24 января ценители русского национального искусства отмечают 175-летие со дня рождения Василия Ивановича Сурикова, выдающегося живописца, мастера незабываемых исторических полотен. «Гениальный ясновидец прошлого», он, по словам Александра Бенуа, «внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».
К юбилею самобытного художника симферопольская библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского подготовила арт-досье «Зримая история Василия Сурикова».
Организаторы познакомили читателей с творческой биографией Василия Ивановича, рассказали о детстве будущего художника в Красноярске, его первых уроках живописи в родном городе, последующей учебе талантливого юноши в Петербургской академии художеств.
Первыми значительными работами молодого живописца стали роспись стен Храма Христа Спасителя в Москве (1876-1878) и создание картины «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870). Написанные в поздние годы масштабные исторические полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) принесли художнику заслуженную общероссийскую и мировую славу.
«Суриков поведал людям страшные были прошлого, показал героев минувшего, представил человечеству в своих образах трагическую, загадочную душу своего народа. Как прекрасны эти образы! Как близки они нашему сердцу своей многогранностью, своими страстными порывами!», – восторженно писал Михаил Нестеров.
Знаменитые полотна непревзойденного мастера исторического жанра стали гордостью крупнейших художественных музеев страны – Третьяковской галереи и Русского музея Санкт-Петербурга.
Читатели с интересом узнали, что в последние годы жизни легендарный живописец открыл для себя крымскую землю, куда приезжал поправить здоровье в 1907, 1908, 1913, 1915 годы.
«Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы…», – вспоминала Наталья Кончаловская, внучка художника.
Ялта, Симеиз, Лимена, Гурзуф, Суук-Су, Севастополь – почти все эти места он посещал неоднократно, оставив множество акварелей с местными достопримечательностями: окрестностями Ай-Петри, церковью Воскресения Христова в Форосе, видами Симеиза и Алупки.
Издания «Василий Иванович Суриков» Виктора Розенвассера, «Дар бесценный» Натальи Кончаловской, «Исторический и батальный жанр» Эры Кузнецовой, «Краски времени» Виктора Липатова, «Русское изобразительное искусство» Ивана Пикулева, представленные на выставке «Живописные откровения Василия Сурикова» стали дополнением к рассказу библиотекарей о жизни и творчестве художника, угадывающего, по словам Максимилиана Волошина, «русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мёртвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни».