Крымское Эхо
Знать и помнить

История одного юбилея

История одного юбилея

20 ЛЕТ НАЗАД В СИМФЕРОПОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ БЫЛ ОТКРЫТ РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Часть 1

Подготовка к созданию в Тавриде на рубеже тысячелетий (точнее, еще осенью 1999 года) упомянутого объекта гуманитарной направленности была поручена главой города Москвы Юрием Михайловичем Лужковым созданному им же накануне Фонду развития экономических и гуманитарных связей «Москва — Крым» (ФМК, руководитель — проф. Олег Котолупов).

Следом при активном содействии соотечественников, в данном случае, из Русской общины Крыма (руководитель – Сергей Цеков) для ФМК были собраны предложения и оптимальные варианты его размещения в Симферополе, а также выработана «цивилизационная» концепция РКЦ и сформировано оппозиционное ядро активистов, которое по сути выступило прообразом коллектива данного учреждения культуры на общественных началах.

К этому же времени руководителем Крымского представительства фонда «Москва-Крым» (КП-ФМК), непосредственного исполнителя проекта, был назначен один из членов Президиума Русской общины (РОК), бывший депутат крымского парламента от «Блока Россия» Алексей Мельников.

Параллельно московская дирекция ФМК путем активной экономической деятельности на крымском направлении, в основном, в туротрасли (кроме работы фонда[1]), а главное – благодаря реализации на нашем полуострове целого ряда московских реабилитационно-рекреационных проектов (прежде всего, в ходе выполнения собственных многочисленных московских социальных программ, где ФМК был назначен головным оператором)  быстро нарастила свои финансово-организационные возможности.

Те, в свою очередь, оперативно, заключив прямые договоры с двумя-тремя десятками крымских санаториев (среди которых были и «украинские военные» — уникальные со времен СССР по своей специализации: сакские — им. Н.И. Пирогова и им. Н.Н. Бурденко и Евпаторийский детский клинический), наладили круглогодичный поток москвичей, нуждающихся в оздоровлении и лечении в нашем солнечном краю.

 Алгоритм реализация проекта

Вскоре последовало непосредственное формирование — естественно, согласно украинскому тогда законодательству — производственно-коммерческих предприятий и фирм ФМК (большинство — в нашей республике, на Крымском полуострове), которые после акционирования ряда санаториев и предприятий, впоследствии в свою очередь вошедших в курортно-оздоровительный межрегиональный трест «Тавросс», выступили учредителями РКЦ в качестве субъекта их Ассоциации.

Так, формально — в качестве некоего «штаба ассоциации» группы фирм сугубо производственно-хозяйственного профиля и начал свое функционирование Русский культурный центр!..

Сегодня, спустя 20 лет (да еще — в восьмую Крымскую весну), можно констатировать, что все эти маневры, были, конечно же, вынужденными. В основном как страховка — для того, чтобы власть имущие на Украине в ходе предполагаемой энергичной гуманитарной работы РКЦ не могли бы вставлять ему палки в колеса[2].

Поиск и подготовка здания

На начальном этапе, как говорилось, множество так называемых друзей РКЦ (и одновременно – незалежности) вначале пытались затягивать вопрос, одновременно, по украинской традиции, обещая «на желто-голубом глазу» содействие.

Затем направляло закоперщиков по ложному следу. Например, предлагая для РКЦ здание то бывшего кинотеатра «Спутник» (находящегося на окраине, к тому же в долгосрочной коммерческой аренде), то действующий «Космос» (который, как выяснилось, уже тогда был «в судах, как в шелках»), то бывший детсад (накануне внезапно переданный властями в качестве компенсации за занимаемое здание православной епархии — наверное, чтобы стравить обе «московские» структуры и затем, подливая маслица в лампадку-костер, наблюдать увлекательный поединок).

Новогодний утренник для детей в РКЦ (архивное фото)

В итоге фонд «Москва – Крым» выкупил акции у симферопольского завода «Сантехпром» (в виде неиспользуемого по назначению имущества последнего). Им оказался бывший детсад и прилегающая территория вокруг него по адресу: г. Симферополь, ул. Фрунзе, 8 / ул. Киевская, 42. В свою очередь объект физически состоял из старинного особняка «на Киевской» и послевоенной двухэтажной пристройки «на Фрунзе».

Чтобы на старте не буксовать с реставрацией здания-памятника (прогнозировалось возможное противодействие по вопросу «охраны» культурного наследия из Совмина АРК), Русский культурный центр было решено обустроить в здании-«брежневке».

Из-за спешки (особенно в вопросах госархстройконтроля) и, очевидно, в целях экономии, руководители фонда не согласились достраивать третий этаж (где активистами РОК предполагалось сделать основной актовый зал на 200-250 мест), поэтому здание и двор оперативно «подшаманили», заменив, правда, старые сети и закупив необходимое оборудование.

Открытие

Весной 2001-го, в день открытия Русского культурного центра[3], как помнится, с утра прошел дождик, умыв наш зеленый, с распускающейся листвой Симферополь.

Праздничное настроение, капель и лужи, сотни людей, симферопольцев и съехавшихся их других городов и районов крымчан, музыка, томительное ожидание, перекрытая народом улица… Радостные возгласы при появлении приехавших из аэропорта Юрия Лужкова (в кепке) и популярного тогда и теперь Олега Газманова.

