Крымское Эхо
Поле дискуссии

Майдан искалечил — майдан же и вылечит?

Майдан искалечил — майдан же и вылечит?

КАК УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО ОЗДОРАВЛИВАТЬ БУДЕМ?

Не так давно небезызвестный американский телеведущий Такер Карлсон записал видеоролик, в котором возмущался по поводу содержания под стражей в Харькове американского блогера Гонсало Лира. Уроженец Калифорнии Лира несколько лет живет на Украине и записывает ролики, в которых выражает несогласие с политикой киевского режима. В общем-то, за это в мае его задержала СБУ, а суд отправил под домашний арест. Летом Лира пытался выехать в Европу, был задержан на границе и на этот раз направлен в СИЗО.

Карлсон пересказал эту историю и выразил возмущение, почему власти США не предпринимают никаких усилий по освобождению собственного гражданина. Позицию Карлсона поддержал владелец соцсети X, миллиардер Илон Маск, который удивился, что американский гражданин может сидеть в харьковском СИЗО после выделения со стороны США более 100 млрд долларов.

Естественно, в комментариях под сообщениями Карлсона и Маска начался сущий кошмар – набежали сотни украинских пользователей, которые обвинили обоих во всех смертных грехах, причем преимущественно на непонятной обоим американским деятелям мове. Очевидно, что никаких шансов быть услышанными телеведущим и миллиардером у них не было.

Но эта история натолкнула на определенные размышления о том, как вообще в перспективе выстраивать диалог и вести работу с политизированной частью украинского общества – понимания, как это делать, у России просто нет, во всяком случае, в публичном пространстве это не звучит. Но об этом чуть позже.

Если укрепить свою психику черным чаем, надеть костюм химической и биологической защиты и залезть в профили украинских комментаторов (отделив реальных людей от ботов, насколько возможно, конечно), можно прийти к интересным выводам.

Что из себя представляет современный политизированный украинец, который тратит колоссальные объемы времени на ведение своих соцсетей: во-первых, это люди, чувствующие себя в абсолютной безопасности от государства (им явно не грозит мобилизация, потому что вопросик уже решен). Во-вторых, им не грозят боевые действия (они либо сидят за границей, либо в тыловых районах Украины и единственную опасность представляет только собственные силы ПВО).

В-третьих, — местечковость мышления (мир вращается вокруг Украины, и ничего другого происходить не может). В-четвертых, — абсолютная уверенность в собственной правоте. В-пятых, — почти непоколебимое доверие украинской пропаганде и высшему политическому и военному руководству. Все это – вперемешку с невежеством.

Важный момент: занимаются этой безумной тратой времени, как правило, креаклиат[1] – дизайнеры, айтишники, рекламщики с работой на удаленке и скорее всего на иностранного заказчика. Либо студенты с обилием свободного времени и решенными финансовыми вопросами.

Вся эта совокупность факторов кажется до боли знакомой, пока не приходит озарение: мы все это видели по телевидению и в газетах/сайтах в 2004 и в 2013-2014 годах.

На майдане в Киеве.

Если обобщить главные темы, которые по кругу муссируются в украинском сегменте соцсетей, а потом почитать репортажи про атмосферу в палаточных городках в Киеве – получается очень много совпадений.

Первая тема: обсуждение новостей «перемоги», тотальная эйфория и движуха (бабка сбивает «Калибр» банкой огурцов, ВСУ куда-то продвинулись, но куда непонятно, кто-то на Западе дал грошей или оружия; топ-темой как-то было видео, где Зеленский гневно посмотрел на венгерского премьера Орбана – уровень эйфории от этого не поддается описанию).

Открываем репортаж «Ленты.ру» января 2014 года, читаем:

«Со сцены круглосуточно выступают оппозиционные политики и музыканты. По майдану водят экскурсии для иностранцев, все свободные поверхности исчерканы революционными надписями и рисунками, работает «открытый университет» с лекциями «Как поднять украинскую экономику» или «Журналистика между двумя революциями».

Или репортаж журнала «Наш», 2004 год:

«Приезжает приятель из Днепропетровска, дальтоник и рубаха-парень, как сказал — потрогать на себе ситуацию. Происходящее ему поначалу кажется футбольным матчем — всюду бродят болельщики и скандируют: «Динамо — чемпион!».

Вторая тема: обсуждение новостей «зрады» — тоже движуха (грошей не дали, оружие дали, но не Украине, какая-то мелкая сошка из провинциального военкомата поймана на коррупции, Маск написал, что надо укреплять границу США, а не ВСУ).

