Крымское Эхо
Культура

«Я буду рвать изнанку бытия»

«Я буду рвать изнанку бытия»

ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ ПОНОМАРЕНКО

 Геннадий Николаевич Пономаренко — симферопольский поэт, музыкант, автор и исполнитель песен. Родился 24 августа 1966 года в Симферополе, жил на ул. Володарского. Окончил Симферопольское культпросветучилище по классу народных инструментов.

Большую часть жизни посвятил творчеству, и, хотя иногда сотрудничал с некоторыми изданиями, рекламными агентствами, из-за официального непризнания фактически был бродячим певцом, менестрелем нашего времени. Умер 17 августа 2012 года. Похоронен на Новом Абдале.

С чего начать писать о Гене Пономаренко… Пожалуй, с путешествия во времени, совершить которое в Симферополе — сущий пустяк. Достаточно выйти со стороны центра на улицу Петропавловскую (бывшую Октябрьскую) и идти, идти, идти прямо, постепенно углубляясь в закоулки почти не изменившегося со времён Крымского ханства Старого города.

Бесконечные выбоины на так называемом асфальте с проглядывающей кое-где брусчаткой, «вечная» лужа на Нижнегоспитальной, а где-то и текущие вдоль тротуара нечистоты, наконец, граждане, цвет лиц которых даёт полное представление об их основном роде занятий, роящиеся вокруг сомнительных ларьков, окошки которых кое-где вырублены прямо в заборах…

Но ведь в чём парадокс-то: несмотря на всё это, по Старому городу хочется бродить часами! Потому что время там как бы остановилось. И среди этих дряхлеющих домиков (а ведь, наверное, у каждого из них своя богатейшая история!) хочется остановиться самому и подумать, помечтать, заглянуть внутрь себя. А если при этом обладать ещё и даром поэта… Никаким образом не хочу обидеть все другие районы Симферополя, но вот кажется, что только здесь, в Старом городе, могли родиться Александр Триполитов, пронёсшийся ярким болидом по небосклону крымской поэзии, и её непризнанный гений — Геннадий Пономаренко, о котором я и хочу в меру своих возможностей рассказать.

Автора этих строк связывает с Геннадием Пономаренко тринадцатилетняя дружба и долг. Долг перед человеком, которому я, автор, оказался, увы, не в состоянии помочь при жизни и заключающийся в том, чтобы сделать хоть что-то для увековечения его памяти.

Вообще-то, первый вариант этой статьи был написан ещё зимой 2014 года, но начались исторические события, стало не до поэтов, затем, что называется, затянули рутинные проблемы, и вот, спустя ещё год с небольшим (и без малого три года со времени смерти Геннадия) слова о нём, думается, увидят свет. Как бы он радовался сейчас возвращению Крыма домой! Но не судьба… И я вот ловлю себя на мысли, что начинаю привыкать к Симферополю без Пономаренко. А ведь город-то осиротел! Хотя сам, пожалуй, этого ещё не осознал.

Я познакомился с Геннадием Пономаренко в 1999 году в Симферопольском клубе интеллектуального творчества (СКИТ). Замечательная игра «Что? Где? Когда?» объединила тогда многих — «физиков» и «лириков», молодых и не очень, людей состоявшихся, благополучных и не нашедших себя. А когда столько разных людей собирается вместе — радость общения неизбежно чередуется с конфликтами. И вот появился Гена — с давно вышедшими из моды длинными волосами до плеч, одевающийся порой а-ля средневековый бродяга-менестрель, всегда живой, шумный, непоседливый, но абсолютно лишённый самолюбования. Как только возникала какая-то напряжённая ситуация — он мгновенно оказывался рядом и весёлыми стихами (собственного, конечно, сочинения) снимал это напряжение.

