На прошлой неделе, будучи с рабочей поездкой на Дальнем Востоке, Владимир Путин получил приглашение от золотодобытчиков побывать на прииске, посмотреть, как идет добыча золота для страны. Президент обещал подумать о поездке — а то ведь и в истребителе в небо поднимался, и в подводной лодке «покатался», а к старателям до сих пор не заглянул. Именно так мотивировал представитель славной профессии свою просьбу.
Между тем сейчас либеральные экономисты пишут колоссальное количество статей о том, что Россия чересчур много своих государственных доходов вкладывает не в международные финансовые бумаги, якобы дающие достаточно большой доход, а в реальное золото, лежащее мёртвым грузом в подвалах банков. Исторические примеры о том, что без накопления золотовалютных резервов финансовая система любого государства скатывается в финансовую пропасть, их не ничему не учит.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, будем вспоминать историю финансов послеоктябрьского периода и Гражданской войны. К концу 1920-х годов молодая советская страна находилась на грани финансового банкротства, поскольку золотовалютных резервов почти не осталось: все золотовалютные резервы СССР не превышали 150 т золота.
Это была примерно десятая часть по сравнению с довоенным золотым запасом царской Российской империи, кубышка которой в 1914 году насчитывала более 1400 т золота. К тому же у СССР образовался внушительный внешний долг, и стране предстояло потратить астрономические средства на индустриальный рывок от архаической многоукладной экономики в светлое социалистическое промышленное будущее.
Царскую золотую казну раздерибанили и пустили по ветру всего за несколько лет. Ещё до прихода большевиков к власти около 500 т было вывезено за границу царским и временным правительствами в уплату за военные кредиты, кстати, так и не выполненные западными конрагентами.
В перипетиях Гражданской войны белогвардейцами разных правительств и отрядов – Каппеля, Колчака, Семёнова, белочехами — было истрачено, украдено и растеряно свыше 500 т золота.
Советской власти досталось где-то около 307-322 т золота из всего царского запаса, которое пошло на оплату контрибуций по сепаратному Брестскому миру с Германией, позволившему Советской России выйти из I Mировой (по договору должны были уплатить 250 т, но вывезли только 98 т ввиду германской революции 9 ноября 1918 года), на «подарки» по мирным договорам 1920-х соседям — прибалтийским лимитрофам, Польше, Турции (где-то около 18 т). Большие средства ушли в начале 20-х годов на закупку по спекулятивным ценам паровозов в Англии и Швеции – около 200 т.
Кроме того, тонны золота и драгоценностей, экспроприированных у «имущих классов», шли на покрытие дефицита советской внешней торговли. При полном развале экономики, отсутствии экспорта и доходов от него, а также трудностях с получением кредитов на капиталистическом Западе советской России приходилось расплачиваться за импорт жизненно необходимых товаров национальным золотым запасом.
Всего в 1920–1922 годах большевики продали за границу более 500 т золота. Если в предвоенном 1913 году в царской России было добыто 60,8 т золота, то в советской России в 1924 г. было добыто всего 14,5 т драгоценного металла.
Руководство страны пошло на крайние меры. Ведь внешняя задолженность страны с осени 1926-го выросла к концу 1931 года с 420,3 млн. до 1,4 млрд. золотых рублей[1]. Для выплаты этого долга нужно было продавать на Запад не только зерно, лес и нефть, но и сотни тонн золота. По данным Госбанка СССР, с 1 октября 1927 года по 1 ноября 1928 года за границу вывезли более 120 т золота.
Именно в 1928-м советское правительство приняло решение распродать часть музейных коллекций страны. Художественный экспорт обернулся потерей для России шедевров из Эрмитажа, дворцов эмигрировавшей или уничтоженной российской аристократии и частных коллекций. Но расходы на промышленное развитие страны были колоссальными, и экспорт произведений искусства мог обеспечить лишь весьма незначительную их часть. Самая крупная продажа ценностей в США, в результате которой Эрмитаж потерял 21 шедевр живописи, принесла стране лишь менее 10 т золота.
