Крымское Эхо
Архив

«Русскiй Мiръ»: морской поход по местам исхода и рассеяния

«Русскiй Мiръ»: морской поход по местам исхода и рассеяния

К 90-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РАСКОЛА

Сергей ЯСИНСКИЙ

В Москве под руководством председателя Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина прошло заседание Попечительского совета программы «Русскiй Мiръ». Русский мир — явление уникальное.

Осмыслить и понять содержание

Собственно о «Русском мире», его существовании, развитии и перспективах как у нас в стране, так и за ее пределами, заговорили относительно недавно. Так что тему «Русского мира» вполне можно считать молодой — еще десять-пятнадцать лет назад в обиходе даже не было такого словосочетания. И потому сегодня продолжается работа по осмыслению и освоению того содержания, которое вкладывается в это понятие.

В наше время, в начале XXI века, к теме «Русского мира» не только обращено внимание и направлены усилия и Российского государства (в лице Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, «Россотрудничества» при МИД РФ), Русской Православной Церкви и многих общественных организаций. Среди них — специализированный фонд «Русский мир», Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы России, а также частные лица. Каждый из названных субъектов видит эту тему под своим углом зрения, каждый подходит к работе с ней, исходя из своих интересов и задач. И это вполне объяснимо как самой сложностью явления «Русского мира», сложностью его нынешней структуры, так и сложностью понимания его исторической природы.

Многие сегодня отмечают факт, что Русский мир — это довольно уникальное явление не только в русской, но и в мировой истории. Причина этого заключается в феномене: редко когда гражданское противостояние внутри одного народа в других странах приводило к тому, что значительная часть этого народа должна была искать себе пристанища за пределами своего Отечества.

Как отмечают исследователи, менее очевиден, но неумолим и тот факт, что Русский мир имеет свою историю. Он возник не ранее определенного рубежа в русской истории, и все этапы его формирования укладываются практически целиком в рамки XX века.

Кроме того, уже в наши дни вызрело понимание: те процессы, которые формировали Русский мир, так называемые «волны эмиграции» — а их можно насчитать несколько в истории Русского мира, не просто складывали нынешнюю структуру Русского мира. Каждая такая волна эмиграции сама по себе была вызовом историческому сознанию русского народа. Причем удовлетворительных ответов на них мы не даём и по сей день. Поэтому не лишне будет ещё раз посмотреть, какие вызовы перед нами ставит тема «Русского мира» сегодня, какие уроки из неё мы должны извлечь.

 

Каковы эти выводы, уроки и задачи?

 

 

Первый вызов относится к событиям русской истории рубежа 1917 года. При этом необходимо подчеркнуть: главные причины этих событий имеют как внутренний, так и внешний характер. Однако общим итогом их стало разъединение русского общества, русского народа на две части. Был дан старт началу первой, самой массовой волны русского изгнанничества и русской эмиграции.

О том, что этот урок не был усвоен в свое время русским народом, свидетельствует тот факт, что в начале 90-х годов прошлого века наш народ был ещё раз разъят уже не на две, а на гораздо большее число частей. О том, что мы только недавно осознали важность этого урока, свидетельствует, в свою очередь, тот факт, что в начале уже нового тысячелетия Росси удалось сохранить целостность своего общества, нашего народа. Целостность хотя бы в пределах Российской Федерации, но — сохранить. Тем не менее мы до сих пор стоим перед главным вызовом, поставленным перед нами трагедиями и 1917-го, и 1991-го годов: перед необходимостью понимания того, что эта трагедия не должна больше повториться, и что риски её повторения по-прежнему велики. Дальнейшее дробление нашего народа и уничтожение вместе с этим как таковой и нашей цивилизации слишком выгодны многим нашим «партнёрам» в современном мире, чтобы не уделять этому уроку самого пристального внимания. В противовес этим рискам и этим тенденциям нужно предпринимать многократные и многообразные усилия по установлению тесного общения различных частей, «островков» Русского мира, создавая некое единое целое, если не на национально-государственном, то на общественно-духовном, или мiрском.