А потом я услышал и его песни — и понял, с каким талантищем свела меня судьба. Когда мы стали играть в одной команде — окончательно сдружились, и это при том, что часто по разным вопросам спорили до хрипоты — о литературе, об авторской песне, да и просто о жизни. Увы, умеющий заставить людей улыбнуться и забыть о хандре, сам Геннадий обладал «талантом» наживать себе врагов. И из-за своего взрывного, холерического темперамента, и из-за обострённейшего чувства справедливости. Его остроумные, но язвительные пародии на мэтров крымской поэзии (таких, например, как А. Загорулько, В. Терехов) вряд ли могли способствовать признанию в официальных литературных кругах. Рождённый по иронии судьбы 24 августа (не забыли ещё, что это за дата?) он терпеть не мог навязываемую обществу (тем паче крымскому) русофобию вкупе даже не с украино-, а с бандерофилией — и также откликался на это своими стихами — например:

Плодя героев, светочей, борцов
И в гопаке сливаясь воедино,
Скопцы — в творцы произвели скопцов
И стали образами — образины.»
А ведь это ещё до майданного сумасшествия было написано! Понятно, что и это также приводило к конфликтам с некоторыми имевшими тогда (а некоторые, увы, и сейчас) вес в обществе «патриортышами» (то есть «патриотами-перевёртышами»). Наконец, он в открытую восстал против наполеоновских замашек лидера СКИТа ( оказавшегося на деле всего лишь мелким коммерсантишкой-крохобором ), что в итоге привело к его разочарованию в ЧГК в целом.

Что сказать о Пономаренко-поэте? Я не литературный критик и не считаю себя таким уж знатоком поэзии, единственный критерий для меня — берёт или не берёт стихотворение за душу. Стихи Гены — берут. Не как друг пишу, просто попытался представить себе, что если бы читал Генины стихи не будучи знаком с ним лично — да взяли бы за душу! Конечно, сравнение с Высоцким — мечта для любого поэта с гитарой, а я вот возьму на себя смелость и сравню эти две вроде бы несопоставимые величины — Пономаренко и Высоцкого.

На том основании, что Геннадию Николаевичу, как и Владимиру Семёновичу, было подвластно всё — и тонкая лирика («Заклинание», «Признание музыканта»), и философские размышления («Зеркала», «В затерянном краю немых озёр», «Пасхальное»), и добрый, солнечный юмор («Весенний Симферополь», пьеса в стихах «Ещё раз о пуриме»), и довольно-таки злой сарказм (уже цитировавшиеся «Независимые стихи о независимой Украине», «Стихи о зелёном змие») — если кто того заслуживал: просто так обидеть человека или какую-либо группу людей Гена не был способен — и военная (афганская) тема, и даже стихи для детей («Кошка и картина»).

А как он владел своим голосом! В песнях разных жанров он был разным, но всегда — самим собой. И как же не хватает этого голоса, разносящегося то от кинотеатра «Спартак», то от лестницы, спускающейся к Салгиру от нынешнего отделения РНКБ, и как же невозможно понять некоторых правоохранителей (интересно, чьё и на что «право» они охраняли?), которые видели в уличных певцах чуть ли не преступников…

И вот задаёшь себе вопрос: ну как, как такой талантище, такой добрый, честный, и, кстати, абсолютно бескорыстный человек мог сгубить себя? И только ли всему виной проклятущая болезнь многих русских (да и не только русских) поэтов — не обошла эта беда и Гену… Тут можно и на наследственность списать, и на обратную сторону ауры Старого города — но более всего повинна в этом невостребованность Пономаренко как творческой единицы, он ведь хотел быть поэтом не только для друзей…

Но вправе ли мы судить человека за его беду? Да, он пил — но больше всего упрекали его в алкоголизме те, кто сам вёл далеко не пуританский образ жизни. Да, он не создал семьи — но через последнее десятилетие своей жизни пронёс любовь к одной-единственной женщине, посвятив ей едва ли не большую часть своих произведений. Это была удивительная любовь, в которой два прекрасных человека не считали себя достойными друг друга…

Да, он издевался над собой — но был при этом абсолютным энергодонором, заражающим окружающих огромными порциями оптимизма и жизнелюбия. Да, едва ли не единственным способом зарабатывания на жизнь было для него уличное пение — но тот, кто чуть ли не больше всех упрекал Геннадия в этом, сам после рождения ребёнка фактически пошёл по Симферополю с протянутой рукой…

