Смотрю на YouTube фильм Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина». Фильм непростой, об украинских событиях 2014 года, и начинается он так. По бескрайней, тянущейся до самого горизонта азовской степи, мчится грузовик. В кабине – два украинских бойца. Они едут в расположение «своих» и болтают о том, о сём, один показывает другому, который за рулём, фотографию своей девушки на смартфоне. Говорит, закончится война — и он женится на ней.
Въезжают в пустынную Марьинку. На улицах никого. Машина останавливается. Водитель выходит из кабины, чтобы справить нужду. Тут же нарастает рёв летящей мины. Взрыв! Боец оглядывается – его грузовик разлетается на куски. Солдатику, мечтавшему о свадьбе, не повезло: он сгорает в кабине машины.
Уворачиваясь от взрывов, боец бежит по совершенно безлюдной улице. Потом укрывается в подвале жилого дома, где прячутся, пережидая артобстрел, три молодые женщины, ополченец ДНР, десятилетний пацан и странноватого вида мужчина. Что интересно, женщины из противоположных лагерей: одна – местная, она горой за отсоединение ДНР от Украины, остальные две – участница киевского Майдана и волонтёр, что везла в АТО каски и бронежилеты «для своих».
Между ними завязываются конфликтные разговоры и политические пикировки…
— Я очень люблю этот фильм. Хотя и смотрю его крайне редко: каждый раз у меня слёзы на глазах от просмотра, — говорит мне российский актёр Сергей Холмогоров.
— Я в буквальном смысле слова плакал на съёмочной площадке, когда снимали эпизод, в котором «правосеки»*, ворвавшись в Марьинку, убивают Оксану, пламенную участницу Майдана. Её очень хорошо сыграла актриса Анна Пескова. Примечательно, что Оксана, посидев в подвале вместе со сторонницей ДНР, похоже, изменила своё понимание киевских событий 2013 года. И поэтому пыталась обмануть «азовцев» — но те её расстреляли. Я плакал, повторяю, когда смотрел эти съёмки. Замечу, что заслуга в разработке этой сцены — не только режиссёра Рената Давлетьярова, но и сценариста Алексея Тимошкина, который посещал территорию конфликта на Донбассе и многое узнал о бесчинствах бойцов «Азова».
— Почему? — спрашиваю у Холмогорова.
— Потому что, всё, что сейчас происходит на Украине, все эти военные события – эта наша общая боль, и получать, повторяю, на этой боли какие-то дивиденды безнравственно.
— Интересно… Мне, как человеку, далёкому от кинематографа, всегда казалось, что авторам фильма выгоден какой-нибудь скандал, сопровождающий показ фильма, разнополярность оценок, шум в прессе… Ведь всё это играет на пользу проката фильма.
— Нет-нет, Давлетьяров не такой режиссёр. В первую очередь ему важно было высказаться, заявить своё отношение к тому, что происходит на Донбассе.
…Вдосталь наругавшись на политические темы во время сидения в подвале и, похоже, так и не придя к взаимопониманию, герои фильма приходят к другому, понятному для них выводу: нужно выживать. Нужно найти лекарства (мальчик, который вместе с ними находится в подвале, температурит), нужна вода, что-нибудь из съестного. Но в покинутой жителями Марьинке сделать это нелегко. Персонажам фильма приходится ходить по пустынным улицам, осматривать дома. К тому же ополченец Ткаченко требует предать земле обнаруженные на улицах трупы.
По ходу дела странноватый мужчина пожилого возраста – именно его сыграл актёр Сергей Холмогоров – пояснил ополченцу (в этой роли выступил московский актёр Гела Месхи), что в заброшенной Марьинке он оказался для того, чтобы разыскать своего сына. Его призвали в Вооруженные Силы Украины, гнобят на службе, и отец приехал к нему на подмогу.
Опять между персонажами фильма возникают конфликты, временами то тот, то другой хватаются за автоматы. Интересная деталь: в какой-то момент «калаш» появляется и у водителя военного грузовика Соколова (актёр Евгений Михеев) – он его подобрал на улице, – но дэнээровец Ткаченко уже доверяет украинскому бойцу…
— Сергей Валерьевич, надо полагать, в период подготовки к съёмкам вам пришлось просмотреть массу видеоматериалов о событиях на Донбассе, об Иловайском котле. Ваши впечатления от увиденного?
— Смотреть эти видеокадры было настолько больно… Война, это всегда страшно. Непонятно: для чего она? Почему брат убивает брата? И добавлю: то, что мы показали в кино, – это лишь малая толика всего, что происходило и сейчас ещё происходит на Донбассе.
