Крымское Эхо
Архив

Стремление души поговорить с миром

Стремление души поговорить с миром

Виктория АНФИМОВА

В Симферополе в КРУ «Универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко» состоялся IV Республиканский литературный семинар молодых авторов Крыма, организованный Крымской республиканской организацией Национального союза писателей Украины совместно с Министерством культуры АРК. Семинар проводился с целью выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей и молодежи, проявляющих способности в области различных жанров литературы.

В наше время существует мода на литературное творчество: сейчас сочиняет стихи и пишет прозу примерно каждый третий-четвертый, в Крыму — так уж точно.

Лариса Афанасьева, Вячеслав Килеса и Лидия Огурцова

Стремление души поговорить с миром
Молодежь предпочитает авангардный стиль, фентези, верлибры — так проще, не нужно думать о строгой форме, и сосредотачиваются на содержании. Пишут в основном о себе — о непонимании окружающих, об одиночестве, страхе будущего, о чувствах, которые переживаются впервые и потому кажутся вселенски важными. Люди среднего и старшего поколения вспоминают прошлое и пережитое, часто предпочитая жанры мемуара, любовной и гражданской лирики, равняясь на традиции классиков.

Научить художественному творчеству всех людей невозможно. Существуют различные литературные институты, консерватории, академии художеств. Есть опыт русских дворян, европейских рыцарей и японских самураев, который подтверждает: научить писать приличные стихи можно. Но вряд ли, по завершении обучения, каждый человек сможет стать великим поэтом. Для того чтобы человек проявил себя в любом виде творчества, необходимо, как минимум, две составляющих: склонность к этому творчеству (к музыке, живописи, поэзии) и огромная тяга это творчество из себя выплеснуть, своеобразный фанатизм.

Вот для таких ребят, которые готовы поделиться с миром своим творчеством, уже в четвертый раз был проведен Республиканский литературный семинар молодых авторов Крыма. Основная организационная работа была осуществлена членами Республиканской литературной студии им. Н.Кобзева (рук. Виктория Анфимова).

На литературною учебу собралось 50 молодых талантливых поэтов и прозаиков из Симферополя, Севастополя, Ялты, Бахчисарая и Евпатории. В этом году основной акцент был сделан на привлечение учащихся старших классов общеобразовательных школ полуострова, студентов 1-2 курсов крымских вузов, а также воспитанников литературно-поэтических студий и кружков.

Мастер-класс ведет Вячеслав Килеса»
Стремление души поговорить с миром
Каждый из участников предоставил заранее свои рукописи по направлениям поэтическое и прозаическое творчество. Однодневный семинар проходил в форме мастер-классов, которые вели члены Национального союза писателей Украины: двух поэтических, которые вели поэтессы Лидия Огурцова и Лариса Афанасьева, и прозаического — его возглавлял писатель Вячеслав Килеса.

В процессе работы мастер-классов были прочитаны лекции о мастерстве стихосложения и создании прозаических произведений, молодых литераторов учили, на что следует обращать внимание при написании текстов, какими бывают наиболее распространенные ошибки.

Лилия Огурцова, редактор журнала «Литературный детский мир», размышляла со своими семинаристами: «Что же такое поэзия? Для меня поэзия – высшая форма самораскрытия человека. Помните, как у Владимира Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души…». Ведь изначально поэзия была молитвой, гимном, набором звучных и важных слов. В средневековье стихами писали всё – от медицинских трактатов до нравоучительных сочинений. Потом появились оды, любовная лирика, стихи-картины, стихи момента – как те же хокку, когда в несколько строк следовало вместить пейзаж, настроение, размышление. На мой взгляд, в поэзии определяющими являются ритмичность, звучность и образность текста. Замечательный поэт Самуил Маршак писал: «Стихи – это самые лучшие слова, поставленные в самом лучшем порядке».