В то же время невозможно и бессмысленно сегодня, когда прошли годы и десятилетия, пытаться «стянуть» эти части, разбросанные по всему миру, опять в некую новую общность, живущую в одной стране. Между тем отметим: сегодня историческая память Русского мира существует в головах и сердцах отдельных людей, разбросанных по всему Русскому миру, на уровне «своей правды». Поэтому достойна уважения попытка соединить эти разрозненные частицы, принадлежащие одному преданию, в некое единое пространство современной русской исторической мысли, содействовать становлению единства Русского мира в исторической перспективе, на уровне исторического самосознания. Подобная, одновременно и историософская, и богословская, задача встает нынче перед русским историческим сознанием в таком объёме впервые.

Следует отметить: есть задачи упрочения российского присутствия в различных регионах мира в самых различных возможных формах, в том числе и через распространение русского языка. Есть задачи оказания поддержки русскоязычным общинам в разных странах в укреплении их статуса в рамках иностранных государств. Есть задача укрепления русской православной жизни за рубежами Русского Отечества. Есть задачи многостороннего привлечения и включения накопленного в дальнем и ближнем Русском зарубежье высокого человеческого потенциала Русского мира в современное развитие Отечества. Все они в той или иной степени решаются различными государственными, религиозными и общественными структурами. Но пока не ставилась задача найти достойные и значимые ответы на тот вызов, который поставила перед русским самосознанием, как в Отечестве, так и в Зарубежье, русская история в XX веке. Суть этого вызова — дробление единого национального самосознания по тем или иным историческим причинам, когда разные части некогда единого мipa, начинают мыслить своё бытие в разных исторических измерениях, в разных исторических перспективах. Совершенно очевидно, что смысл русской жизни сегодня не в том, чтобы продолжать дробиться на части, а в том, чтобы попытаться соединять, совокуплять эти разные части в единое целое.

Проблемы Русского мира со своей стороны заставляют нас повернуться лицом к вопросу об основах русской православной цивилизации, о бытии этой цивилизации в современном глобальном мире. Потому что второй вызов, стоящий сегодня перед нами в связи с темой Русского мира — это вопрос о самой судьбе русской цивилизации, о её сохранении и развитии в современных условиях.

С историософской точки зрения Советская Россия исторически и цивилизационно противопоставила себя России Императорской. Но Императорская Россия была ещё и русской Россией, в том смысле, что она была страной единого русского народа, в состав которого входили не одни только этнические русские православного вероисповедания. Вот эта Россия посредством гражданского противостояния и была разъединена на две части: на Россiю вне России, ревностно сохранявшую традиции русской цивилизации, в частности, традиционные формы гражданского самосознания, и на Россию в Отечестве, оказавшуюся в плену господствующей идеологии, для которой характерно было радикальное стремление изменить саму русскую цивилизацию и сам русский народ, создав из него новую общность «советских людей».

Что же произошло после 1991 года? Постсоветская Россия начала формироваться, не имея ясных цивилизационных ориентиров и собственной исторической программы. Вполне естественно, что она должна самоопределяться, прежде всего, по отношению к прошлым периодам собственной истории — императорскому и советскому, а не по внешним образцам.

Один из ответов на этот вопрос состоит в том, чтобы отыскать адекватные способы и формы возвращения русской, Императорской России в Россию, хотя уже и постсоветскую, но во многом продолжающую жить ещё по советским понятиям. Ее необходимо вернуть ради сохранения и дальнейшего развития русской цивилизации, потому что только воссоединение в нашем самосознании России дореволюционной и постреволюционной (Советской) приведёт нас к России современной.

