Крымское Эхо
Общество

Панаир. В ритме сиртаки

Панаир. В ритме сиртаки

Побывать на празднике Панаир в селе Чернополье хотелось давно, но то мешали разные форс-мажоры, то он с рабочим днём совпадал, а то вносил свои коррективы испоганивший всю нашу жизнь за последние три года ковид. И вот в нынешнем году звёзды, что называется, сошлись.

Причём, что удивительно: погода две подряд весны (да, похоже, что и начала лета) не радовала — создавалось впечатление, что Крым поменялся местами с какой-нибудь Новой Зеландией, где в апреле и мае — осень, а в июне — зима. И словно по заказу вдруг 3 июня — солнечный день! В Крыму!! В первом полугодии!!! А это значит — сумку на плечо, по карманам ручку, блокнот, телефон-«мыльницу» с фотоаппаратом — и в путь!

Панаир у греков — это престольный праздник, день святого или события священной истории, во имя которого воздвигнут храм в селе. Празднества в Панаир состоят из трёх частей: торжественное богослужение, крестный ход и культурная программа — концерт национальных самодеятельных, а иногда и профессиональных артистов. Неотъемлемая часть праздника — угощение блюдами национальной кухни.

Греко-фракийская община Чернополья празднует Панаир 3 июня, в день Святых равноапостольных Константина и Елены, которых фракийцы считают своими небесными покровителями. В их честь освящена и красивая сельская церковь, отмечающая в этом году своё 110-летие. На истории самого Чернополья (прежнее название — Карачоль) останавливаться не буду, об этом писали многие, в том числе когда-то и я; сразу перейду к впечатлению от самого праздника.

Внутри церкви Константина и Елены — торжественная и в то же время какая-то домашняя атмосфера. Возможно, это объясняется внутренним убранством церкви. По словам разбирающихся в этом людей — типично греческим, абсолютно без пышности, в светлых тонах. Но в этой скромности как раз и заключается особое очарование.

С трудом вместились все желающие принять участие в богослужении, и это ещё, по словам завсегдатаев Панаира, жалкое подобие того количества людей, какое бывало здесь до 2014 года: приезжали мариупольские греки, чья диаспора насчитывает 90 тысяч человек, и тогда вокруг церкви и священного источника не то что яблоку — черешенке негде было упасть.

А в 2014 году дорвавшиеся до власти в Киеве троглодиты либо сумели настроить мариупольских греков против их крымских братьев — либо элементарно запугали… Но теперь-то Мариуполь наш, как наш и посёлок Сартана, где греки живут компактно. Да и кто они по сути, мариупольские греки? Те же крымчане! Их предки, переселённые в Приазовье по плану Потёмкина — Суворова, не кто иные, как потомки феодоритов, жителей последнего оплота христианства в Крыму перед османским завоеванием.

Так что со временем, хочется надеяться, что недолгим, все шероховатости в отношениях между двумя греческими общинами сотрутся.

А на нынешний Панаир съехались не только греки со всего Крыма, но и те, кто пожелал поздравить братский народ с его национальным праздником. Уже не в первый раз, например, приезжает в Чернополье представитель казачьей общины — симферопольский художник А. Д. Навальнов. Абсолютно неожиданной стала встреча с моими давними добрыми знакомыми — руководителями крымчакского общества Д. Т. Пирковой и Н. И. Зенгиной.

Иудеи-крымчаки приехали поздравить христиан-греков — большой «привет» киевским пропагандистским «скунсам», разбрызгивающим из-под своих хвостов, простите, языков, словоизвержения о каких-то «проблемах в межнациональных и межконфессиональных отношениях» в Крыму.

Но особенно порадовало то, что на празднике присутствовал, пусть и один (!), но не испугавшийся санкций-пункций гость из самой Греции. Кто он был по статусу, правда, узнать не удалось, запомнилось только имя — Герасимас. Побольше бы таких Герасимасов — народную мудрость «капля камень точит» никто ведь не отменял.

А потом был крестный ход — у церкви и к священному источнику. Был праздничный стол, поздравления от гостей и концерт. Вначале выступили творческие коллективы греческих общин из разных уголков Крыма — и, наконец, площадка во внутреннем дворике церкви превратилась во всеобщий танцпол!