Хлеб-соль, объятия (Лужков и Газманов, выйдя из автомобиля, вначале горячо пообщались с симферопольцами, перекрывшими ул. Фрунзе, а только потом вошли во двор РКЦ); благословление митрополита; импровизированный концерт крымских детей из местного фольклорного ансамбля, краткие выступления, перерезание красной ленточки…

Прямо-таки ярмарочные гуляния граждан по территории, море российских и похожих на него крымских флагов… Первый обход здания, выставок, библиотеки, встречи со студентами, стипендиатами Фонда «Москва – Крым» (победителями литературно-патриотических конкурсов, молодыми авторами научных исторических работ) и первая запись Лужкова в Книге почетных посетителей РКЦ…

Молодежное творческое мероприятие – слет юных поэтов в РКЦ (архивное фото)

По итогам встреч московских гостей с крымчанами, севастопольцами Служба безопасности Украины, сделав очередной донос «наверх», обеспечила очередным званием «персона нон-грата» (четвертой, наверное, «черной меткой») советника Лужкова, нынешнего депутата Государственной Думы России Константина Затулина…

/Продолжение следует/

Автор, Олег Родивилов —
директор-организатор и первый директор
Русского культурного центра в г. Симферополе,
депутат ВС Крыма 1998, 2002 и 2006 гг. созывов


[1] Основные направления работы: организация бесплатного отдыха и лечения в московских клиниках ветеранов Великой Отечественной войны из числа крымчан, имевших медаль «За оборону Москвы», а также иных, по ходатайствам ветеранских организаций; организация экскурсий детей активистов-соотечественников, победителей региональных конкурсов русского языка в г. Москву и С. Петербург, по «Золотому кольцу»; организация встречного отдыха на полуостров московских ветеранов-защитников Крыма и Севастополя, а также детей из Южного округа Москвы, побратима нашей республики, победителей творческих и спортивных состязаний).

И не только москвичей. В трудные для России постперестроечные годы Правительство Москвы инициативно организовало ряд мер по поддержке соотечественников за рубежом (чуть позже создав, например, Благотворительный фонд «Москва-Севастополь» у нас по соседству).

Кроме того, к нам на юг, отдыхать и лечиться за средства бюджета российской столицы ехали дети Московского погранотряда из Средней Азии, а с Северного флота к нам, на авиабазу в пос. Гвардейское (Симферопольский р-н), периодически прибывали дети строителей и экипажа подводного атомного ракетоносца «Юрий Долгорукий» (основателя Москвы), больные дети-«лёгочники» с мамами из дальних северных гарнизонов, в дальнейшем располагаясь в санаториях Южного и Западного берегов.

Известны усилия Москвы по своевременному ремонту флагмана Черноморского флота – крейсера «Москва», а также Дома офицеров флота и Матросского клуба; по обеспечению в Севастополе семей российских военнослужащих жильем, детскими садами и «русской школой»; по созданию в городе моряков Черноморского филиала МГУ им. Ломоносова и Дома Москвы; по поддержке гуманитарно-культурных Российской общины Севастополя и Русской общины Крыма, Крымского казачьего Союза, средств массовой информации организаций российских соотечественников и т.п.

Во взаимодействии с появившимся затем в Симферополе Генеральным консульством России, структурами Правительства Москвы проводились мероприятия по поддержке и чествованию крымских ветеранов ВОВ, «блокадников» Ленинграда, «чернобыльцев» и других категорий граждан.

По мемориализации Ю.М. Лужкова в Симферополе читайте здесь.

[2] А желающих было немало. И не только среди «щирых патриотов» — среди «своих» тоже!

Один, например, «левый лидер» хотел, чтобы директором РКЦ стал его протеже (так называемый «любитель Пушкина за деньги», в трудные времена предавший своего «патрона» и перебежавший «к Ющенко», а ныне обретающийся в Киеве в статусе «ректора» несуществующего вуза). Когда «красный вожак» понял, что не получает своего вожделенного варианта, он начал мстить. Причем, по привычке, иезутски и, конечно же, чужими руками.

Другой, заседавший в Совмине «смотрящий от Киева» (впоследствии – «комендант евро-майдана, мачо-пенсионер), также желал контролировать процесс в РКЦ. А когда понял, что Русская община Крыма не собирается и ему уступать в вопросе защиты конституционных прав граждан, крымчан, привлек к противодействию «юристов и дантистов-силовиков».

При этом, чтобы выглядеть в глазах местного электората своими в доску, оба этих крымских руководителя в итоге прибежали-приехали на открытие РКЦ, расталкивая друг друга локтями!..

[3] РКЦ был открыт в рамках Дней культуры Москвы в Крыму. Столичная делегация также посетила Севастополь и Керчь (перелетев в Восточный Крым и обратно, к неудовольствию «щирых», на военно-транспортном самолете Черноморского флота). Тогда же, на крымской земле, была заключена серия межправительственных договоров в области туризма, логистики, сделано совместное заявление о создании СП «Крымский мост», подписан Меморандум о дружбе и сотрудничестве между Кубанью, Республикой Крым и Москвой.

В самом РКЦ были развернуты выставки «Традиции русской культуры в Крыму» и «Русский самовар» (на закупку которых в Тавриде накануне были выделены целевые средства Москвы), а также фотовыставка «Русские Крыма» и вернисаж «Волшебный край»…

Вот, например, как отозвалась пресса на это событие — см.здесь

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 8

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

На разных крыльях командирского мостика

Сергей ГОРБАЧЕВ

Грязные игры чиновников и «реставраторов на исторической памяти

Валерий БОРИСОВ

Февраль. Сто лет спустя

Оставить комментарий