 

Мастер-класс Ларисы Афанасьевой

Стремление души поговорить с миром
Во время работы мастер-класса ребята узнали, что стихотворная строчка с заданным размером – одно из многих ограничений, которое принимает на себя поэт. Сегодня молодые поэты предпочитают свободные формы, верлибры, например, белый стих. Эти стихи воспринимаются неоднозначно. Но, как говорил немецкий искусствовед Готфрид Бенн: «свободные метры и ритмы… в руках посредственности ещё отвратительнее, чем традиционная рифмованная продукция». Но и рифма в неумелых руках компрометирует стих. Рифма – это внутренний организующий принцип стихотворения.

Неоправданное нарушение ритма – самая распространенная ошибка начинающего поэта. И прежде, чем решиться играть с ритмом, надлежит научиться комфортно располагать мысли в рамках, заданных строем стиха. Что касается верлибров, – это задача для мастера. Ибо текст, лишенный ритмического узора, может выделиться исключительно красотой и силой образов, в нём заключенных. Через слово, образ и поэтический язык автора достигается контакт между читателем и поэтом. На слова в стихах приходится большая нагрузка: эмоциональная, смысловая, мелодическая, конструктивная. Еще Владимир Маяковский писал: «Изводишь единого слова ради тысячи тон словесной руды».

Ведущая другого поэтического мастер-класса Лариса Афанасьева, филолог по образованию, обладает тончайшим внутренним чутьем поэзии и необыкновенным тактом в отношении текстов молодых поэтов. Ей досталась старшая возрастная группа. Коллективное обсуждение прочтенного стихотворения помогает узнать слабые и сильные стороны каждого произведения, услышать мнение слушателя и автора, дать рекомендации для дальнейшего творческого роста. Ведь поэт должен стремиться сделать обыкновенное слово образом, в котором бы отразились переживания одного, как переживания многих, мысль одного, как мысль многих.

Мастер-класс прозы»
Стремление души поговорить с миром
Стремление быть хоть в чём-то непохожим на всех остальных поэтов, выделиться, во что бы то ни стало обратить на себя внимание – присуще молодым авторам. Но важно найти свои слова, свой язык и ритмику, не бояться экспериментов. Быть искренним в стихах, но в обязательном порядке разделять себя и лирического героя, отразить собственные переживания через призму стихосложения – это умение, приходящее только с опытом.

Ведущие мастер-классов советовали: когда вы учитесь писать стихи, желательно выучить и понять все правила формального стихосложения, чтобы спокойно и осознанно нарушать их, когда логика вещи этого требует. Ведь разница между новичком и мастером – в понимании. Банальная рифма, погрешности ритма, штампованный образ – создают ощущение беспомощности поэта и могут испортить любое стихотворение. Слушая друг друга, оценивайте новизну и оригинальность произведения, силу эмоционального воздействия и литературное мастерство поэта, учитесь умению слушать не только себя, но и других.

Одной из ярких и запоминающихся страниц семинара стал мастер-класс прозы, проведенный писателем Вячеславом Килесой, автором многих замечательных книг для молодежи. С первых же минут он завладел вниманием аудитории, спросив: «А что самое трудное для вас в писательстве?». Ответы были самые разные – поддерживать вдохновение, написать первое предложение, придумать что-то новое и т.д.

По мнению писателя, самое трудное – найти достойный сюжет. Классическая теория сюжета, в общих чертах сформированная еще в Древней Греции, исходит из того, что основными компонентами сюжетосложения являются события и действия. Как считал еще Аристотель, сплетенные в действия события составляют фабулу – основу любого эпического и драматического произведения. Вячеслав Килеса рассказал участникам семинара о классической схеме строения сюжета, и многие школьники услышали об этом впервые. Первая часть работы мастер-класса была посвящена теории, а вторая – разбору рукописей. Начинающим прозаикам было предложено после всего услышанного написать небольшой рассказ из пяти предложений, используя полученные знания, и некоторые произведения оказались довольно удачными.