— В одном месте фильма, когда все участники многодневного сидения в подвале готовятся к отъезду, ополченец ДНР произносит слова: «Разбредаться нам надо. Тебе – направо, а мне – налево». Как вам видится исход образовавшегося на Украине противостояния: приведёт ли это к расколу государства, и его граждане в какой-то момент скажут друг другу: «Тебе – на Запад, а мне – на Восток»?
— Ну-у, не знаю… Конечно, это моя точка зрения, но было бы хорошо, если бы противоборствующие стороны поняли, что пора прекратить военные действия и хватит уже проливать кровь. А воссоединение Востока и Запада Украины через какое-то время произойдёт. Очень бы этого хотелось – ведь все они близкие нам люди…
— Кстати, хотел спросить: вы случайно не из Украины родом?
— Нет, мои корни с Урала. Но прабабушка моя с Украины. Помню её в детстве: она разговаривала на суржике…
— В фильме, Сергей Валерьевич, продолжая спор о том, кто за Майдан, а кто против, один из героев говорит: «Все мы – наши». А далее следует, не помню уже чья, реплика: «Но потом, в другой ситуации, эти «наши» начинают убивать друг друга». Каковы, на ваш взгляд, тайные пружины, которые существуют в нашем обществе и которые потом распрямляются — и приводят к гражданской войне?
— Я думаю, что сразу же после холодной войны политические противники России начали нас раздирать, разводить в разные стороны. Какие пружины при этом использовались? В каждом из нас, согласитесь, в каждом народе есть какие-то различия, которые, глядя со стороны, расцениваются как недостатки. Например, различия в языке. Вполне может быть, мы и сами не знаем этих различий, не придаём им значения, но внешние силы – я прямо говорю об этом – внешние силы, – очень ловко используют их в своей работе. Произошло следующее. Русский язык, на котором говорили все народы Советского Союза, русский язык, который цементировал всех, стал вдруг неприемлемым для Украины. Странно, да? В Татарстане, где сейчас одна половина населения говорит на русском языке, а вторая на татарском, такое различие никому не мешает, а на Украине стало вдруг мешать! Почему? Потому что был запущен – извне, повторяю! – хитрый инструмент, основанный на неприемлемости русского языка для граждан этого государства.
— Как отозвались на фильм «Донбасс. Окраина» украинские деятели культуры?
— В целом фильм на Украине оценивается негативно, а те, кто оценивает нормально, – молчат. В киношных кругах Украины ведь тоже произошёл передел, и многим опасно говорить то, что они думают. Но я спокойно отношусь к этому. Каждый имеет свою точку зрения и вправе высказать её.
— Что скажете о российском прокате фильма? Или об этом говорить ещё рано?
— Премьера фильма «Донбасс. Окраина» состоялась в прошлом году, но, к сожалению, ленту крутили только на малых экранах. Не знаю, почему, но в кинотеатрах фильм показывали или рано утром, или поздно вечером, а где-то и вообще не показывали. Позиция режиссёра Рената Давлетьярова на это такова: пока на поднятую в «Окраине» тему не хотят говорить ни «наши», ни «те». Я думаю, происходит это потому, что «наши» надеются на разум «той» стороны. Мол, всё успокоится, уляжется, забудется. И странность этой ситуации мне непонятна. Мы ведь ничего не наврали в фильме! Особых жестокостей, которые могли бы показать, не показали. Более того, некоторые сцены были вырезаны из фильма.
— Какие, интересно?
— Ну, например, такая сцена. Когда герои пережидали в подвале артиллерийский обстрел, герой, которого я сыграл, начал осторожно высказываться о вхождении Крыма в Россию. Но Давлетьяров решил: «Нет, не нужно этой сцены».
…Финал фильма очень эффектный. Пожилой мужчина, приехавший в Марьинку, чтобы найти своего сына, убедил ополченца Ткаченко, что он никуда не поедет и остаётся. Но начался артобстрел, вокруг микроавтобуса стали рваться мины, и сидевший за рулём дэнээровец фактически спас жизнь Колосовскому. Он сдал машину назад, и Колосовский заскочил в неё. После этого последовала дальняя дорога.
