Как-то, просматривая местный видеоконтент, углядел, что крымско-татарские детские творческие коллективы, щедро пестуемые после 2014 года в нашем российском регионе из бюджетных средств, к тому же — в учреждениях, относящихся к республиканским министерствам культуры и образования либо к муниципальным педагогическо-воспитательным организациям, прямо-таки тотально (!) не используют в своей деятельности ни республиканскую, ни общероссийскую символику.
Конечно, вряд ли можно предъявлять здесь претензии в «непатриотичности» самим детям-подросткам или даже их молодым родителям. Но уж к руководителям ансамблей, ко вполне зрелым (в гражданском и общественном смыслах) тренерам групп, которым доверили сотни, в том числе малолетних детей, а в основном — к руководителям этих учреждений и, главное, к местным и республиканским чиновникам — на минуточку, государственным служащим Российской Федерации! — имеется прямой и вполне простой вопрос-вопросик: по-че-му?
Чтобы не быть голословным — фактура.
Вот, например, на фото финальная часть отчетного концерта одного, намеренно — наугад взятого и пока без привязки, крымско-татарского детского ансамбля танца (датируется 2022 годом).
На сцене — более сотни детей разных возрастов. Творческих, талантливых, подающих надежды. С которыми системно, возможно, не один год, занимаются такие же талантливые руководители, работающие, подчеркну, в бюджетных крымских предприятиях-ведомствах.
Сами дети одеты и обуты за счет налогоплательщиков (спасибо им, простым гражданам России!) в расшитые золотом и мишурой национальные крымско-татарские костюмы. Занимаются в светлых, теплых и обновленных, капитально отремонтированных или заново построенных после 2014 года)зданиях. Для чего государством, республикой предоставляются-обеспечиваются: штатные ставки, лицензированные помещения, оплачиваются коммунальные услуги, закупаются оборудование и инструменты, имеется автотехника и запас ГСМ, «заряжаются» полиграфическая отрасль и СМИ…
По мере сил и ресурсов страна изыскивает возможности по дальнейшей реализации молодежи, в данном случае — крымско-татарской, в традиционном и родном для неё культурно-языковом пространстве.
Всё согласно федеральному законодательству. В том числе образовательной, сценическо-гастрольной и т. д. сферах. Всё это делается искренне и на перспективу — ведь растим будущее! В общем, живи и радуйся, человечек, тренируйся-занимайся…
И, всё бы ничего — но фактора российского патриотического воспитания в представленных фото, многогранного, а не однобокого, прежде всего в вопросе символики, по моему убеждению, с которым большинство читателей «Крымского Эха», думаю, согласится, нет от слова совсем!.. Не наблюдается и «регионального» патриотизма, флага Республики Крым (Севастополя — для крымско-татарских ансамблей из этого Города-героя) также на фото мы не увидим! Исключительно «национальный», «кок-байрак»*.
А вот еще…
Причем лично я никому ничего не навязываю. Просто предлагаю задуматься.
Что такое вообще этот патриотизм? — скажет иной читатель.
В школьных и воспитательных программах, иных распорядительных документах страны, республики, муниципалитетов, по которым педагоги-воспитатели-тренеры ведут свою деятельность, «сеют разумное, вечное, доброе»[1], есть установки и на этот счет. Причем, весьма деликатные, одновременно ясные и простые, успешно апробированные. При этом абсолютно моральные, выверенные временем и опытом педагогической деятельности многих поколений наших учителей.
К примеру, вот так оговаривается в приказе Минобра РФ, посвященного современным учебно-воспитательным программам, в разделе «Личностные результаты воспитания», в параграфе 130.2.5.3.2 «Патриотическое воспитание», кто такой учащийся-патриот. Кого мы вообще учим-воспитываем-ждем «на выходе» во взрослую жизнь. Каков его гражданский образ (образец). Цитата:
— выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;
— сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
— проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России;
— проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности».
Не много — и не мало.
Но, как представляется, в некоторых крымских учреждениях гуманитарного профиля, работающих с детьми, особенно в описываемых тут коллективах с культурно-национальными «особенностями», их лидеры-руководители в этом параграфе успели прочитать за 2014-2023 годы лишь первый тезис.
И мне отчего-то думается, что всё это неспроста!.. Виновато желание обособиться, причем, за общий, как говорится, счет.
