Крымское Эхо
Культура Севастополь

Вольф Прикс Украине оказался не по зубам

Вольф Прикс Украине оказался не по зубам

А ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА В СЕВАСТОПОЛЕ БУДЕТ МИРОВОГО УРОВНЯ

Самое страшное, что могло случиться в жизни Вольфа Д. Прикса (на фото вверху), случилось: МИД Украины запретил всемирно известному австрийскому архитектору и всему руководству возглавляемого им архитектурного бюро «Coop Himmelb(l)au» въезд в незалежную.

А все из-за того, что австрийцы посмели взяться и осуществить разработку проекта Театра оперы и балета в «аннексированном» Россией Севастополе. После того, как Прикс в интервью изданию «Süddeutsche Zeitung» сообщил об участии его бюро в строительстве театра, разразился прямо-таки международный скандал, а архитектор, посмевший игнорировать санкционную политику Запада в отношении России, стал объектом травли.

Первым, само собой, в духе 90-х наехал на него посол Украины в Австрии Александр Щерба, о чем, раздувая щеки, и отчитался в Facebook. Мол, он лично обратился к Вольфу Приксу с целью вразумить его.

«В начале октября я позвонил директору бюро Вольфу Приксу и пытался убедить его не разрушать свою репутацию участием в этой косвенной и в то же время однозначной легитимизации аннексии, – написал Щерба. – К сожалению, он не прислушался к моим аргументам. На нынешнем этапе, когда слухи живо подтверждаются российскими СМИ, мне не остается ничего другого, как выразить сожаление и сообщить архитектору Приксу, что Украина серьезно изучает вопрос введения санкций в отношении него и его бюро».

Сам Прикс в опубликованном на днях в газете Der Standard открытом письме, которое называется «Мы строим не для Путина», сообщил, что действительно разговаривал с украинским дипломатом по телефону. Кто кому звонил, догадаться нетрудно.

«После телефонного разговора с послом Украины я ничуть не удивлен атакой троллей, обрушившейся на архитектурное бюро «Coop Himmelb(l)au», – отметил австриец. – Посол в типичном постсталинистском тоне потребовал от меня незамедлительно закрыть проект по строительству Дома оперы в Севастополе, потому что мы якобы нарушаем своими действиями санкционные законы ЕС. В противном случае он пригрозил разорить меня лично и все наше бюро».

По правилам современной «демократической» Украины следующим шагом Щербы, вероятно, должно было стать приглашение Прикса на «стрелку»… Дошло до этого или нет, доподлинно неизвестно. Известно, правда, что после того, как Прикс не пошел на поводу у Щербы, перекочевавшая в 2014-м из Симферополя в Киев так называемая прокуратура Крыма по обращению МИД Украины возбудилась на него и представителей бюро «Coop Himmelb(l)au» уголовным делом.

А неугомонный Щерба продолжил давить на Прикса через разномастные СМИ. Так, в интервью одному из интернет-порталов он, брызгая желчью, обвинил «Coop Himmelb(l)au» в работе… на президента России.

«Мир должен знать, что в таком случае у «Coop Himmelb (l) au» может быть только один партнёр, и это Путин. Мы работаем над тем, чтобы это не обошлось без последствий», — уже войдя во вкус, пригрозил украинский посол.

А СМИ незалежной взахлеб начали сообщать миру об однозначно негативной позиции властей Австрии касательно севастопольского проекта «Coop Himmelb (l) au». Мол, материалы дела переданы в прокуратуру Вены, а Прикс и сотрудники его бюро со всех сторон будут обложены жесткими санкциями.

***

Но давайте с самого начала. О том, что в Севастополе появится Театр оперы и балета, стало известно еще в 2018 году. Тогда во время встречи с Владимиром Путиным, посетившим Херсонес Таврический, вице-премьер министр Ольга Голодец обозначила важную цель: вернуть «столичность» культурному пространству Крыма и Севастополя на совершенно новом уровне. Решению этой задачи должно способствовать создание в Севастополе двух новых центров культуры и искусства.

О. Голодец отметила, что «после открытия Крымского моста туристический поток на полуостров увеличился на 26%… и культурный прорыв может способствовать качественному изменению статуса города федерального значения». Основой же, «доминантой нового культурного прорыва будет Театр оперы и балета, потому что любая столица начинается с театра оперы и балета».

Уже в августе 2018-го проект комплекса был представлен президенту РФ Владимиру Путину.

Так вот, что касается непосредственно проекта театра, который должен стать частью внушительного по масштабам и предназначению культурно-паркового кластера на территории от Карантинной до Артиллерийской бухты, он был успешно разработан известным австрийским архитектурным бюро «Coop Himmelb(l)au».

Предпочтение отдали именно ему совсем не случайно. Напомним, что бюро, возглавляемое идеологом архитектурного направления – деконструктивизма – Вольфом Приксом, с полным на то основание может похвастать такими уже реализованными и восхищающими ценителей в прямом и переносном смысле высоких архитектурных форм проектами, как здание Европейского центробанка во Франкфурте-на-Майне, Музей урбанистики в американском штате Огайо, главный офис Центробанка Азербайджана в Баку, австрийский Музей хлеба Paneum, Музей BMW в Мюнхене и другими.

***

В ноябре прошлого года на мысе Хрустальном в Севастополе началась активная подготовка к строительным работам. Согласно паспорту объекта заказчиком является фонд «Национальное культурное наследие». Завершение строительства планируется на второй квартал 2023 года. (Нужно отметить, в культурный кластер также войдут парк, киноконцертный комплекс, высшая школа искусств, хореографическая академия, а также Мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя в 1941–1942 годах.)

