Крымское Эхо
Архив

Для Украины любой конфликт может быть только разрушительным

Историка Олега Романько (на фото) читателям «Крымского Эха» представлять не надо: с его работами — глубокими, объективными, тщательно выверенными по первоисточникам — вы уже знакомы (см. кнопку «Знать и помнить»).

Но мы-то знаем, что его можно спросить не только о той теме, которую он изучает в архивах разных стран. Романько — достаточно редкий случай специалиста, который перерос узкую специализацию, которому интересна жизнь вокруг него, который умеет анализировать происходящее. Правда, пока он категорически отказывается делать какие-то прогнозы не будущее — но, думается, это дело времени, научится и этому…
А пригласили мы Олега Валентиновича в «КЭ», чтобы поговорить …о национализме.

— Какие, на ваш взгляд, в прошлом были заложены мины под наше настоящее? Какие закладываются сегодня? Как вы понимаете, наш вопрос не столько обращен в прошедшее время, сколько вызван интересом к нашему ближайшему будущему…

— Во всех своих работах я говорил и не устану повторять, что корни очень многих проблем, с которыми мы имеем дело сейчас, уходят в период Второй мировой войны, максимум, — в конец XIX – начало ХХ века. Это мне видно как специалисту, который работает по данной теме. И эти, как вы говорите, «мины» прежде всего связаны с вопросами межнациональных отношений, потому что именно в указанное время национализм как таковой вышел на мировую арену и стал важным фактором и международной жизни, и внутренней политики государств.
Если до этого национализм имел значение больше как культурной фактор, и был достоянием узкого круга интеллигенции, то именно с названного периода национализм овладевает умами большей части населения. А негативный вид многие проблемы приняли уже после Второй мировой войны.

— Существует теория о том, что люди на Земле перемешиваются, и национальности начинают играть все меньшую роль.

— Да, сейчас век глобализации, и эта теория очень актуальна. Она же связана и с проблемой существования национальных государств. Даже в таких сильных государствах, как США, Великобритания, Франция в последнее время эти проблемы обостряются, хотя, может, проблема национализма и не играет там важную роль. Но в многонациональных государствах, в малых государствах этой проблеме подчинены многие стороны общественной жизни. Я не думаю, что процесс глобализации сотрет национальные различия. Наоборот, со временем они будут проявляться даже более выпукло.

— Мы живем на Украине, и проблема национализма, как говорят сами украинцы, «болыть». Почему она у нас болит, с каких пор она начала болеть?

— Да, проблема украинского национализма «болит». Но болит, я бы сказал, не у всего украинского народа — а у его меньшей половины. Для оставшейся половины национализм не является жизненной необходимостью. Его навязывают — навязывает та, вторая, половина. Украинский национализм возник во второй половины XIX века, когда были заложены основные его составляющие.

— Скажите, это искусственное образование или объективное? То есть люди ищут таким образом свою идентичность?

— По поводу украинского национализма я не могу сказать, что это до конца искусственное образование, хотя и естественное его развитие произошло не без вмешательства внешних сил.

— Каких?

— Тут прежде всего нужно отметить, что украинский национализм зародился на территории той Украины, которая находилась в составе Российской империи. Естественно, расти ему помогали враги этой империи. Первоначально это были поляки, которые стремились таким образом внести раскол в русский народ: тогда ведь считалось, что украинцы, великороссы и белорусы — это единый народ.
Поляки хотели, и это было их нормальное желание, возродить свое национальное государство в границах XVIII века — вместе с Украиной, Литвой и Белоруссией; они считали, что если не получится присоединить Украину, пусть она не достанется и России. И тогда, отмечают многие историки, первые шаги украинского национализма сделаны были именно под присмотром поляков. Впрочем, — точно так же, как и белорусского национализма.
Потом эстафету у поляков перехватили австрийцы, немцы, но это уже было ближе к началу Первой мировой войны. Если сравнивать украинский национализм с какими-то другими разновидностями национализма, на территории той же Российской империи, то, например, по сравнению с белорусским национализмом, украинский выглядит гораздо более органичным. И менее искусственным: украинский народ в своем прошлом, все-таки, имел
какие-то значимые исторические события. Например, восстание Богдана Хмельницкого. То есть корни национализма действительно были — корни, вы сказали, украинской идентичности. Вот поэтому как бы украинский национализм не провоцировали к росту, он имел свою основу, и поэтому нельзя сказать, что это было целиком искусственное, навязанное извне явление.
Что касается других национализмов — например, тот же белорусский, то это однозначно искусственное образование. Даже сейчас видно, что национализм в Белоруссии вообще не пользуется никаким влиянием. Если идеи украинского национализма так или иначе овладели хотя бы половиной населения Украины, то белорусский национализм корни фактически так и не пустил: он был моден в конце XIX — начале ХХ века в узком кругу интеллигенции, таким же круг его поклонников остается и сейчас.