Начались конфискации золота у богатой части населения — за 1930 год ОГПУ сдало Госбанку почти 8 т чистого золота. В 1932 года ОГПУ добыло у «социально чуждой» части населения почти 12 т.
Но и этого было явно недостаточно, и для добровольного сбора ценностей были открыты магазины Торгсина — «Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами на территории СССР».
Торгсин открыли в июле 1930 года, но поначалу он обслуживал только иностранных туристов и моряков в советских портах. Исчерпание золотовалютных запасов и нужды индустриализации заставили сталинское руководство в 1931 году отворить двери торгсинов советским гражданам. В обмен на наличную валюту, золотой царский чекан, а затем и бытовое золото, серебро и драгоценные камни, советские люди получали деньги Торгсина, которыми платили в его магазинах. В 1933 году продукты составляли 80% всех проданных в Торгсине товаров.
В 1932 г. люди принесли в Торгсин 22 т золота и 18,5 т серебра, в голодном 1933 году — 45 т золота и 1420 т серебра. За время своего недолгого существования (1931-й — февраль 1936-го) Торгсин дал государству 222 т чистого золота.
С 1931 года до конца апреля 1934 года из СССР было вывезено золота более 260 т.
При НЭПе силами частных старателей и иностранных концессионеров добыча золота начала возрождаться, но уровень роста золотодобычи не соответствовал резко возрастающим потребностям. В 1927 г. в СССР добыто всего 20 т золота. Ввиду истощения запасов золота на старых приисках Урала, в Сибири и Якутии, низкого уровня механизации золотодобывающей отрасли, первый пятилетний план (1929–1933 гг.) по добыче валютного металла — 258,9 тонн золота, был не выполнен.
Хотя для большевиков индивидуальная старательская добыча была достаточно чужеродна, но золото было главным платежным средством для развития страны. Прагматик Сталин понимал, что заставить людей идти в тайгу искать и добывать золото можно только предлагая им льготы и гарантии. Чтобы привлечь людей на эту нелегкую работу, государство, несмотря на идеологические принципы, предоставило старателям множество льгот.
Были устранены все препятствия к свободному и повсеместному занятию золотым промыслом, золотодобыча была разрешена населению золотопромышленных районов. Разрешение на добычу золота мог получить любой человек, не имевший уголовного прошлого. Численность старателей достигла 120 тыс. человек.
В результате в 1936 г. добыча золота в СССР возросла в 4,4 раза по сравнению с 1932 г. (31,9 т) и достигла 138,8 т.
Начало массовых репрессий в СССР не могло не внести свои коррективы в золотодобычу – в 1937 г. вместо планового увеличения добыча золота снизилась на 3%. Проще всего было обвинить во всем врагов народа, часть руководителей и ведущих специалистов золотодобычи расстреляли. Несмотря на показательные расстрелы, в 1938 г. добыча золота упала по отношению к 1936 г. на 19%, а в следующем 1939 г. снизилась еще больше — на 25% по сравнению с 1936 г. (со 138,8 до 104,1 т).
В 1940 г. международное положение стало еще более неспокойным, и золото снова стало дороже идеологических принципов. При всех недостатках сталинской эпохи исполнительская дисциплина госчиновников была на высочайшем уровне. Решения принимали быстро, а исполняли еще быстрее, ошибки же умели и признавать, и исправлять.
Уже в конце апреля 1940 г. было принято постановление: «СНК СССР и ЦК ВКП(б) устанавливают, что падение добычи золота (не считая добычи золота на предприятиях НКВД) является результатом неудовлетворительного руководства бывшего Наркомтяжпрома и впоследствии Наркомцветмета золотоплатиновой промышленностью, а также вследствие допущенных в 1938 г.
