Бездомный долгий путь назначен мне судьбой…
Пускай другим он чужд, я не зову с собой –
Я странник и поэт, мечтатель и прохожий…
М. Волошин
Серебряный век зажёг на небосклоне мировой и русской культуры немало ярких звёзд, в числе которых и Максимилиан Александрович Волошин – поэт, переводчик, публицист, литературный критик, художник-пейзажист, философ, чьи жизнь и творчество неразрывно связаны с Крымом и 145-летие которого весь мир отметит 28 мая.
В преддверии этой знаменательной «крымской» даты в симферопольской библиотеке-филиале №4 им. М.М. Коцюбинского открылась выставка литературного краеведения «Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ».
«…С вечностью спорят поэты от Бога:/ К потомкам находят живую дорогу,/ Стихами рождая сердечную память…», – эти строки крымской поэтессы Елены Осминкиной, посвященные Волошину, стали цитатой первого раздела выставки «У очага Серебряного века Крыма», представившего вниманию пользователей сборник «Серебряная память Коктебеля» Вячеслава Ложко.
В него «вошли биографические справки поэтов и писателей Серебряного века, в разное время работавших и отдыхавших в Доме Волошина в Коктебеле», антология «У времени на юру. История Крыма в русской поэзии» Людмилы Корнеевой, «Судьба поэта» Игоря Куприянова, «У литературной карты Крыма» Павла Дегтярева и Романа Вуля, «Лики Тавриды» Галины Печаткиной, «Достояние Республики» Людмилы Обуховской, «Крым. Поэтический атлас» и др. краеведческие издания.
«Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог», – приглашал Максимилиан Волошин. «Он был здесь свой. Он жил здесь не на даче,/ Чудак, рыжебородый аксакал,/ Придирчивый хозяин синих скал…», – в стихотворении «Памяти Волошина» пишет поэт-фронтовик Анатолий Милявский. Ему вторит Галина Печаткина: «День полон был значеньем старины,/ Свиданием с волошинским музеем».
С этих восхищенных строк крымских поэтов начинается знакомство с литературой, представленной во втором разделе выставки «Душа Коктебеля Максимилиан Волошин», приглашающего «посетить» знаменитый Дом Волошина в Коктебеле: «Максимилиан Волошин: крымские путешествия» Валерия Мешкова, «Киммерийские этюды» Владимира Купченко, «Благословенная Таврида» Галины Кунцевской, уникальный альбом «Сокровища Дома Волошиных», «Музеи Крыма», путеводитель «Дом-музей М.А. Волошина», «Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников» и др.
Побывавший чуть ли ни во всех странах Европы, Волошин всегда возвращался в Коктебель, уроженцем которого, по его собственному утверждению, «был не по рождению, а по усыновлению». А с 1917 года и до ухода из жизни в августе 1932-го вообще не покидал Крым.
Благодаря Волошину Коктебель долгое время был точкой притяжения представителей культуры того времени. Именно в доме Волошиных познакомились Сергей Эфрон и Марина Цветаева, а Алексей Толстой сделал важный шаг в своём творческом пути – переход от поэзии к прозе, лучшие образцы которой впоследствии принесли ему всемирную славу.
Жена Волошина Мария Степановна ласково называла Чукошей гостившего у них с женой Корнея Чуковского. Брюсов написал в Коктебеле одно из последних своих произведений, которое было посвящено Волошину, а Осип Мандельштам не смог устоять перед очарованием Крыма, свидетельством чему стали его поэтические творения, созданные в Коктебеле.
Всеволод Рождественский через всю жизнь пронёс любовь к волошинской Киммерии: «Вспоминаю наши прогулки, беседы о стихах, неповторимые тревоги и волнения бессонных ночей, всеуспокаивающее море и Карадаг – удивительный, неповторимый. Отныне для меня Коктебель – особое место на земле».
«Ни в одной стране Европы не встретишь такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму», – восхищенно писал Волошин. А симферополец Борис Серман живописным творениям юбиляра посвятил стихотворение «На выставке акварелей Мавсимилиана Волошина»: «То пламенный закат, то мглистей,/ То лунная над морем грусть…/ Стихи, написанные кистью,/ Разучиваю наизусть».
Третий раздел выставки «Прославил Крым стихом и кистью» включил в себя «Коктебельские берега: стихи, рисунки, акварели, статьи», «Избранное» и «История моей души» М.А. Волошина и др. Одной из самых ярких страниц юбиляра стала серия акварелей, посвященных природе Восточного Крыма.
В альбоме «Симферопольский художественный музей» представлены репродукции акварелей из собрания музея, ряд из которых сопровождает стихотворная надпись-аккомпанемент художника: «Все замерло – холмы, деревья, тучи, В лиловом олове осенних вялых вод» (1927), «Клубятся медленные тучи, Коричневые бархаты земли» (1925), «Тревожный ветр клубится над землею» (1928), «Заливы гулкие земли глухой и древней» (1928) и др.
Особое внимание посетителей выставки привлекли репродукции портретов М.А. Волошина кисти Б. Кустодиева, Н. Хрустачева, Г. Верейского, К. Костенко, А. Остроумовой-Лебедевой и статьи журналов «Брега Тавриды», «Полуостров сокровищ», «Крымский журнал», газет «Крымские известия», «Литературная газета + Курьер культуры: Крым – Севастополь» и др. разных лет издания.
Вверху — фото из открытых источников