— Украинский национализм становится более агрессивным или переходит в какие-то цивилизованные рамки?

— Как я уже сказал, идейная основа украинского национализма была заложена в конце XIX века. Оформлялся он, разрабатывались его основные постулаты между Первой и Второй мировыми войнами. Нельзя говорить, что революция, Гражданская война — это какой-то период всплеска украинского национализма, все-таки он себя наиболее ярко проявил в годы Второй мировой войны. Потом как бы стал принимать формы законченные, застывшие, так как все идеи уже были разработаны. Когда начался период борьбы с Советским Союзом за создание независимой Украины, арсенал идей оставался прежним.
Сейчас украинский национализм имеет свои определенные позиции на Украине — и он стремится получить контроль над всем населением Украины — вот в этом его рост может как-то проявляться.
Что касается какой-то новизны идей… вряд ли. Их багаж не менялся с начала ХХ века, он не претерпел никаких изменений. Принял ли он какие-то цивилизованные, европейские формы? Наверное, принял — потому что его адепты еще пока никого не убивают по идеологическому или национальному признаку. Есть, конечно, отдельные призывы с их стороны, к каким-то радикальным действиям. Но борьба, все-таки, идет больше в идейной плоскости и цивилизованными методами.

— Мне кажется, самое печальное для националистов — это осознание того, что независимое государство Украина они получили не благодаря своей борьбе, а совсем по другой причине.

— Да. По причине распада Советского Союза…

— А чего они хотят сейчас?

— Полного контроля над всей страной. Над умами населения. Чтобы «свободная» часть населения стала адептами национальной идеи. Украинская самостийная соборная держава — вот их идеал.

— Как думаете, получится у них — если опираться на предыдущую историю?

— Если другая часть населения будет вести себя так, как сейчас, то получится. Пассивно ведет.

— Не включится ли тут какая-нибудь теория маятника: чем больше давят, тем больнее получат в ответ?

— В принципе, еще никого так сильно не зажали. Вот в Прибалтике — там зажали.

— М-да, тут только кино запретили крутить на русском…

— Перестали. Но Ющенко, кажется, уже дал указание, чтобы чиновники пересмотрели свои распоряжения.

— А что должно сделать государство Украина, чтобы эта часть страны мобилизовалась?

— По логике вещей, еще сильнее зажать — отобрать гражданство у жителей той части Украины, которые не говорят на украинском языке. Ввести какие-то сегрегационные законы, типа нюрнбергских законов Третьего рейха … и т.п.

— Ладно, не будем подсказывать государству, что с нами еще можно сделать.

— Но здесь до такого не дойдут, здесь все-таки более-менее культурное общество. Хотя я всегда считал, что в Прибалтике тоже культурные люди живут… Причем на Украине, на мой взгляд, у тех, кто пытается проводить такую политику, нет ни финансовых, ни людских ресурсов — они может, и хотели бы, но у них просто сил не хватит. Здесь нужно, думаю, несколько иные методы применять.

— В Крыму есть еще одна «мина», заложенная давно. Я говорю о татарском вопросе. Когда зародился татарский национализм?