Наркомтяжпромом ошибок и перегибов в отношении старательской добычи, фактической отмены установленных правительством льгот для старателей, огульного, механического перевода старателей на государственную добычу ради повышения за счет этого удельного веса государственной добычи, в связи с чем количество старателей за два года (1937–1939 гг.) с 120 тыс. человек уменьшилось до 70 тыс. человек, старательская золотодобыча сократилась с 46 т в 1937 г. до 26 т в 1939 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) считают вредной и осуждают допущенную в 1938 г.
Наркомтяжпромом практику огульного, механического перевода старателей на государственную добычу ради повышения за счет этого удельного веса государственной добычи, происходящей на деле за счет фактического снижения добычи золота старателями и уменьшения общей золотодобычи».
24 сентября 1940 г. издан приказ народного комиссара цветной металлургии №706/591 «О льготах по налогам и сборам старателям» в целях всемерного стимулирования поисков, разведки и добычи золота, платины, редких металлов и олова, где определялось, что все виды заработков старателей, а также премии, которые они получали за открытие новых месторождений, освобождались от обложения какими бы то ни было налогами и сборами как в городской, так и в сельской местностях.
1 ноября 1940 г. для старателей вводились такие же трудовые книжки, какие имели хождение и на госпредприятиях, где отмечался трудовой стаж старателя для последующего предоставления всех положенных ему льгот. При этом стаж старательской работы приравнивался к стажу работы по найму.
Благодаря мероприятиям, проведенным правительством СССР, добыча золота в 1941 г. достигла 174,1 т, в том числе старателями было добыто 40,5 т. Увеличение золотодобычи более чем на 30 т (по сравнению с 1939 г.) было чрезвычайно важно в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Вообще же, в довоенный период (1932–1941) добыча только заключенными треста «Дальстрой» принесла государству почти 400 т чистого золота. НеГУЛАГовская «гражданская» золотодобыча за период 1927/28–1935 годов дала еще 300 т.
Данных о работе «гражданской» вольной золотодобычи во второй половине 1930-х годов нет, но если предположить, что развитие индивидуальной золотодобычи продолжалось по крайней мере теми же темпами, что и в середине 1930-х (ежегодный прирост в среднем на 15 т), то ее довоенный вклад в дело достижения валютной независимости СССР увеличится еще не менее, чем на 800 т. Золото в СССР продолжали добывать и в годы войны, и после нее. В последние годы жизни Сталина ежегодная добыча золота в СССР превысила 100-тонную отметку.
Создав золотодобывающую промышленность, страна преодолела золотовалютный кризис. В результате победы в Великой Отечественной войне золотой запас СССР пополнился за счет конфискаций и репараций. После войны Сталин перестал продавать золото за границу. В наследство последующим советским руководителям Сталин оставил 2051 т золота. Сталинская золотая кубышка оказалась больше золотой казны царской России — максимальный запас золота при царе достигал 1684 т.
Далеко до Сталина было и его главному сопернику — Гитлеру. В начале Второй мировой войны золотые ресурсы Германии оценивались в 170 т золота, к которым надо добавить еще около 500 т, награбленных нацистами в Европе.
Все последующие руководители СССР активно продавали золото, концу правления Брежнева сталинский золотой запас растаял на тысячу с лишним тонн.
При Горбачеве процесс проедания и ликвидации сталинской «золотой кубышки» завершился. В 1989, 1990 и 1991 гг. на экспорт было отправлено 245, 475 и 319 т золота соответственно. А всего за годы горбачёвского правления было продано 1258 т из государственного золотого запаса. В октябре 1991 года Григорий Явлинский объявил, что золотой запас страны сократился примерно до 240 т. Главный противник СССР в холодной войне — США накопил к тому времени более 8000 т.
Запасая золото всеми возможными способами, Сталин накопил средства, которые обеспечили влияние СССР в мире на несколько десятилетий вперед. Советская эпоха закончилась вместе с золотой казной Сталина. Лидерам новой постсоветской России пришлось создавать национальный золотовалютный запас заново.
