ПОСЛЕ ПОХОДА
Участники казачьего конного похода, посвященного 65-летию Победы, успешно прошли «от моря и до моря», от Севастополя до Турецкого вала. Они завершили свое мероприятие, присоединившись к праздничным парадным колоннам 9 мая в Армянске. Впечатлениями от похода с «Крымским эхом» поделился атаман казачьей сотни «Соболь» Вадим Иловченко. Он был походным атаманом отряда на двух первых этапах — от Сапун-горы до Симферополя.
История этого непростого мероприятия, по словам Иловченко, такова. В прошлом году, когда стало известно об отказе президента Ющенко от проведения парада в День Победы, о его негативном отношении и историческому значению такого значительного события как победа над фашизмом, казаки решили показать народу свое отношение к этому празднику.
Ведь казаки — носители славных традиций наших предков, храбрых воинов, которые заложили наши герои, уважаемые ветераны. Решили провести поход, а после его окончания подумали, что стоит сделать его традиционным.
Нынешний поход длился шесть суток, участвовали в нем 15 конников, их сопровождала фуражная машина. Фуражиры (команда из Судака) приезжали к месту привала заранее, готовили корм и воду для лошадей, походный стол для казаков.
Рассказ Вадима Иловченко пестрел интересными подробностями. Например, вместе с живописной кавалькадой двигался и 3-недельный жеребенок, мамаша которого шла под казачьим седлом. Малыш без труда вынес испытание, по выражению Иловченко, «носился по степи, как маленький ветерок». Каждый из дней похода запомнился какими-то интересными встречами, неожиданными событиями.
С Сапун-горы, откуда начался поход, открывался замечательный вид на море, на Балаклаву, ее старую крепость. Переночевав там же, встали рано утром, надели парадную форму, накормили и вычистили коней. Проводить братьев приехали местные казаки, председатель совета атаманов Сергей Юрченко, прочел молитву и благословил их настоятель местной часовни. Батюшка пообещал казакам Божью помощь, тем более, что на время похода приходилось 6 мая — день памяти Святого Георгия.
На пути казаки увидели разное отношение к себе. Со стороны славянского населения, вспоминает атаман, были нескрываемы волны радостных эмоций: люди весело приветствовали, хлопали в ладоши и приглашали в гости: давайте посидим, давайте лошадей покормим. У других на лицах читалось недоумение и раздражение.
Первый этап — Севастополь Бахчисарай составлял 36-37 км.
— А с какой скорость передвигается лошадь? — заинтересовались мы.
— Мы не ставили себе целью двигаться максимально быстро, — признался атаман. — Это расстояние мы преодолели примерно за 6 часов. Но надо учесть, что мы шли не непрерывно. Каждые полтора часа давали лошадям отдых: спешивались, привязывали коней на короткий повод, отдыхали, разминались… Надо сказать, что несколько часов в седле — для всадника это серьезная физическая нагрузка; при езде шагом — на одну группу мышц, на рыси и галопе — на другие.
— А кто сейчас сделает сбрую? В Крыму есть такие мастера?
— К нашей большой радости, есть три-четыре человека, которые изготавливают такие вещи на достойном уровне. Ведь все седла, упряжь — кустарного производства. У каждой лошади свое, особое строение спины, поэтому седло должно делаться по ней. Для этого перед изготовлением седла берут специальную проволоку и выкладывают из нее каркас будущего седла. Иначе будут страдать и лошадь, и человек в седле. Недорогое седло стоит сейчас примерно 2,5 тыс грн. Мне мое подарила казачья община на именины, я ей очень благодарен.
— А где снаряжение берут спортсмены?
— Есть спортивные, фирменные седла: австрийские, итальянские. Но цена у них — от 8 тысяч гривен и выше. Видел даже за 18 тысяч. Это не для казаков — очень дорого. За такие деньги я смогу оснастить всю свою кавалерийскую бригаду…
На подъезде к селу Красный Мак есть украинская этническая деревня, продолжает рассказ о походе атаман Иловченко. Хозяин, увидев лошадей за своим тыном, вышел спросить, что происходит. Когда услышал ответы на свои вопросы, пригласил: казаки, ласкаво просимо! Поберегите свои бутерброды до следующего привала, позвольте вас угостить. Навстречу гостям вышла и его приветливая жена. Пока хозяева угощали казаков, другие сотрудники хуторка напоили лошадей… Сфотографировались на память, обменялись контактами.
— Вот для чего мы шли! Люди говорят: нам интересно ваше патриотическое движение, работа с животными, — радуется казак.
На следующих этапах — от Симферополя до Армянска — походным атаманом был Сергей Звездов.
Особая встреча ожидала казаков возле села Войково. Остановиться на привал там участники похода решили после предварительной беседы с местным православным священником. Но сначала там обозную команду недоброжелательно встретила группа крымских татар. Догнавшие фуражиров казаки объяснили местным жителям суть происходящего и цели похода. Только удалились татары — явился поселковый голова с теми же вопросами: кто такие, почему встали на ночевку именно здесь. Объяснили и ему. Выслушал, спросил, чем может помочь. Казаки попросили, если есть, сена для лошадей. Только уехал голова — приехал участковый: а сколько вас, а что за грубости, чем вы вооружены и сколько с вами оружия?
— Мы казаки, в форме, но при чем здесь оружие? Кто вам вообще такое сказал? — изумились конники.
Пока разговаривали с милиционером, подъехали еще лица в гражданском, оказалось — уголовный розыск. Переписали паспортные данные, номера телефонов. У казаков сложилось впечатление, что кто-то ищет конфликта на ровном месте. Потом, правда, работники милиции предложили казакам охрану на ночь.
Стало садиться солнышко, а в степи все видно издалека, и молодежь, которая собиралась на дискотеку, потянулась из любопытства к казачьему лагерю. Пришла детвора — от пятилеток до подростков. А в обозной команде была и электростанция, и DVD-проигрыватель. И вот с 8 часов вечера местной молодежи казаки показывали фильмы из цикла «Энциклопедия казачества». По буквам: что такое башлык, что из себя представляет бекеша, кинжал, шашка — и так четыре полнометражных серии. После каждой серии народу прибавлялось. До двух часов ночи местным жителям рассказывали о жизни казаков…
— Мы шли в поход ради этого, чтобы народу показать и прелести, и тягости казачьей жизни, — рассказывает Вадим Иловченко. — Как уничтожали казачество, выжигали станицы на Дону, на Кубани и Тереке, уничтожали даже память о них. Ночной кинозал закрылся только тогда, когда кончился бензин, и генератор заглох. Утром мы проснулись, а нас уже ожидали две банки парного молока…
После холодной, настороженной встречи теплые проводы (с сеном и соломой) были особенно трогательными.
Прокричав «Любо!» городу Армянску, казаки прошли конным парадом до Турецкого вала, к тому месту, где 9 мая собрался, без преувеличения, весь город.
— Мы заранее репетировали строй — колонну в два коня, разворот налево. Поэтому выглядело все антуражно: все в парадной форме, с шашками, с нагайками. Когда ты садишься на коня, а на тебя смотрят три тысячи глаз, когда мороз по коже, ты понимаешь, что твое дело не уходит, как вода в песок, это остается в памяти народа, остается в сердцах. Ради этого мы и пошли в поход. Отдельные чувства — благодарность нашим ветеранам, интерес в их, к сожалению, уже угасающих глазах…
и Алексея Катемы