— Как таковой он возник примерно в то же время, что и украинский — национальные движения в Российской империи возникают, оформляются примерно во второй половине XIX — начале ХХ веков. Исмаил Гаспринский, газета «Терджиман», выработка всех основных направлений татарской национальной идеи. Далее, Революция, Гражданская война — первая проба сил этого движения…

— Корректно ли сравнивать эти два национализма — украинский и татарский?

— Мне кажется, татарский более органичный, он опирался на более прочную историческую базу, хотя внешняя помощь тоже была — со стороны Турции, этого никто уже не отрицает. Если наличие украинской нации — вопрос спорный до сих пор, то крымские татары — в данном случае, более однородный этнос, хотя среди них тоже существует различные субэтносы.

— А есть ли в Крыму, на Украине русский национализм? Тот же Джемилев любит обзывать тех, кто смеет ему противоречить, русскими шовинистами.

— Шовинизм и национализм — это разные стороны одной медали. Национализм — это любовь, пусть иногда и извращенная, к своему народу, а шовинизм — ненависть к чужому. Шовинисты существуют в любом народе. Когда Джемилев называет русских шовинистами, он просто навешивает, по своему обыкновению, ярлыки. Дело в том, что русский национализм в той форме, о какой мы говорили, — как среди украинцев, так и крымских татар, — в принципе возможен. Но это будет «смерти подобно». Русская или имперская идея, — это идея совместного мирного бытия многих народов под одной крышей. И если русские начнут подчеркивать свою русскость, то это, я считаю, ни к чему хорошему не приведет. Такой русский национализм в самой России приведет к гибели многонационального государства. Потому что изначально русский национализм развивался, если можно так выразиться, не как какие-то национализмы отдельных наций.

— Были ли в истории проявления русского национализма?

— Конечно, я как раз хотел об этом сказать. Кризис русского национализма — это время до Первой мировой войны, это появление Союза русского народа, Союза Михаила Архангела, основанных на якобы превосходстве русских над остальными. Ни к чему хорошему это не привело. Как показали события, эти организации особой популярностью не пользовались, их существование закончилось полным фиаско. Где они были, когда началась Февральская революция?!

— В начале 90-х тоже нечто подобное начало появляться…

— Это были, на мой взгляд, маргинальные организации, они и сейчас существуют.

— Что тогда затормозило развитие русского национализма — начало войны?

— Октябрьская революция, однозначно: вся эта революция, первые годы советской власти, весь Советский Союз строился изначально как антирусский проект. Это потом, при Сталине, произошли послабления в отношении церкви, русского самосознания как имперского и тому подобное. А практически все деятели Союза русского народа, Союза Михаила Архангела были уничтожены еще в период Гражданской войны. И насколько можно судить, в годы Гражданской войны были проявления любого национализма, кроме русского. Все движения, которые можно назвать условно русскими: Добровольческая армия и т.п. — все они строились на общероссийских началах, на имперских.

— Для украинского национализма главная цель — построение на всей Украине…

— Соборной, самостийной державы.

— Да. Но ведь у татарского национализма есть другая цель: они тоже хотят построить свое государство, и это не скрывают — на части территории Украины. Для меня всегда было непонятно — ведь в этих тезисах явное противоречие, а действуют эти две силы заодно. Как так?

— В Крыму это противоречие даже более ярко проявляется: в крымском парламенте есть фракция «Рух-курултай». Это ситуативный союз. Просто украинским националистам не на кого в Крыму больше опереться. Не так давно ученый-историк Андрей Мальгин сказал, Украина должна «благодарить» крымских татар за то, что здесь не идет политика украинизации: основная масса населения Крыма видит, что украинская власть в основном поддерживает татар. И поэтому, какое может быть отношение у остальной части населения Крыма к этой власти? Крайне негативное, как это, собственно, и происходит. На идейном уровне.

— Вот мы с вами и перешли к теме «мин», которые закладываются в наше будущее уже сегодня. Это одна и главная?

— Да, это большая мина.

— Чем она может нам грозить?