Как будет выглядеть Театр оперы и балета? Согласно фотографиям проекта, построят его из стекла и металла в виде чайки с широко раскрытыми крыльями. Новое культурное учреждение рассчитано на 1100 посадочных мест в большом зале плюс 200 мест – в камерном. О его впечатляющих размерах свидетельствует площадь участка, на котором театр будет возведен – 5,8 гектара.

Ну а теперь представьте, на крымском полуострове, доведенном за годы в составе Украины ее вороватыми властями до ручки, вдруг появляется культурный объект во всех смыслах слова мирового уровня. И в этом виновата «страна-агрессор» и манкирующий мнением незалежной и коллективного Запада Прикс.

Как посмели?! Для того чтобы приструнить и примерно наказать, начали притягивать за уши различные юридические нормы и положения санкционного режима Евросоюза. На Пиркса пытались подать в суд с формулировкой «нарушает санкции ЕС за аннексию Крыма». Однако из этого ничего не вышло, поскольку санкции на техническое строительство и инженерные услуги, объекты культуры не распространяются.

«После того как быстро стало ясно, что мы не нарушили никаких санкций, обсуждение в прессе перешло от троллинга к критике нашей архитектуры и политики на уровне морали и этики», – пишет в открытом письме Вольф Прикс.

 А критики хоть отбавляй. Вот как сильно разозлился на Прикса и сотрудников его бюро спецпредставитель по вопросам санкционной политики МИД Украины Алексей Макеев:

«Руководство этой австрийской компании решило встать на тонкий лед. Им будет запрещен въезд в Украину, а международное реноме этой компании испытает серьезные потери. Теперь при упоминании этого бюро сразу будет упоминаться позорное пособничество оккупантам в совершении международного преступления и статус карманного архитектора кремлевского режима».

Ну, зажег спецпредставитель!..

Не станем цитировать дальше истерические пассажи украинских политиканов и подкармливаемых ими пропагандистов. Обратимся к представителям курирующих незалежную стран. Германии, например. Ранее работу культового архитектурного бюро над проектом театра в Севастополе раскритиковала газета «Süddeutsche Zeitung». Издание осудило подобное «сотрудничество с Путиным» и обвинило архитектора Вольфа Прикса в готовности строить и «для дьявола в аду».

Прикс не растерялся, над ответом долго не думал. «Путин не Гитлер, и строим мы не казарму», – парировал он.

В свою очередь известный немецкий исследователь современной архитектуры профессор Штефан Трюби в интервью телерадиокомпании «Deutsche Welle» заявил, что в архитектурных кругах Прикс известен как идеолог высокой миссии архитектуры, в частности, «антиавторитарного воспитания общества… Поэтому многие в архитектурном мире удивляются, что Прикс вдруг стал строить для Владимира Путина, который олицетворяет ужасные преступления. Взять хотя бы отравление оппозиционного политика Алексея Навального».

Да уж, наша песня хороша, начинай сначала, или – клевещите, что-нибудь да останется. Профессор из Штутгарта уверен, что здание оперного театра, спроектированное архитектором с мировым именем, станет «завершающим аккордом в политике аннексии» и «инновационной оберткой для репрессивного режима Путина».

Вместе с тем, соотечественник Трюби директор немецкого музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне Петер Шмаль Прикса понимает и сомневается, что работа бюро «Coop Himmelb(l)au» «на Путина» пошатнет его репутацию в кругах архитекторов.

«Тот, кто будет критиковать Прикса за его проект в Крыму, должен самокритично спросить себя, не руководствуется ли он двойными стандартами», – говорит Шмаль, отмечая, что на проектах такого масштаба архитекторы неплохо зарабатывают.

Ничего личного, только бизнес.

***

Конечно же, тему создания большого культурного кластера, и в частности строительства Театра оперы и балета, широко обсуждают в Севастополе. Для того чтобы узнать и учесть мнение жителей города-героя, в конце 2020-го в режиме онлайн стартовали общественные обсуждения по мысу Хрустальному.

В общем и целом, проект комплекса севастопольцы поддерживают, правда, активно внося в правительство Севастополя свои предложения. Справедливости ради нужно сказать, что есть горожане (преимущественно люди старшего поколения), которые категорически против какого бы то ни было строительства на Хрустальном. Их основной аргумент – сохранение исторического облика Севастополя.

Об этом, общаясь с журналистами, говорила начальник управления развития городской среды Ирина Марочкина:

«Более взрослое поколение у нас выступает за стиль архитектуры, а молодые уже смотрят на развитие и, естественно, выступают за те архитектурные решения, которые предложены в отношении театра оперы и хореографической школы».

Общественные обсуждения продолжаются, и, возможно, с учетом поступающих предложений в проект дополнительно внесут изменения. Разумеется, потребуется экспертное подтверждение соблюдения требований по охране объектов культурного наследия. Итоговый же документ будет выноситься на утверждение местного правительства и согласовываться с Министерством культуры РФ.

В общем, есть все основания полагать, что Театру оперы и балета в Севастополе быть. Несмотря на угрозы и обвинения со стороны Украины и коллективного Запада. Вероятно, в этом уверен и подвергнутый русофобами остракизму Вольф Прикс, который обвинил критиков, заявляющих, что он служит Путину, в холуйском мышлении. В ответ же на украинские санкции (в частности запрет на въезд на территорию Украины) архитектор лаконичен и ироничен: «Я не планирую ехать в отпуск в Чернобыль».

Фото из открытых источников

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 4

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Полумеры ни к чему: Тарас vs Юрий

Сергей ГОРБАЧЕВ

В крымском театре кукол — юбилейный 85-й сезон!

.

Глубоководная трансметафора

Марина МАТВЕЕВА

Оставить комментарий