Крымское Эхо
Архив

Сохранить ценностные ориентации

Сохранить ценностные ориентации

C 16 по 20 октября в г. Ялта состоялся Харакский форум-2014 (название дано по месту проведения — знаменитый Харакский парк, на фото, в Гаспре близ Ялты — ред.), организованный Таврическим Национальным университетом имени В. И. Вернадского, Кубанским государственным университетом, Сетью культурного обмена и межэтнического доверия.

Руководителями форума выступили Т. А. Сенюшкина, доктор наук государственного управления, профессор кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, и А. В. Баранов, доктор политических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Российская Федерация.

В мероприятии приняли участие исследователи из Астаны (Казахстан), Воронежа, Казани, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга, Севастополя, Симферополя, Сыктывкара.

В рамках мероприятия были проведены круглый стол «Православные ценности и российская государственность: история и современность» (памяти А.С. Панарина), международная научная конференция «Конфликты ценностей в условиях конкуренции идеологий», круглый стол «Ислам и политика: технологии конструирования межконфессиональных и межэтнических конфликтов в постсекулярном обществе».

[img=center alt=title] uploads/14/1415347701-14-S0ql.jpg» />
В рамках Харакского форума для обсуждения были предложены следующие вопросы:

— Конфликты ценностей и геополитическая конкуренция в XXI веке;
— Идеологическое соперничество в условиях формирования многополярного мира;
— Конфликт культур как фактор этнополитической мобилизации;
— Коллективная идентичность и экстремальные формы политического поведения;
— Конструирование этнической и религиозной идентичности и новые вызовы безопасности;
— Политическая лексика и мифы украинского кризиса;
— Этничность, религия и политика в культурно-символическом пространстве жизненного мира;
— Виртуализация повседневности и коллективная память поколений;
— Политическая аксиология: теоретические и прикладные аспекты;
— Пределы толерантности как проблема политической теории и практики;
— Образ врага и его роль в политических конфликтах;
— Роль СМИ в политической мобилизации.

Основой развернувшейся в рамках форума дискуссии стали вопросы, значимость которых озвучивал один самых выдающихся русских мыслителей современности, православный философ А.С. Панарин. Одной из основополагающих его идей являлась идея о самодостаточности Православной цивилизации, являющейся в мире постмодерна сосредоточием доминирования духа над материей, получившей преимущественную легитимизацию в западной цивилизации и служащей основой для искажения и полного нивелирования духовно-нравственных ценностей, присущих миру Традиции.

Об основах такого аксиологического перекоса говорил в своем докладе «А.С. Панарин о структурогенезе и интригах восточного мегацикла всемирной истории» доктор философских наук, профессор Д. Е. Муза, акцентируя внимание на отсутствии метафизических и моральных оснований западной цивилизации на самолигитимизацию исторического и идеологического лидерства.

Исследователь констатировал завершение западного мегацикла всемирной истории, которое определено иссяканием самого формационного принципа модерна и возникновением отрицательных эффектов в творчестве западной цивилизации в виде технократического волюнтаризма, культурного редукционизма и гуманитарного нигилизма. В этом контексте, как отметил профессор, необходимо «описание «периодической системы элементов восточного опыта», в которой преобладает этикоцентрические сознание и практики в противовес западному экономикоцентризму», а также фиксация духовных ресурсов российской цивилизации, как наследницы Византии.

О невозможности существования совершенной правовой системы, так же как и государственной деятельности, «без религиозного очищения общества, питающего нравственные корни правосознания» говорила в своем докладе «Влияние православных ценностей на формирование правовой культуры в России» Т. А. Сенюшкина. По мнению ученого, перенесение постулатов западной юридической науки, опирающейся на классические постулаты немецкой рационалистической философии, на почву русского правосознания неорганично и формирование правовой культуры в России может осуществляться только при «условии консолидации общественного мировоззрения», возможного в рамках ясной и понятной национально-государственной идеи, «опирающейся на религиозные традиции русского народа».

[img=center alt=title] uploads/14/1415347707-14-pGMN.jpg» />
В докладе доктора политических наук, профессора В. А. Ковалёва «Конфликт ценностей и идеологические мифы в российской политике и политологии: необходимость деконструкции» внимание фокусировалось на проблеме соответствия интересов и распространенных в социуме идей и ценностных ориентаций, которые могут этим интересам не отвечать. Говоря о российской политической науке, В.А. Ковалев связывает это с ситуацией недостаточного внимания к контексту, в котором протекает политический процесс, преувеличенных представлений об автономии политики, отрыва анализа внутренней политики от внешнеполитических обстоятельств.

По мнению исследователя, без здорового национализма, без современного национального государства и без научно подкрепленного национального интереса не может быть и подлинно национальной политики, своей национальной политологии. В данном контексте, необходима деконструкция идеологических и мифологических построений, которые вредят и мешают выработке и успешному проведению в РФ политического курса, основанного на патриотизме и национальных ценностях.

Данная проблематика актуализируется и в контексте необходимости формирования ценностной базы и общественных ориентиров, способных противостоять конструированию различных социально-политических конфликтов и нивелировать возможные размежевания, способные спровоцировать кризисные состояния в различных областях общественно-политической жизни. Показательной в данном смысле, является ситуация в Украине, анализу которых также был посвящен ряд докладов участников семинара.

