120 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛСЯ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ
Евгений Петров (настоящая фамилия – Катаев) в биографии указывал, что родился 13 декабря (по старому стилю – 30 ноября) 1903 года. По другим данным, он появился на свет в тот же день на год раньше – в 1902-м. Однако сколько бы со дня рождения писателя сегодня ни исполнилось – круглых 120 лет или не круглый 121 год – он стоит того, чтобы его помнили.
Евгений Петров известен прежде всего как соавтор, вместе с Ильей Ильфом, двух романов об Остапе Бендере – «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». В меньшей степени – как соавтор, тоже вместе с Ильфом, путевых заметок «Одноэтажная Америка».
А между тем Петров — еще и военный корреспондент эпохи Великой Отечественной войны. В грозном 1943 году поэт Константин Симонов и композитор Матвей Блантер написали знаменитую «Песенку военных корреспондентов», известную также как «Корреспондентская застольная».
«Помянуть нам впору мертвых репортеров.
Стал могилой Киев им и Крым.
Хоть они порою были и герои,
не поставят памятника им», — поется в ней.
Эти строчки имеют прямое отношение к Евгению Петрову.
В войну он работал корреспондентом легендарного «Совинформбюро», публиковал фронтовые репортажи и очерки в «Правде», «Красной звезде», «Огоньке». Вот фрагмент одного из них: «Сегодня под Москвой», от 30 ноября грозного 1941 года.
«В простой бревенчатой избе, под образами, совсем как на знаменитой картине «Военный совет в Филях», сидят три советских генерала – пехотный, артиллерийский и танковый.
И так же, как тогда, та же русская природа за окном, и карта на столе, и заглядывает в комнату любопытный деревенский мальчик, и недалеко Москва. И генералы даже чем-то похожи на Дохтурова или молодого Ермолова, вероятно, русскими лицами и золотом на воротниках.
Только они не решают здесь – оставить Москву врагу или дать новое сражение.
Вопрос уже решен: Москву отстоять во что бы то ни стало. А генеральное сражение уже идет четырнадцатый день, не только не ослабевая, но все усиливаясь.
Если продолжить историческую параллель с 1812 годом, хочется сравнить с Бородинским сражением октябрьские бои на Западном фронте, когда наши армии, непрерывно сражаясь, откатывались от Вязьмы и Брянска, а израненный враг, совершивший гигантский прыжок в двести километров, должен был остановиться, чтобы зализать свои раны и собраться с новыми силами. Сейчас же на подступах к Москве идет то сражение, которое Кутузов не решился дать Наполеону, но обязательно дал бы, если бы, защищая Москву, находился в современных условиях».
Еще несколько дней спустя, 16 декабря, Петров писал из Клина:
«Положение военных корреспондентов на Западном фронте становится все более сложным. Всего несколько дней назад мы выезжали налегке и, проехав какие-нибудь тридцать километров, оказывались на фронте. Сегодня в том же направлении нам пришлось проехать около сотни километров. Путь немецкого отступления становится довольно длинным. И этот путь однообразен – сожженные деревни, минированные дороги, скелеты автомобилей и танков…»
Немцы были разбиты под Москвой, и эта первая большая победа Красной армии в Великой Отечественной войне была запечатлена в статьях Евгения Петрова. Они и сегодня остаются яркими образцами настоящей военной журналистики, на которых должны учиться современные репортеры.
Летом 1942 года Евгений Петров отправился в осажденный фашистами Севастополь. По свидетельству другого знаменитого советского военкора, Ильи Эренбурга, в той командировке Петров мог погибнуть неоднократно: во время бомбежки; при возвращении на Кавказ на едва не затонувшем, получившем во время рейда множество пробоин лидере «Ташкент»; в машине, угодившей в аварию по дороге из Новороссийска в Краснодар. А погиб в самолете. Второго июля 1942 года пассажирский «Дуглас», на котором Петров вылетел из Краснодара в Москву, врезался в холм.
В полевой сумке Петрова остался черновик начатого репортажа о Севастополе. Последние строки, которые он успел написать, были такими:
«Возможно, что город все-таки удержится. Я уже привык верить в чудеса…»
Город, увы, не удержался. Через несколько дней советские войска оставили Севастополь.
Военные статьи, зарисовки и репортажи Евгения Петрова составили его последнюю книгу – «Фронтовой дневник», собранную и изданную уже после его гибели.
«С первого дня войны он знал одну страсть: победить врага! Он не отошел в сторону, не стал обдумывать и гадать. Он был всюду, где был наш народ. Его видали защитники Москвы в лихие дни ноября. Он был в освобожденном Волоколамске. Как-то зимой он поехал к Юхнову, вернулся контуженный, но, как всегда бодрый, говорил: «Юхнов возьмем…». Недавно он побывал на далеком севере, у Мурманска. Я был с ним, когда его спросили: «Хотите в Севастополь?» Он весь засиял: «Конечно». Это было две недели тому назад. Петров знал, что дни Севастополя сочтены, но он хотел донести до нашего народа, да и до всего мира рассказ о беспримерном мужестве севастопольцев…», — писал Илья Эренбург.
По его словам, героическая оборона Севастополя не случайно стала последней главой в жизни Петрова.
«Огонь краснофлотцев как бы кидает свой отблеск на черную ночь, куда ушел от нас Петров. Свое имя он связал с Севастополем — для нас и для истории», — писал Эренбург.
P.S. Кстати, с Крымом связано начало совместного творчества Евгения Петрова и Ильи Ильфа. Летом 1927 года они в качестве корреспондентов «Гудка» отправились в командировку на полуостров. Именно во время этой поездки у молодых журналистов появилось желание писать вместе. В августе, когда Петров и Ильф вернулись в Москву, Валентин Катаев полушутя дал им тему для романа: «Стулья. Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти». Так родилась идея «Двенадцати стульев»…
Фото из открытых источников