Одна из главных проблем, стоящих сейчас перед русским обществом, состоит в том, чтобы ещё раз ясно обозначить свои цивилизационные основания, в частности для того, чтобы уверенно и последовательно участвовать в нынешнем международном диалоге. Проекты, в которых обозначается и осмысливается связь Императорской русской России и Советской России в привязке к реалиям России нынешней, способны дать миру определенный сигнал о том, на какие ценности и на какие традиции в различных областях международной жизни и политики, а также внутренней жизни ориентируется сегодня русское общество.

Когда речь идет о Русском мире, речь идёт именно о сохранении и развитии русской цивилизации. Об этом ясно свидетельствует и тот факт, что за рубежом наибольшими пониманием и поддержкой международная политика современной России пользуется именно в среде наших соотечественников. Хотя многие из них, уже в двух-трёх поколениях — это законопослушные граждане своих стран, общества и правительства которых часто весьма критически относятся к попыткам нынешней России занять подобающее ей место на международной арене.

Таким образом, в основе программы «Русскiй Mipъ» Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России лежит общее концептуальное понимание: Русский мир предстаёт сегодня как одна из ведущих форм адаптации русской цивилизации к условиям современного мира, сложившаяся на протяжении XX века под влиянием трагических событий русской истории. Нынешний Русский мир является одним из главных проводников важнейших ценностей и уникального опыта русской цивилизации в современном глобальном мире.

Целью программы является содействие процессам консолидации и развития единства русского исторического самосознания, охватывающего все изгибы и перипетии русской истории XX-XXI веков. Данная стратегическая цель находит свое конкретное воплощение в отдельных проектах программы. В 2010 работа организуется по пяти основным направлениям: проект «Русскiй Mipъ». К 90-летию завершения Гражданской войны»; проект «Восстановление надвратных икон на башнях Московского Кремля»; проект «Русский центр им. Н.И. Бородиной в Мерано (Южный Тироль, Италия)»; проект «Создание публичного Архива материалов по истории русской эмиграции в Европе в г. Сент-Женевьев-де-Буа»; проект «Россiя вне России. Создание документально-публицистического фильма о судьбах русской эмиграции».

 

Великий Раскол: «Никогда более!»

 

 

То, что произошло с нашим народом в 1917-1920 годах называли, называют и наверняка будут называть по-разному: Великая революция — переворот, Великий Исход, братоубийственная Гражданская война… Трудно, да, пожалуй, и невозможно точно очертить хронологические рамки того страшного, глобально-потрясающего явления, отголоски которого явственно ощущаются и сегодня. Как представляется, происшедшее тогда можно охарактеризовать как Великий Раскол, которому сопутствовали и кровавое братоубийство, и беззаконный социальный передел, и изгнание миллионов соотечественников, и их рассеяние по всему миру.

Мучительный поиск ответа на вопрос: «Что же тогда произошло?», продолжается до сих пор. И хотя бы частично понять суть происшедшего и призвана программа «Русскiй Mipъ». К 90-летию завершения Гражданской войны». О ее реализации и шла речь на заседании Попечительского совета под председательством Владимира Якунина.

Данный проект является прямым продолжением проекта 2007-2009 гг. «Возрождение памятника россиянам в Галлиполи». Общей целью обоих проектов является идеологическое завершение усилий по уврачеванию ран, нанесенных единству русского народа в годы революций 1917 года и Гражданской войны. Данный проект подводит итог целому ряду проектов и мероприятий Фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы России (ЦНС), таким как, принесение мощей преподобномучениц Елисаветы (Вел.кн. Е.Ф. Романовой) и Варвары в 2004-2005 гг., возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве (2006-2009), вручение Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За Веру и Верность» предстоятелю РПЦЗ митрополиту Лавру в 2008 г., открытие в 2008 г. в городе Гелиболу (Турция) восстановленного памятника русским изгнанникам времен Гражданской войны, современное переиздание книги «Галлиполийский крест Русской армии» (2009) и других.