В докладе доктора политических наук, доктора исторических наук А.В. Баранова «Конфликтность украинской идентичности и конструирование идентичности Новороссии: основные индикаторы», были проанализированы индикаторы общественного мнения, выражающие конфликтность украинской идентичности. По мнению ученого, «в Украине как «глубоко расколотом обществе», устойчиво проявляются идентификационные размежевания, вызванные отсутствием исторических оснований государственного единства. Неудача конструирования национальной идентичности на этнократической основе и наличие долгосрочных социокультурных размежеваний: центр – периферия (с преобладанием локальной идентичности), город – село, религиозность – секулярность, русскоязычные – украиноязычные территории, стали стала весомым фактором дезинтеграции украинского государства в ходе кризиса и гражданской войны 2013–2014 гг.

В докладе кандидата философских наук А.Н. Баранецкого «Логика ценностного отношения – основа социально значимой инициативы» особое внимание уделяется деструктивной роли СМИ, распространяющих заданные информационной войной символы предписанных ценностных отношений и провоцирующие «у людей навязчивые неврозы, психозы и истерические реакции». Именно информационные войны как составляющая комплексных современных войн сыграли огромную роль в конструировании и эскалации украинского кризиса.

[img=center alt=title] uploads/14/1415347711-14-2dpT.jpg» />
Особое значение в формировании и реализации протестного потенциала в социуме играют электронные СМИ и интернет-пространство в целом. Данная тенденция ярко проявила себя в период «Арабской весны» и период массовых выступлений оппозиции в Иране в 2009 г. Данному аспекту конфликтов в Иране посвятил свой доклад «Интернет-пространство массовых протестов оппозиции 2009 г. в Иране» кандидат исторических наук Н.А. Филин.

Исследователь отметил, что после начала массовых протестов оппозиции против результатов президентских выборов 12 июня 2009 г. в Иране стало понятно, что в их организации значительную роль играли виртуальные социальные сети: Фейсбук, Твиттер, Тор и др. Их важная роль заключалась, «во-первых, в том, что они помогали сторонникам оппозиции общаться друг с другом и с внешним миром. Во-вторых, они помогали окружающему миру общаться и с иранцами, и с теми, кто их поддерживал», обеспечивая «относительно легкие, но вместе с тем мощные средства передачи информации, в то же время поддерживая разные степени анонимности».

Определенную роль интернет-СМИ играют в радикализации современного ислама, участвуя в формировании здесь новейших деструктивных течений. В частности, в докладе «Исламское государство Ирака и Леванта как одна из форм крайнего салафистского джихадизма» кандидата политических наук А. М. Канаха отмечается, что в настоящее время появляется совершенно новая форма салафистского джихадизма, которая может быть охарактеризована как «религиозный фашизм». Она может рассматриваться в разных контекстах, в том числе и как элемент политических технологий. Но конструирование подобных иррациональных деструктивных явлений чревато не только нарастающей угрозой для Ближнего Востока и европейских стран, но и представлять значительную опасность для государства, конструирующего данное явление с целью реализации своих геополитических интересов.

По мнению кандидата исторических наук А. В. Мартынкина, озвученного в докладе «Запад и развитие исламского экстремизма в новейшее время (исторический экскурс)», развитие исламского экстремизма XX- нач. XXI вв. «стимулировалась экспансией западной идеологии и насаждением либерализма на традиционные ценности исламского общества». На современном этапе можно говорить о прямой инструментализации исламского экстремизма с целью реализации стратегии управляемого хаоса со стороны США, дестабилизирующих обстановку на границах своих геополитических оппонентов – Ирана и Китая.

В целом, перенося все сказанное на российское социально-политическое пространство, необходимо констатировать возрастающую актуальность возрождения и сохранения традиционных для многоэтничного сообщества данного государства ценностных ориентаций, разрушающихся в первую очередь искусственно привносимыми западными либеральными ценностями и отражающейся в них «жесткой хозяйственной регламентацией нового экономического порядка». Как отметила Т.А. Сенюшкина, православным и мусульманам как представителям доминирующих по количеству верующих в России необходимо четко заявлять о нравственных ценностях, которые их объединяют, противопоставляя Традицию конструированию «цивилизационного разлома».

Кроме того, необходимо отметить, что именно традиционные ценности и формировавшийся веками национальный мировоззренческий опыт, которые должны служить основой для развития социально-политических наук и получать воплощение в построении соответствующей внешней и внутренней государственной политики, способны стать объединяющим базисом для всего народа России и эффективной стратегией сохранения и реализации суверенности Российского государства.

Фото —
с сайта http://vk.com/ekaterinailyanovich

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Жилищно-коммунальный обман

Переизбирать нельзя затягивать

Алексей НЕЖИВОЙ

Сергей Аксёнов: Запрет на изучение русского языка на Львовщине —

.

1 коммент.

Аватар
ККК 07.11.2014 в 18:52

[img=center alt=title]http://mtdata.ru/u27/photoBF81/20715509834-0/original.jpg#20715509834[/img]

Ответить

Добавить комментарий для ККК Отменить