Последние четыре месяца жизни Геннадий тяжело болел. Но даже в таком состоянии, будучи прикованным к постели, он не поддавался унынию! Вообще, не позволить одолеть себя Мистеру Сплину (она же — Госпожа Хандра) — было для Геннадия одним из главных правил. Лёжа в постели, напоминая живой скелет, он так и сыпал весёлыми каламбурами, шарадами, анаграммами. Перечитывал Пушкина и слушал своё любимое музыкальное произведение — невероятное, космическое «Адажио» Томазо Альбинони. И строил планы на жизнь и творчество после выздоровления. Но…

Но и за всё, что ты успел сделать — спасибо тебе, Гена. Все мы, которых ты называл своими друзьями, в разной степени виноваты перед тобой. За то, что не смогли спасти тебя от саморазрушения. Так хотя бы что-то сделать для тебя сейчас… Ты не хотел, чтобы тебе ставили памятник, но достоин его гораздо больше многих из тех, кто карабкается на пьедестал, работая локтями со скоростью гребцов-байдарочников. Так что могло бы стать таким памятником?

Да хотя бы — издание под официальной эгидой сборника произведений Геннадия Пономаренко. Чтобы его стихи стали доступны, чтобы люди, вчитавшись в них, улыбнулись и задумались, а может быть, подобно автору этих строк, оставив на мгновение дела и заботы, вошли на досуге в Старый город, и проходя мимо маленького домика на углу Володарского и переулка Сивашского с единственным крошечным окошком попытались почувствовать дух — дух жившего здесь талантливого Поэта, который, подобно герою песни Макаревича (эх, Андрей Вадимович, был кумиром не одного поколения, а стал политическим клоуном…), жил так, что всё спалил за час — но в этот час стало всем теплей. Увы, кроме него самого…

И тот, кому это удастся — уверен, сможет стать чуточку добрее. А значит, и чуточку счастливее.

КОШКА И КАРТИНА

Алисе, кошке автора

Укоризненно немножко
на картину смотрит кошка:
как в кошачьем магазине,
разместились на картине –
молока стакан для пира,
блюдце с ломтиками сыра,
аппетитная селедка
и еще на сковородке
что-то вкусное томится –
то ли мясо, то ли птица…

Кошка слюнки вновь глотает,
кошка недоумевает;
хоть художник и старался, —
он, чудак, не догадался,
что прокиснет молоко
и засохнет сыр легко;
пропадет за ним селедка
и еще на сковородке –
то ли мясо, то ли птица…

Нет, так явно не годится!

Кошка лапки умывает,
смотрит снова и вздыхает:
может, он еще вернется
и исправить все возьмется?
Чтоб картина лучше стала
И добро не пропадало,
нарисует рядом кошку?
Уж она все съест до крошки!

СОНЕТ

Мы стали друг для друга именами,
продленными ласкательным склоненьем;
и в бледном воске плавящихся лет
теряют очертанья наши лица –

и нет уже ни времени, ни боли,
а есть привычка жить и видеть сны,
манящие, как призраки пустыни,
к скользящим горизонтам миражей,
куда мы вновь бредем, как пилигримы,
на ощупь, вдоль барханов полнолуний,
просторы ночи бороздя по кругу,
чтоб слиться с амальгамою рассвета,
чертя две параллельные прямые
в координатной плоскости времен.

        —

Куранты отпевают старый год
и время марширует по пространству.
Как новая метла, метель метет.
Мгновений фейерверк искрит шампанским.

На циферблате — около нуля:
рождения чудес температура.
И юная листва календаря,
как будущего аббревиатура.

Бессменный миг святого волшебства:
горят глаза, им нежно вторят свечи
и, наполняя таинством слова,
отстукивает сердце чет и нечет.

ПРОВИДИЦЕ ОЛЬГЕ

«…Я стою у двери Вашего сердца
и стучу. Кто услышит мой голос
и откроет, войду и спасу…»

Тихий стук. Снова — мертвая тишь.
Неприкаянность грезит что ли?
Следом голос: «Услышь…Услышь!»-
Отголоском щемящей боли

сердца колокол тронул вдруг
очищенья серебряным звоном;
и в глазах отразился тот звук,
озаренный светом иконы,

что проник в закрома души,
погребенной в мрачном и душном
склепе плоти из нервов и жил
да заботы о хлебе насущном.

Словно воды по руслу реки,
семя жизни молитвам навстречу
устремило любви ростки,
что корнями врастали в вечность.

Расширяя судьбы простор,
наполнялось сознание светом.
И из всех покаяния пор
на вопросы сочились ответы.