Греческую музыку невозможно спутать ни с чьей больше; по степени эмоционального воздействия на человека она не уступит цыганской и еврейской. Так и случилось, закружились в ритме сиртаки все: и греки, и крымчаки, и казаки. Даже государственный муж — глава национально-культурной автономии греков Крыма Иван Шонус — еле сдерживался, чтобы не пуститься в пляс. (А если бы и пустился — и что с того? Вон, Анатолию Вассерману депутатский мандат не мешает по-прежнему блистать эрудицией на телевидении!).

А одна девочка, малышка лет четырёх, вообще не покидала площадку для танцев, став просто любимицей гостей Панаира.

Распахнуты в этот день были и двери музея греко-фракийской общины «Карачоль». Все желающие могли войти внутрь и ознакомиться с предметами быта, одежды, произведениями народного творчества фракийцев. А у самого входа группа ребятишек в национальных костюмах проходила мастер-класс по лепке из глины.

И только одно обстоятельство внесло грустную ноту в этот светлый, солнечный праздник: по состоянию здоровья не смогла принять в нём непосредственное участие удивительная женщина, которую вполне можно назвать хозяйкой Чернополья, и благодаря которой, в общем-то, Панаир и возродился — глава греко-фракийской общины Чернополья, создательница музея Ирина Константиновна Зекова.

Ирина Константиновна, здоровья Вам, долголетия, жизнелюбия, присущего Вашему народу, и пусть ещё долго-долго звучат для Вас молитвы и песни на языке Ваших предков!

Праздник заканчивается, гости понемногу разъезжаются. А над сельской церковью весело и стремительно носятся ласточки. Присмотрелся — а у них гнёзда под карнизами церкви! А ведь ласточка — это символ весны, возрождения природы. Ласточка и Бог — вместе, и это опять-таки внушает оптимизм относительно будущего греческого народа в Крыму, да и Крыма в целом.

В Греции, как мы знаем из классики, «всё есть». Нет только адекватных правителей: нынешние, похоже, забыли, что Греция была едва ли не единственной страной в Европе, чьи солдаты не воевали на Восточном фронте на стороне Гитлера: сегодня они вместе с большинством своих коллег (или моральных калек?) по ЕС вступили на путь конфронтации с Россией.

А вот о Крыме можно сказать так: в Крыму всё есть, даже Греция.

Правда, с сожалением замечу, кое-чего в Крыму уже в ближайшее время может не быть, а именно — заповедных зон, усиленно застраиваемых доморощенным и приезжим жлобьём, но это отдельная тема.

Нынешние крымские греки, конечно, не прямые потомки основателей Пантикапея и Керкинитиды;, их предки пришли сюда при Екатерине Великой — пришли на русскую службу и с тех пор верой и правдой служат своей новой родине, какое бы название в истории она ни носила.

Трудятся в самых различных областях, щедро одаривают нас своим искромётным искусством, а если понадобится — встанут на защиту Крыма и России, как встали в годы Великой Отечественной войны Михаил Македонский, Христофор Чусси, Николай Спаи и тысячи их соплеменников. Тогда «наградой» для многих из них стала высылка… И не в благословенную Среднюю Азию, а на соляные копи нынешнего Пермского края.

Но справедливость, хоть и поздно, восторжествовала: греческий народ, как и другие высланные из Крыма народы, реабилитирован. И в наши дни ребята греческой национальности бьются с бандеровской нечистью на фронтах СВО — и среди них внук Ирины Константиновны Зековой Дмитрий. Пожелаем им вернуться домой с победой!

И простимся — надеюсь, что на время — с маленьким, красивым, гостеприимным селом у Феодосийской трассы. Оглядываясь из окна автобуса на исчезающее за горизонтом Чернополье, мысленно произношу два слова: «Эвхаристо!» (спасибо!) и «Калинихта!» (спокойной ночи!). Крымчане всех национальностей, давайте пожелаем друг другу добрых дней и спокойных ночей! А всё остальное — оно как-нибудь приложится.

Фото автора

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.6 / 5. Людей оценило: 31

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

В Крым за дипломом

Любовь СМИРНОВА

Немой упрек

Несантовый Клаус

Олег АЗАРЬЕВ

Оставить комментарий