Ночью наши герои наткнулись на блок-пост бойцов «Азова». «Кто такие? Выйти из машины!» Завязалась перестрелка. Некоторых «азовцев» Ткаченко застрелил, остальные бежали. Наши герои принялись осматривать «правосековский» бэтээр на предмет изъятия оружия. И, уже готовясь покинуть блокпост, Ткаченко вдруг получает пулю в спину! В него выстрелил… Колосовский, тот самый странноватый пожилой мужчина.
Произошло это на глазах оторопевшего Соколова. «Подполковник СБУ Колосовский», — представился украинскому бойцу, выходя из-за бэтээра, пожилой мужчина. Соколов в шоке: «Он же вам жизнь спас, а вы его в спину…» Потом он поднял с земли ткаченковский автомат. «Неужели в своих будешь стрелять, солдат?» — спрашивает не ожидавший этого эсбэушник. В ответ Соколов в упор расстреливает его: «Свои в спину не стреляют»…
— Сергей Валерьевич, в фильме вы сыграли роль подполковника СБУ Колосовского. Когда работали над ролью, приходилось ли вам общаться с подобными персонажами?
— Нет, каких-либо контактов с людьми из СБУ у меня не было. Но роль служащего СБУ у меня уже не первая. Еще до киевских событий я сыграл украинского эсбэушника, военного следователя в фильме «Под прикрытием». А вообще, у меня много военных ролей: полковников, генералов. Скоро выйдет фильм «Уголовный розыск», где я играю майора полиции. Тем самым меня понизили в должности… (Смеётся)
А, если серьёзно, сыграть в «Донбасс. Окраине» роль эсбэушника я считаю большой удачей – ведь на этом персонаже держится вся интрига! Мой герой вынужден весь фильм выкручиваться, таиться и хитрить и лишь в конце фильма проявить свою истинную сущность. Да, Колосовский – это супер-специалист, мастер своего дела, и я думаю, он у меня очень хорошо получился. Кстати, Давлетьяров с большим вниманием прописывал эту роль и не раз признавался, что, была б возможность, он бы её и сам сыграл…
— После интервью с актёром кино журналисты стараются сфотографироваться с ним. Как вы отнесётесь к тому, что я сейчас скажу? После просмотра «Донбасс. Окраина» мне не хочется с вами фотографироваться.
— Нормально отношусь. (Смеётся.) Если вам действительно не хочется фотографироваться с актёром, сыгравшем роль эсбэушника, то мне это очень лестно.
— Сергей Валерьевич, в завершение интервью хотелось бы знать ваше отношение к фильму украинского режиссёра Сергея Лозницы «Донбасс». Об этой ленте сейчас разгораются большие споры, фильм выдвинут на получение «Оскара»…
— Я начинал смотреть «Донбасс», но не смог досмотреть до конца. С моей точки зрения, это попытка реконструкции известных украинских событий и стремление обелить украинские власти в развязывании конфликта. Другая точка зрения – точка зрения Сергея Лозницы…
— Честно говоря, мне не по душе эта ваша позиция. Не слишком ли часто мы, видя неправедные работы художников – в данном случае, в кино – спокойно говорим: «Это их позиция». Здесь говорим – «Это их позиция», там говорим – «Это их позиция!»… А потом, когда сами оказываемся, извиняюсь, в ж…, каемся: «Ах, как мы это допустили? Почему проглядели?»
— А что я могу сделать? Мы сняли о Донбассе свой фильм, Лозница – свой. Так и должно быть в кино. Я ведь вам не сказал самое главное: фильм «Донбасс. Окраина» Давлетьяров снял в ответ на фильм «Донбасс» – в этом и проявилась его позиция режиссёра! Так что в своём ремесле мы были с ним по другую сторону баррикады… И пусть на Западе всем нравится «Донбасс», но это ведь следствие разыгравшейся там русофобии. «Они» думают, что все мы в дерьме, что все мы упыри и только они – просвещённые…
— Позвольте, но ведь негативные оценки фильма «Донбасс. Окраина» звучат и в российской прессе! Вот посмотрите, что пишет один профессиональный, как он себя позиционирует, рецензент: «“Донбасс. Окраина” из рук вон плохо написан», «Речь героев неудачно написана и инородно звучит, конфликт небрежно размазан, отношения между героями заявлены на уровне внутриигровых видео в Call of Duty» и, наконец, – «кино безобразное». Это ведь не только недружелюбная, а, скажем прямо, враждебная рецензия!
— К сожалению, такие кинокритики у нас есть, льющие воду на «их» мельницу.
— На чью мельницу?
— Той, украинской стороны…
Фото автора и стоп-кадры из фильма
* Члены запрещенной в РФ организации