Путь свеча освещала. В огне
разглядеть я чей то лик пытался.
И, крестясь, кто-то плакал во мне,
как младенец, вдохнувший пространство.

       —

Ты смотришь на меня.
И в глубине твоих зрачков
сокрыт знакомый голос.
Разлуки, что меж нами распростерлась
в веках. И я, вняв времени извне,
по нити взгляда этого иду,
как обезумевший канатоходец,
Чтоб в тайной глаз очерченный колодец
под всплески снов сорваться на ходу,
цепляясь за возникшие круги
устами, не обретшими дар речи,
в дрожащем отраженьи нашей встречи
вдруг разглядев прощальный взмах руки,
и, как в театре собственных теней,
Соприкоснувшись в вечности начале,
Вновь оттолкнуться от тебя в печали,
маховики раскручивая дней.
Но — с центробежной силою спирали…
       —

Мы — ни странники, ни оседлые:
постояльцы в своей стране,
никому и никем не преданы –
мы заплатим за все втройне

Между запахом крови и ладана,
как седьмая вода на слезе,
мы — желания, что не загаданы,
гроздья снов — на рассветной лозе.

Наши цели — не обнаружены,
души — слишком грубы извне,
чтоб найти другую отдушину –
кроме той, что — стакана на дне.

И — разнузданно неприкаянны,
расширяя в паху кругозор, —
по осколкам эпохи каинов
мы идем, в слезы раня взор.

На чужих церемониях свадебных
генералов играя роль,
под полами шинелей краденых
прочь несем мы свою юдоль.

Бремя прежнее — нам не по сердцу,
а иное — не по судьбе;
невоспетых начал безголосица –
по крещению — не по злобе, —

то ли дальнему, то ли ближнему –
отдавая всю плоть и кровь;
у Христа ли за пазухой,
Кришны ли поспешив обрести свой кров, —

мы — любви своей роду-племени,
и нанизываем кружева
наших дней — на отрезок времени,
предъявивший на то права

НОВОГОДНЯЯ ПОЛНОЧЬ

Лед оттает на устах –
жизни одой.
Зазвенит речей хрусталь
ледоходом.

Вдруг замечется дитя
в колыбели,
К чувству времени придя
словно к цели.

Обвенчается с мечтой
сумрак улиц,
и уйдет декабрь седой
прочь, ссутулясь.

Замыкает время круг –
краем к краю.
Но от встречи до разлук –
вновь прямая.

Вдоль нее наш путь лежит –
кровь по жилам.
Знать, и дальше нужно жить,
если живы.

Участится пульс времен –
на запястье
дней, что в лету, словно сон,
в одночасье

отойдут. Но свет в глазах –
крестным ходом.
Вторит эхом бой в часах:
«С Новым годом !»

Припадаю к январю,
Как к причастью,
и, окрепнув, говорю:
«С Новым счастьем !»
        —

И лишь когда свой звон прольет капель,
и жизнь, заслышав тройку с бубенцами,
чуть вздрогнув, вновь сведет концы с концами,
И в мир ворвется радостный апрель, —

ты тихо выйдешь к уберегу одна –
и там, пленясь нездешними страстями,
зачерпывая образ свой горстями из чаши,
что не выпита до дна,

нечаянно всмотревшись в глубину,
взгляд призрака поймаешь ненароком,
что, всплыть пытаясь, шевельнется вздохом –
и, растворяясь, отойдет ко дну.

ПРИЗНАНИЕ МУЗЫКАНТА

вас, в мою искренность поверьте-
я вас сильнее Моцарта люблю,
мне с вами хорошо, как на концерте,
и я вас пианиссимо молю:

— Мой камертон, мне душу не томите,-
пусть в унисон сольется наша жизнь!
А если я ваш диссонанс — простите.
знать, мне судьба ~ скользить глиссандо вниз.

Я обожаю ваши все капризы
( каприсы Паганини им чета)
мне жизнь без вас — бездарных дней репризы,
грядущего безумья ауф-такт.

В смятении, я вновь синкопой маюсь,
жизнь превратив в фальшивую игру…
(И тысячу диезов — мне в тональность!
когда я хоть на четверть тона вру!)

