной войны, в которой России противостояла лучшая армия тогдашней Европы. Мы начали эту войну с тяжелого поражения под Нарвой в 1700 году, а завершили 21 год спустя Ништадтским мирным договором, который зафиксировал решение ключевой задачи – обеспечения выхода к морю.

Здесь снова вспоминается Пушкин, только теперь уже «Медный всадник»:

«Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море
».

Санкт-Петербург основан в 1703 году – как раз в период Северной войны. Одержав победу над могущественным надменным соседом и закрепившись на берегах Балтийского моря, Россия обрела статус мировой державы.

Важнейшее, архетипическое значение имеет история Полтавской битвы для понимания российско-украинских отношений.

«Непостоянство черкас (так раньше часто называли малоросов – Автор.)», шатающихся между царем, королем и султаном, входит в пословицу в Великой России. Благодаря этому непостоянству затягивается разорительная война с Польшею, начинается опасная война с Турциею, а черкасы все продолжают менять гетманов, все продолжают посылать на них доносы в Москву. Не поверил царь Алексей Михайлович доносу на Выговского, и Выговский изменил; верно, казалось, служил боярин и гетман Брюховецкий – и тот изменил…», — писал выдающийся русский историк Сергей Соловьев.

В годы Северной войны гетманом Малороссии был Иван Мазепа, который в решающий момент предал Петра и перешел на сторону шведов. С тех пор имя мазепы в русском языке стало нарицательным. Так у нас называют предателей. В то же время, согласно нынешней киевской политической версии, Мазепа – национальный герой и… первый украинский евроинтегратор. Да-да, в воспаленных мозгах идеологов современного украинского государства измена Мазепы была выражением евроинтеграционных устремлений Украины.

На самом деле, предавая Петра, гетман всего лишь искал личной выгоды. Он посчитал, что Карл сильнее, и решил перейти на сторону будущего победителя. Вот и всё – ровно то же самое сделали лидеры Украины после распада СССР, решив, что США сильнее России.

«На одной стороне был непобедимый король с непобедимым войском, на другой – царь, лучше других сознававший недостаточность своих средств в борьбе, после тяжкого поражения под Нарвою постоянно избегавший встречи с страшным врагом и теперь отступавший перед ним и пославший укреплять старую свою Москву. Какой помощи после того ждать от царя для Малороссии?.. Какая же охота погибать и из-за чего? В последнем вопросе заключалась сущность дела. Умей гетман отвечать на него положительно – он остался бы верен России в годину испытания.
Но Мазепа, который в Москве считался драгоценным исключением, человеком, преданным царю и царству среди непостоянных, шатающихся черкас, Мазепа вовсе не был исключением; Мазепа не был представителем той массы малороссийского народа, для которой православие было началом, не допускавшим никаких сделок, для которой всякий иноверец был враг, а лях-католик враг непримиримый, для которой мысль о возможности соединения с Польшею была нестерпима: Мазепа был именно представителем этого испорченного поколения шатающихся черкас; мы знаем его воспитание; слуга польского короля смолоду, бедою занесенный на Украйну к козакам, слуга Дорошенка, следовательно, присяжник турецкого султана, потом случайно перекинутый на восточный берег Днепра, слуга гетмана Самойловича и потому присяжник царский, Мазепа так часто переменял присягу, что эта перемена стала ему за обычай, и если он был верен, то только по расчету.
Вот почему Мазепа ответил отрицательно на представившийся ему вопрос: из-за чего погибать? Когда нет внутренних могучих побуждений жертвовать всем чему-нибудь, не колеблясь, не рассчитывая, тогда обыкновенно ищут и легко находят причины, почему не надобно жертвовать
…», — объяснил Сергей Соловьев.

Кстати, по иронии исторической судьбы, немалую роль в «соблазнении Мазепы» сыграл иезуит по фамилии… Заленский.

«Иезуит Заленский, ректор винницкий, будучи в Киеве, говорил: вы, паны козаки, ничего не бойтесь от шведа, который не на вас сбирается, а на Москву», — рассказывал Сергей Соловьев.

Вот образец мазепинской риторики, который очень похож на риторику нынешних лидеров Украины:

«Мы предались в непобедимую протекцию наияснейшего короля шведского, всегдашнего всемогущего заступника обидимым, любящего правду и ненавидящего лжи, в несомненной надежде, что его шведское величество милую отчизну нашу и войско непобедимым оружием своим оборонит от московского тиранского ига и не только вольность и права наши сохранит, но и расширит, в чем нас не только королевским своим неотменным словом, но и письменною ассекурациею уверил».

Увы, сегодня правящая политическая элита Украины, по сути, тоже предает свой народ, выдавая Ивана Мазепу за убежденного государственника и надеясь с помощью непобедимых европейских «леопардов» и американских «абрамсов» сбросить «московское тиранское иго».

А классический пушкинский вопрос: «И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?.. Зачем изменник не на плахе?» звучит почти риторически.

Современную политическую элиту Украины ждет тот же конец, что и гетмана. Напомню, после разгрома шведов под Полтавой Мазепа бежал за границу и умер в эмиграции, в селе Варнице, близ Бендер, 18 марта 1710 года. Причем, согласно одной из легенд, гетмана Мазепу до смерти… заели вши.

Фото из открытых источников

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2 / 5. Людей оценило: 10

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Оборона Крыма

Степан ВОЛОШКО

Вывод «белых пятен» истории на прогулку

Москва крымская

Виктор ГАЛКИН

Оставить комментарий