ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КЕНДО
Зрителей японских исторических боевиков наверняка не раз поражало отношение японского воина к оружию и к бою, отсутствие агрессии и ненависти к противнику, красота и сдержанность движений. Утверждение это банально и не умно, однако восточные боевые техники — это, прежде всего, философия, а не умение ломать ноги и руки. Искусство «кендо», японского фехтования на мечах, это даже больше, чем философия, это духовный тренажер.
Этот вид боевого искусства мало распространен в нашей стране. Да это и не удивительно. Кендо — занятие для психологически зрелых людей и совершенно не подходит мальчишкам, желающим обучиться самообороне, и любителям трюков.
Однако в Крыму [url=http://kendo.gromko.info/]есть люди, увлеченные кендо[/url]. Правда, пока что возможность обучиться его премудростям есть лишь у жителей Симферополя, Севастополя и Алушты, — именно здесь действуют секции кендо.
«
20 и 21 марта в Симферополе проходили семинары технического директора Украинской федерации Кендо Александра Чайки. Пользуясь случаем, мы встретились с ним и попытались выяснить, что же это за экзотический полуспорт, полуфилософия, чем он отличается от остальных восточных боевых искусств, и зачем он нужен современному человеку, который защищает свои жизненные интересы без меча в руке.
Александр Чайка»
Донетчанин Александр Чайка стоял у истоков украинской федерации кендо. «Официально она существует около десяти лет, — рассказывает спортсмен, — а неофициально — где-то на два года дольше. Поначалу было несколько любителей, которые занимались в японском посольстве, в том числе и я. До этого я увлекался многими воинскими искусствами: каратэ, дзюдо, айкидо. Но всегда почему-то привлекало именно кендо. Поэтому я искал возможностей им заниматься, пока не нашел ее в посольстве в Киеве.
Сейчас я, конечно, понимаю, что мне нужно и что оно мне дает. Но тогда?.. Не могу сказать, что привлекала красота этого искусства, потому что я занимался и другими, которые были не менее красивы. Не знаю, что-то изнутри такое шло».
Слово «кендо» означает «путь меча». Когда-то это было именно искусство ведения боя. Нужно было сражаться на поле боя, постигать умение выживать и побеждать врага. Сейчас кендо приобрело совсем другое значение. Прежде всего оно воспитывает здоровую нравственную личность и обучает древней технике владения оружием. Кого-то привлекает еще и динамика, возможность проводить поединки.
В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Во-первых, человек, вооружённый мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить её. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьёзно. Вторая идея сводится к тому, что к каждому противнику, бою, следует подходить с обновлённым духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека. Это восточное воинское искусство интересно еще и тем, что учит высоко ценить человеческую вежливость и честь, быть искренним.
Дамы тоже бывают воинами»
Спрашиваем у Александра: «Что приобретает человек, занимающийся кендо?» Ни секунды не задумываясь, отвечает: «Не приобретает, а, скорее, раскрывает то, что было у него с рождения, но чего он не замечает, занятый другими вещами, кажущимися более важными. Не буду их перечислять, это и так понятно. Так вот в человеке есть какие-то противоречия, которые не дают ему спокойно жить. И ему нужно что-то с ними делать, как-то решать. Кендо как раз хорошо помогает в этом».
Овладевая техникой кендо, человек меняется. Люди приходят разные: кто-то более агрессивный, кто-то, наоборот, трусливый. Одному нужно учиться владеть собой, когда он злится, другому — когда он боится. Занимаясь кендо, они приобретают серединный принцип, когда они могут сдерживать себя. Они меняются в разговоре, в споре, в жизни, даже внешне они становятся более спокойными, у них меняется осанка, манера вести себя.
Что радует особенно — философия кендо не противоречит постулатам православия, а занятия не сопровождаются никакой религиозной нагрузкой. Конечно, если у кого-то есть такое желание, практику кендо можно подкреплять изучением восточных культов. Но само по себе это воинское искусство универсально. Не зря им увлекаются и европейцы, и американцы. Почему? Потому что кендо не столько учит чему-то, сколько отучивает. Отучивает от суеты, от избыточных эмоций, от нечистых помыслов. Кто знает, для кого это актуальнее: для древнего японского самурая, или современного менеджера или чиновника.