Видимо, здесь сказывается тлетворное влияние этнорадикалов из организованной преступной группировки (ОПГ) «меджлис-курултай» (заслуженно осужденной российским правосудием за экстремизм), которая, с подачи таких же националистов-начальников из «Руха-Рады» вольготно действовала в регионе вплоть до Крымской весны почти четверть века.
Да, за эти долгие годы (формально — «украинского» периода) взрослые дяди, тертые калачи, «узники СССР» типа экстремистов «джемилевых-чубаровых-ислямовых», изрядно промыли мозги значительной части крымско-татарской молодежи, которая уже выросла, стала зрелой, сама завела детей.
Возможно, именно этим «тяжким наследием» можно хоть как-то объяснить подобные негативные тенденции, неуважение к символике Республики Крым, Российской Федерации, к тому же проявляемое публично, со сцены. Пусть и косвенное, в виде её неиспользования в своих мероприятиях.
Однако данный «легкий вывод», посыл «о недомыслии» не относится ни руководству Министерства образования РК (рук. — Л. Лаврик), ни к Министерству культуры РК (рук. — Т. Манежина), ни к муниципальным руководителям, ни десяткам прочих уполномоченных «чиновников-разночинцев на местах». Они «не в курсе»… Им всем «некогда», «руки не доходят» обращать внимание на такие «мелочи». Или «их» не пнули, не «дали тапком по одному месту», суть та же…
Российская, крымская атрибутика в детских коллективах татар полуострова, причем «флагманах» и практически повсеместно, не применяется!
Увы…
В общем, ситуация с системным (!) неиспользованием государственной и республиканской символики, прямо прописанной в Конституции Российской Федерации и Основном законе Республики Крым, приняла здесь хронический характер давно. Вернее, продолжает сохраняться в этой среде с весны 2014 года, вот уже скоро 10 лет.
А детки-то растут!..
В качестве ремарки, некого «луча света в темном царстве» (опять же, для «реабилитации» крымско-татарской этногруппы в целом, чтобы не думали про всех плохо) приведу здесь текст недавнего поздравления крымского мусульманского иерарха хаджи Аблаева, возможно, одного из наиболее авторитетных крымских татар и мусульман современности (в региональном масштабе — как минимум), по случаю официальной российской «красной даты».
Так, в начале ноября сего года, муфтий поздравил мусульман региона с Днём народного единства.
«Этот государственный праздник важен для всех нас (выделено мною — ред.), он находит отклик в сердце каждого. Наша большая страна — многонациональное государство, где живут люди разных наций, религий и культур. Республика Крым является позитивным примером мирного межнационального и межконфессионального сосуществования на одной земле. И наша сила и потенциал — в этом разнообразии и наследии… Желаю быть в здравии, бодрости, счастье и гордиться своей Родиной!», — заявил иерарх.
Думаю, эти слова-призывы полезно прочитать (еще раз) и нашим горе-чиновникам!..
При этом есть вопросы патриотического воспитания и на других направлениях.
«Исполнение гимна Российской Федерации и поднятие государственного флага в начале учебной недели будут проводиться в каждой школе с 1 сентября следующего учебного года!», — бодро (на фоне СВО) заявил год назад глава федерального министерства просвещения Сергей Кравцов, принимая участие на первом всероссийском школьном историческом форуме «Сила в правде!» в московском Музее Победы.
В этом учебном периоде, что и заявлялось министром, в начале сентября стартовало, делалось и в Республике Крым, и в Севастополе…
Как сейчас, спустя пару месяцев с начала объявленной кампании воспитания уважения к флагу страны? Говорят, что теперь ограничиваются старшеклассниками и «поводами» — «не каждую неделю и не везде» (про школы с крымско-татарским языком обучения — лично я «не в курсе», честно говоря).
Однако, продолжение следует!..
Фото из открытых источников
[1] «Сейте разумное, вечное, доброе, сейте!» — известная фраза русского поэта Н. Некрасова из стихотворения «Сеятелям», посвященного учителям России (1877);
1 коммент.
Кто бы сомневался в последовательности деятельности последователей меджлиса.. Внешне притихли, а на деле кипят неприятием России. Не все, но многие. В частности, в «национальных» школах администрация отказывется создавать отряды юноармейцев. Это говорит о многом.