***
Теперь маленький штрих по той же теме… К кому конкретно перешло знаменитое золото партии, остается тайной и по сей день, несмотря на то, что осенью 1991 года возбуждалось даже уголовное дело о хищении валютных средств ЦК КПСС. Но все повисло в пустоте, сказать о ней можно только одно: «сия тайна велика есть…».
А что произошло на Украине после обретения ею незалэжности? Щиро-свидомые до сих пор вешают лапшу на уши своему населению о том, что на момент выхода из СССР Украина осталась без денег и золотовалютных резервов. А поэтому якобы вклады населения на сберегательных счетах Сбербанка Украины пропали, и в стране началась инфляция.
Правда же заключается в том, что все активы Госбанка СССР были распределены для хранения по всем республикам СССР пропорционально количества населения этих республик. Во всех союзных и автономных республиках были свои госбанки. Так вот, в хранилищах всех госбанков всех союзных республик имелся, так сказать, свой золотовалютный запас. Кстати, надо знать и помнить, что во всех областных, городских и местных отделениях госбанков и даже сбербанков имелись свои золотовалютные запасы.
На Украине все республиканские активы Госбанка Украины и Сбербанка Украины были сосредоточены в Киеве и Харькове. Остальное было распределено по всем областям Украины пропорционально численности их населения. В хранилищах любого отделения госбанка хранились не только рублевая денежная масса или золото, но и достаточный запас различной иностранной валюты, в основном это были доллары США. Часть всех этих запасов являлись собственностью КПСС и компартий союзных республик.
Так вот, все это при развале СССР и отделении от него Украины не исчезало бесследно и не девалось неизвестно куда. Это произошло позже, после провозглашения незалэжности Украины. В чьи частные хранилища и авуары ушло всё золото и вся иностранная и советская валюта, можно только догадываться. Никто на это уже никогда не даст честного и правдивого ответа. В лучшем случае вам ответят слащавыми словами пухленького и улыбчивого Лёни Кравчука: «Не задавайте бестактных вопросов!».
Сегодня, когда запасы золота в России достигли их исторического максимума, я просто приведу последние цифры по золотым запасам разных стран мира.
По данным Международного совета по золоту (World Gold Counsil) золотой запас стран мира и финансовых организаций на август 2019года составлял:
1. США – 8133.5 тонн
2. Германия – 3366.8 тонн
3. Международный Валютный Фонд – 2814.0 тонн
4. Италия – 2451.8 тонн
5. Франция – 2436.1 тонн
6. Россия – 2207.0 тонн
7. Китай – 1926.5 тонн
8. Швейцария – 1040.0 тонн
9. Япония – 765.2 тонн
10. Индия – 618.2 тонн
11. Нидерланды – 612.5 тонн
12. Европейский Центробанк – 504.8 тонн
13. Тайвань – 423.6 тонн
14. Португалия – 382.5 тонн
15. Казахстан – 375.3 тонн
16. Узбекистан – 351.5 тонн
17. Саудовская Аравия – 323.1 тонн
18. Турция – 314.1 тонн
19. Великобритания – 310.3 тонн
20. Ливан – 286.8 тонн
21. Испания – 281.6 тонн
22. Австрия – 280.0 тонн
23. Польша – 228.2 тонн
24. Бельгия – 227.4 тонн
25. Филиппины – 197.9 тонн
26. Алжир – 173.6 тонн
27. Венесуэла – 161.2 тонн
28. Таиланд – 154.0 тонн
29. Сингапур – 127.4 тонн
30. Швеция – 125.7 тонн
На Украине запасы золота минимальные – 24,3 тонн (53 место в ТОР-100).
[1] В 1924 году рубль приравнивался к 0,774 234 грамма чистого золота, как дореволюционный. Правда, золотая рублевая монета не выпускалась. Выпустили полноценный серебряный рубль. Его покупательная способность равнялась золотому. Появились серебряные 50, 20, 15 и 10 копеек. Разменная монета по 5, 3, 2 и 1 копейке делалась из меди. В 1931 году серебряные разменные монеты заменили никелевыми.