2013-й год:

«Про Европу и интеграцию с ней со сцены, которой служил памятник княгине Ольге, рассуждать практически перестали — пришло время жестких политических требований. Зато поминали Россию — например, пересказывали новость (а точнее, байку) про российский спецназ «Витязь», якобы прилетевший в Киев на помощь «Беркуту». «Мы не допустим российской оккупации», — кричал кто-то со сцены. «Только россияне могли так бить», — уверенно заметила женщина в элегантном пальто и шляпке».

Третья тема: бесконечное обсасывание по кругу идиотских локальных мемов. Движухой это уже не назвать – это какая-то припадочная истерика.

2014-й год: «Украинец показывает российскому колобку язык. «Ля-ля-ля, гривня краща рубля! Ля-ля-ля, Лавра ближче Кремля!» — поет со сцены солист».

2004-й год: «На сцене дух свободы быстро вытесняется конкурсами самодеятельности, песнями-танцами — к хлебу подтянулись зрелища, Рим замкнулся».

Наконец, четвертая тема: бесконечный сбор денег. Кто собирает, кому деньги идут – понять невозможно (как заявляется, все идет в ВСУ). Но все это, кажется, привлекает большую аудиторию зевак со своим мнением.

В 2014-м рассказывает про тягу к материальному участник майдана:

«Ну вот стоят они ежедневно ― что-то изменилось? Да вообще ничего! Поляна накрыта, халява, красота! Все бомжи Украины съехались, я двоих наблюдал, смотрю ― урвали то и это, а на второй день им же уже впадлу колбасу ту хавать, наелись».

В 2004-м в письме родственнику из России ситуацию описывает симпатизирующий Ющенко киевлянин:

«Малый и средний бизнес дает деньги, транспорт, обеспечивает горячее питание (говорю о знакомых мне фирмах). Поехал на сэконд хэнд, купил свитеров, носков. Продавщица говорит: вы ж там передайте, что мы их поддерживаем. Продала со скидкой и дала еще пару рукавиц в придачу. Говорит, не могу же я просто так товар отдать. Потом заехал домой, загрузил еще свои старые свитера в рюкзак, ботинки, плащи, твою тиманскую фуфайку, две пары армейских ватных штанов. Привез».

Все эти параллели заставили переосмыслить явление госпереворота на Украине с помощью майдана как таковое. Уже кажется, что дело вообще не в методичке Джина Шарпа, печеньках Нуланд и европейских гарантиях. Все это – политическая надстройка над базисом украинского общества.

Майдан – это образ общественной мысли, исторически присущий Украине.

Территории, которые нынче составляют Украину, — это же всю историю прежде всего хутора, это сельское хозяйство, вокруг которого вертится вся общественная жизнь, а собрание на площадях-майданах – точка собирания, катарсиса этой общественной жизни. Лишь довольно непродолжительный по историческим меркам Украина была индустриальной державой – в советские годы, все остальное «до» и «после» — только хутора.

Собственно, легко проследить, что именно такой уклад пестовали на Украине после 91-го года – на фоне деиндустриализации расцветала именно сельская культура со всеми этими вышиванками, колядками-щедринками, подсолнухами и салом с горилкой; политическая же система внутри строилась на гетманщине, а снаружи – по принципу гоголевского Пацюка, которому вареники сами в рот прыгали.

Россия, реинтегрируя исторические земли, подходит к вопросу по-индустриальному: там дороги новые, там прочую инфраструктуру поменяем, там предприятия откроем, там логистику обеспечим. А подход нужен другой.

Не беремся утверждать, что в этих размышлениях мы правы на все сто — в конце концов, это не социологическое исследование (провести его все равно невозможно до завершения конфликта), а всего-лишь умозрительное заключение и проведение параллелей.

Тем не менее, паттерны общественного поведения повторяются на Украине из раза в раз, из-за чего и напрашивается вывод, что подход к нынешнему украинскому обществу нужно искать через майдан – то есть процесс коллективного движняка, общего по большей части бесцельного времяпрепровождения с циркулированием слухов, домыслов, пребывания в состоянии чрезмерной эмоциональности и раскачивании на эмоциональных же качелях.

Искать решение этой проблемы нужно уже сейчас – общество на Украине сознательно сводили к деградации, опускали до нынешнего уровня, но исправлять ситуацию все равно придется России.

Фото из открытых источников

[1] Креаклиат — КРЕАтивный КЛасс, креакл, креаклиат)

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.8 / 5. Людей оценило: 14

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Когда начнутся обстрелы Крыма? – Каспаров

Сомали 2.0 пока отменяется?

Николай ЗАЙКОВ

Этнополитические модели региональных держав и внешних центров силы

Оставить комментарий