И если вас слова мои не взяли,
и это соло перед вами — зря, —
до «фонаря» мы, значит, доиграли ~
и дальше все пойдет «от фонаря».

И будет кода краткой, как стаккато, —
уйдет форшлагом жизни импровиз…
Позвольте ж вас коснуться пиццикато
и задержать вас на фермату, мисс!

Из цикла «ВСЕНОЩНЫЕ БДЕНИЯ»

Увы, моим объятьям не дано
измерить ночь, пролегшую меж нами…
И лунный свет, преодолев окно,
распишет стены — над измятой снами

и полуобнаженной простыней —
чертами хиромантии небесной,
мои ладони простирая в бездну,
плеснув в них время — новою весной.

На память бросив в недра февраля
имен остатки — эхом окончаний,
застыну фотографией печальной
в оконной раме, устремляя взгляд
в «когда» и «где» — сквозь канувшие дни,
с последним, уводящим прочь азартом –
и в крики новорожденного марта
роняя, как слезу, приставку «ни».

Я со вселенною соединен
невидимыми нитями природы.
Я ~ житель всех народов и времен.
Я ~ солнце, дождь и снег любой погоды.

Я — надвое разодранный Пилат —
дилеммой перед ликом Иисуса.
Собою же — Иудой — я распят,
в речах своих увидев тень искуса.

Над Черной речкой — я февральский дым.
Судьба — не допустившая осечки.
Поэт — что не успеет стать седым,
чья молодость застынет льдом на речке.

… Пронзит мой выстрел эхом времена –
и, прошлое с грядущим состыкуя,
взойдут мои иные имена
и над собою вновь восторжествуют…
ЗЕРКАЛА

Всмотрись в далекий зазеркальный дым,
куда уходят наши отраженья,
сливаясь с межпространственным движеньем,
маня исчезновением своим.
Там тайных истин щерится оскал —
и, отражаясь сам в себе, двоится,
нам предлагая с отраженьем слиться,
проникнув по ту сторону зеркал…

Замри! Сознанья путы разорви!»—
грань меж реальностью и снами — стерта! —
и сотни нас, ступающих по стеклам,
в кровь ранят отражения свои,
разглядывая в профиль и анфас
тот миг, когда во временном скольженьи
мы переходим в наши отраженья,
а отраженья переходят в нас.

Рассудок бесконечностью слепя,
себя увидев близко и далече,
мы поспешим самим себе навстречу,
прочь убегая от самих себя,
души своей высвечивая дно,
бесчисленны до головокруженья –
сквозь отраженья наших отражений,

сливаясь в многоликое ОДНО.

И став по обе стороны стекла,
зовем себя переступить обратно……
Но нам уже все менее понятно,
где — Жизнь и Смерть,
а где — лишь зеркала.

В затерянном краю немых озер,
чьи воды память зыбью не тревожат, —
и тем проникновенней и дороже
их девственно нетронутый узор,

смиряющий величием своим
стихию всенощных воспоминаний, —
ты будешь жить порою состраданий –
осенним днем, забвением больным.

Ты будешь жить — рассвета медь копя,
чтобы постичь безудержность растраты —
в миг причащения вином заката,
все позабыв — а прочее терпя.

Привычно будет время замирать,
над млечностью пути звездой блистая, —
и, манускрипты прошлого листая,
тиши сверчковой будешь ты внимать…

А я… я буду тихо умирать,
глотая пыль и сновидений крохи –
ненастным утром, на краю эпохи,
которой был не вправе выбирать.

Как пес бездомный в пору февраля
терзает кость прогнившими клыками –
так вечности молочными зубами
я буду рвать изнанку бытия;

и, словно нищий странник-пилигрим,
прочь побреду по ниве календарной,
с распадом до конца лишь солидарной,
мгновений бороздой — в посмертный Рим.

Придет зима. Метели станут петь
свой реквием, надрывно и надсадно.
И изойдясь неистовым глиссандо,
умчатся прочь. И лед начнет потеть.

( февраль 2014 — май 2015 )

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

По тонкой кромке бытия

Елена ПЛАХОЦКАЯ

По следам одного интервью, или Нет спасенья от Моргенштерна

«Вдоль линии судьбы»

Тамара ЕГОРОВА

Оставить комментарий