Данный проект является совместным проектом ФАП-ЦНС и Союза потомков галлиполийцев в Париже. Он рассчитан на 2009-2010 годы. В его рамках — завершение процесса передачи прав и обязательств по содержанию мемориального комплекса в г. Гелиболу (Турция) от ФАП-ЦНС Правительству РФ. Одно из центральных мест в проекте занимает символическая акция «Морской поход. К 90-летию исхода Русской Армии из Крыма». Кроме того, делегация ФАП-ЦНС участвовать в памятной встрече в Стамбуле и Гелиболу членов Союза потомков галлиполийцев в Париже. Она будет подготовлена Союзом в связи с 90-летием истории «галлиполийского сидения».

Общественно-историческая акция — Морской поход к 90-летию исхода Русской Армии из Крыма — призвана представить символическую аналогию реальным историческим событиям морскому походу кораблей с эвакуирующимися гражданскими лицами и частями Русской Армии на борту по маршруту Ялта и Севастополь — Стамбул (Турция) — Галлиполи (Турция) — Лемнос (Греция) — Бизерта (Французский Тунис) в 1920 году. В ее основе лежит организуцемый в июле с.г. морской поход соотечественников — наших современников по местам этого исхода, но уже в обратном порядке по маршруту Бизерта (Тунис) — Лемнос (Греция) — Галлиполи (Турция) — Стамбул (Турция) — Севастополь. Это — морской поход с символическим знаком возвращения на Родину, возвращения памяти о тех, кто был тогда изгнан из Отечества, но сохранил ему верность в служении и в жизни.

В рамках похода на его морской фазе планируется проведение цикла встреч с участниками похода — представителями Русского зарубежья, организация дискуссий, «круглых столов», докладов и лекций. Будут проведены литературно-музыкальные вечера и кинопросмотры. Программа для каждой остановки в портах по маршруту перехода будет включать в себя соответствующую информационно-просветительскую часть, а в местах стоянки — паломническо-экскурсионную часть с посещением памятных мест, некрополей, проведением молебнов, памятных церемоний. Символичным представляется то, что завершится Морской поход25 июля, в День Военно-Морского Флота России, в Севастополе, откуда 90 лет назад ушла Русская эскадра, а на ее кораблях — Русская армия.

По задумке организаторов акция-поход должна закончиться подготовкой итогового документа, который обозначит новый статус-кво и новое понимание взаимных отношений потомков старой русской эмиграции с представителями современного российского общества, новых общих целей, стоящих перед ними в сфере формирования национального самосознания русского народа, развития его культурной и социальной истории. Общий пафос итогового заявления — «Никогда более!». Как представляется, это заявление должно быть передано участниками мероприятия лично в руки высоких представителей Русского государства (Президенту, Премьер-министру) и Русской Православной Церкви (Патриарху). По своему идейному содержанию данный проект неплохо коррелирует со смыслом нового общероссийского праздника — «Дня народного единства (Дня примирения и согласия)», отмечаемого официально 4 ноября.

Гуманитарная ценность данного проекта обусловлена тем, что он тесно связан с судьбами конкретных, живущих ныне за рубежом русских людей, носителей исторической памяти о трагедии русской эмиграции, переданной им от их родителей. Их непосредственное активное участие в этом и предшествующем проекте является залогом глубокого влияния, которое он уже оказал и оказывает на состояние самосознания современного Русского зарубежья. Организаторы и участники Морского похода считают: общенациональное значение проекта состоит в призыве к русскому народу, а также всем народам, некогда входившим в состав Государства Российского, никогда более не дать возможности внешнему влиянию и вмешательству внешних сил привести наш народ к новому расколу и братоубийственному противостоянию. Этот призыв остается актуальным на всем протяжении последних двадцати лет русской истории.

 

На фото вверху — знак похода

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Закон – отговорка для слабых

Всё готово, всё в порядке? Что ж, тогда пора за парту!

Из-за этих окаянных книг

Оставить комментарий