КРЫМЧАНЕ ВСКОРЕ ОЩУТЯТ 3D-ЭФФЕКТ
Пока человек здравомыслящий требует хлеба, переживает по поводу его цены, состава и ухудшающихся вкусовых качеств, обратная сторона его натуры умоляет: «Отвлеките меня от всего этого» — и требует зрелищ. А чем сложнее и запутаннее реальность, тем эпохальнее должны быть зрелища, чтоб от нее оторваться. Подниматься на Эверест или опускаться в Марианскую впадину — долго и тяжело. Но человеку нужны впечатления настолько же острые, как если бы он оказался на самом верху мироздания. «Пожалуйста!» — говорят киношники и предлагают заплатить за симулятор чувств и ощущений, превзошедший все ранее имеющиеся.
Речь идет об эффекте 3D, который приобрел колоссальную популярность после выхода фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» — картины, которую нет смысла смотреть дома.
То, что она собрала рекордное в истории кино количество денег — заслуга не только талантливого режиссера и очень талантливых пиарщиков, но и просто того формата, в котором фильм был снят. Что же такое 3D?
Эта технология заключается в совмещении двух изображений, которые человеческий глаз (зачастую при помощи специальных очков) воспринимает как одно. В результате возникает эффект присутствия. Первый 3D фильм был представлен публике еще в 22-м году прошлого века и назывался он «Сила любви». Видимо, этот эксперимент был не слишком удачным, потому что вновь киношники к 3D технологии вернулись аж в 50-х годах. Ненамного продвинувшиеся технологии, тем не менее, не смогли заставить зрителя возвращаться в зал кинотеатра дважды, и стереокино стало чем-то вроде аттракциона, на котором интересно прокатиться один раз, но возвращаться снова и снова не хочется.
Революцию в кинематографе (это не преувеличение, произошла действительно революция) совершил Кэмерон, объединив в 3D компьютерную графику и цифровой формат. После выхода «Аватара» по миру даже пошли слухи о заговоре Голливуда и теперь уже богатейшего режиссера в мире — мол, пленку для фильмов вообще перестанут изготавливать, все будут снимать только в «цифре», а уже через пару лет ленты в другом формате не будут показывать ни в одном кинотеатре, так что в 3D нужно переводить, пока не поздно, даже фильмы прошлого века. Джеймс Кэмерон первый ринулся это доказывать на примере своего «Титаника».
Симферопольцы смогут ощутить себя в киношном мире уже в мае. Культурно-развлекательный центр «Спартак» первый обзавелся дорогущим оборудованием системы X-Pand стоимостью в миллион гривен. «Купили, пока этого не сделал кто-нибудь другой», — объясняет арт-директор кинотеатра Игорь Скоробогатов. Окупить затраты «Спартак» надеется года через два-три.
Если эта система будет единственной в Крыму, то «Спартак» имеет все шансы завоевать первенство среди кинотеатров полуострова по кассовым сборам. Во-первых, некоторые мультфильмы уже сегодня выходят исключительно в 3D, и эта тенденция, скорее всего, вскоре охватит весь кинематограф. Во-вторых, эта технология может перевернуть понятие кинотеатра с ног на голову и сформировать абсолютно новый формат. Например, уже сегодня при помощи системы X-Pand планируется демонстрировать не только художественные фильмы, но и документальные, а также записи концертов и спектаклей.
Вы сможете «присутствовать» под водой, в космосе, в мультфильме, в компании динозавров, инопланетян или за рулем автомобиля Бонда. Представьте себе, что после работы вы идете по симферопольским улицам, заходите в кинозал и через пару минут оказываетесь в Ла Скала, ощущаете всю атмосферу и масштаб и уходите домой, может, еще больше расстроенные, что в реальности в Ла Скала вряд ли когда-то попадете, но все же довольные совершенным культурным путешествием.
Однако, как любая новая безумная идея, эта тоже обладает рядом недостатков. В первую очередь, считаю своим долгом предупредить: 3D безопасно лишь для тех, у кого нет никаких проблем со зрением и кровяным давлением. Все остальные могут уже через некоторое время просмотра почувствовать дискомфорт и головную боль. Это, кстати, касается и всех тех, кого укачивает в транспорте: 3D вызывает приблизительно такой же эффект. Игорь Скоробогатов рассказывает, что для «Спартака» было приобретено оборудование, которое сводит до минимума негативные для самочувствия факторы, но, тем не менее, все посетители будут предупреждены о возможных последствиях, и в зале всегда будет аптечка на случай, если кому-то резко станет не по себе.
Нельзя не отметить, что Кэмерон своей 3D-революцией может спровоцировать еще больший разрыв между кино художественным и кино коммерческим. Второе, по большому счету, сможет обходиться вовсе без сюжета: поднимите зрителя сначала высоко, потом сбросьте вниз, киньте в огонь и в воду, поместите поочередно на поле боя, в открытый космос, в клетку с тигром, в желудок кита и в спальню к кинодиве — и восторг обеспечен. Зрителю больше не понадобится его интеллект и воображение: сиди себе и наслаждайся зрелищем.
Особенно печально от осознания этого факта становится, когда понимаешь, что немалой долей 3D-продукта будут мультфильмы и ленты для детей, которым и без того демонстрируют слишком много пустых спецэффектов, забывая о возможностях кинематографа воспитывать и объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.
Само собой разумеется, 3D вызовет шквал зрительского внимания, особенно среди молодежи, повально посещающей сеансы фэнтези и фильмов-катастроф. Однако продлится ли он долго? Не станет ли киношный прорыв очередной жвачкой для любителей легкодоступных острых ощущений, не привыкших к мыслительным процессам? Скорее всего, станет, но не надолго. Такие вещи приедаются довольно быстро.
К тому же 3D-эффект — это всего лишь симуляция. Если бы, посмотрев видео о Париже, можно было ощутить себя путешественником, турагентства перестали бы существовать. К тому же, человечество давным-давно придумало самую лучшую 3D-технологию — театр. Все действо происходит перед носом зрителя, и, тем не менее, он не обязательно чувствует себя его участником.
Остается добавить только, что и эта технология уже успела в каком-то роде устареть. На очереди — 4D, формат, доступный пока лишь в одном кинотеатре Южной Кореи. В нем на зрителя, помимо стереоизображения, воздействуют еще около 30 эффектов, включая перемещение кресел, запах взрывчатки, брызги воды и ветер. Вот это был бы полный эффект присутствия.