 

Рабочий момент

Стремление души поговорить с миром
Руководитель мастер-класса предоставил ребятам много пищи для размышлений. Он рассказал, что если молодой писатель, одержимый идеями, берется за перо и стопку бумаги, то первый вопрос, который должен прийти ему в голову, не «Что я буду писать?», а «Кто я есть? Кем я хочу стать?». Его призвание как писателя должно быть тесно связано с его чувством идентичности. Ведь зачастую работает принцип: «напиши о чем-нибудь, что знаешь», поэтому пишут о себе.

Не стоит забывать, что книга предлагает более интересную, более насыщенную форму человеческого существования по сравнению с тем, что способен предложить нам повседневный опыт. Литературное произведение является мнимым опытом. Большинство из нас испытывает стремление расширить рамки нашего опыта по сравнению с тем, что может предложить нам наша жизнь. В известной степени, литература способна это сделать. Она в состоянии предоставить нам такие формы опыта, которые в реальности оказываются невозможными.

По итогам работы мастер-классов были определены лучшие молодые поэты и прозаики. В мастер-класс Лидии Огурцовой ими стали: I-е место- Александр Баранов (г. Ялта), II-е место –Анна Третьяк (г. Симферополь), III-е место – Виктор Сушко (г. Евпатория). В мастер-классе Ларисы Афанасьевой лучшими поэтами были признаны: Марина Рязанова и Маргарита Шитова, члены Республиканской литературной студии им. Н.Кобзева (г. Симферополь), занявшие соответственно I-е и II-е место, а Швайко Наталья и Михаил Чолий, воспитанники студии им. Б. Балтера (г. Евпатория) разделили III-е место.

Среди молодых прозаиков Вячеслав Килеса признал наиболее талантливыми: Винокурову Дарью, воспитанницу студии им. Б. Балтера (г. Евпатория) — I-е место, Татьяну Чудинову, члена Республиканской литературной студии им. Н.Кобзева (г. Симферополь) — II-е место, и постоянную участницу семинара Ленору Сеит-Османову (г. Симферополь) — III-е место. Победители были награждены грамотами и ценными призами, книгами с автографами крымских писателей.

Общее фото участников и руководителей семинара»
Стремление души поговорить с миром
В самом конце состоялся гала-концерт, на котором прозвучали стихотворные и прозаические строчки, заслужившие высокую оценку руководителей мастер-классов. Среди присутствующих в зале была поэт и журналист Инна Козеева, член НСПУ, Людмила Вальченко, руководитель литературной студии им. Б. Балтера, весь день переживавшая за своих питомцев, сотрудники КРВУЗ «Центр детского и юношеского творчества», сопровождавшие членов литературной судии «Магия слова» и школы молодых журналистов «Заметка», друзья семинаристов и просто любители поэзии. По отзывам самих участников, семинар прошел с большим успехом, ребята остались очень довольны увиденным и услышанным, и обязательно будут участвовать в подобном семинаре на следующий год.

Конечно, не все из присутствовавших на семинаре ребят свяжут свою жизнь с большой литературой. Кто-то отойдет от творчества, а для кого-то она станет неотъемлемой частью жизни. Цель семинара — работа над ошибками, толчок к личностному росту, постоянной учебе. Ведь на самом деле количество грамот и число посещенных творческих мероприятий не имеет значение. Важна внутренняя оценка литературного процесса и желание участвовать в нем.

Сегодняшние молодые люди пишут стихи и рассказы, чтобы выделиться, не потеряться в серой массе, сохранить устойчивые идеалы, приблизиться, по возможности, к искренности и настоящим чувствам, которых не хватает в современном мире. Такие творческие натуры будут писать всегда. Так было в прошлом, так будет в будущем, и так есть сегодня. Отчего они это делают? Это стремление души выразить наболевшее, поговорить с миром о том, что волнует.

Будь это молодой автор, или уже известный — желание писать вызывает огромная внутренняя потребность, потому что ты не можешь не писать. А литература — это зачастую иносказательный путь поведать миру, что ты о нем думаешь.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Севастопольская СГГА: русский язык не пройдёт!

Окаянные дни Одессы

.

Продамся за батон колбасы!

Николай ФЕДОТОВ