— Чем угодно! Может даже закончиться, и я, конечно, не хочу об этом думать, но — не исключен вариант косовского сценария. Правда, сил у крымских татар недостаточно, чтобы его осуществить.

— Вот все говорят: Крым может пойти по косовскому сценарию — а какие вы видите признаки, параллели?

— Во-первых, здесь есть две противостоящие группы населения: крымские татары — и остальные. Тут даже не надо выделять: русские, украинцы — потому что в данном случае татары противопоставляют себя всем остальным. Во-вторых, это интерес, далеко не платонический, других государств и международных структур: НАТО, в меньшей степени ЕС. К тому же у нас под боком находится Турция, член НАТО, которая в случае чего …

— Мне даже кажется, что НАТО так хочет затянуть Украину к себе только исключительно из-за Крыма…

— Нет, им нужен санитарный кордон вокруг России. Крым они могут и Турции подарить, если Украина будет плохо себя в блоке НАТО вести.

— Просто Крым — очень удобная геополитическая точка…

— Да-да. Одна из причин интереса к Косово со стороны западных государств — это как раз пресловутая борьба за ресурсы, которые в мире сокращаются с каждым годом. А в Косово находятся, если не ошибась, очень богатые медные рудники. Поэтому понятно, у кого здесь какой интерес. А в условиях глобализации это и есть борьба за ресурсы, за их перераспределение. В Крыму таких полезных ископаемых нет, но зато у него завидное геополитическое расположение.
Продолжаем параллели. Ну, о противостоянии метрополии и Крыма трудно говорить, оно такое вялотекущее, потому что наша крымская политическая элита ведет соглашательскую политику. Лидеры Партии регионов декларируют одни принципы — а поступают совершенно по-другому; коммунисты говорят одно — а их, скажем, представитель в министерстве образования совсем другое. Поэтому трудно сказать, что налицо какой-то конфликт, как в середине 90-х. Но, тем не менее, это тоже может сыграть свою роль, потому что в Югославии тоже все начиналось с противостояния регионов центру.

— Мне кажется, крымчане уже перегорели в середине 90-х…

— Я тоже так думаю. Да и вообще, русский народ, в целом славяне, больше склонны подчиняться авторитету власти. Русские вообще чем отличаются от многих других — тем, что они будут работать на государство, несмотря на то, как государство будет к ним относиться. Другой вопрос, до какого предела это все может быть. Но пока этот предел еще не виден.

— Есть ли еще какие-то другие «мины», которые мы сами или власть закладывает сегодня?

— Конечно, есть: та же языковая политика, например. Как ни крути, а язык, религия, национальная принадлежность — это элементы матрицы, из которой вырастает самосознание, менталитет. И когда у человека пытаются отнять его язык, я думаю, может, не сразу и не в данном случае, но это может привести к непредсказуемым последствиям.
О религиозном противостоянии в Крыму пока трудно говорить…

— У нас тоже филаретовцы имеются!

— Но они не пользуются никакой поддержкой населения.

— А крестоповал, а мечети, которые строятся на деньги зарубежных спонсоров?..

— Если того пожелает мусульманская община, никто не имеет право запретить ей иметь свои мечети, мы же не при советской власти живем.

— А разве «соборная мечеть», которую меджлис собирается строить на Ялтинской вопреки решению Симферопольского горсовета, — это не основа будущего серьезного конфликта?

— Какой же здесь религиозный конфликт — вы думаете, что все, кто отказывается давать разрешение строить мечеть на этой улице, сплошь православные или, скажем, католики и иудеи? А конфликт вокруг мечети имеет больше национально-политическую окраску, чем религиозную. Даже в Косово было больше религиозных моментов. В Крыму это все же больше национально окрашенный конфликт.

— Последний вопрос. Вот есть такое правило: мы живем, а не знаем, что это был самый наш счастливый момент — но поймем мы это только спустя какое-то время. Как вы думаете, что потом, например, в 2050 году, скажут историки про наше время — счастливое, тревожное?..

— Не знаю, что будет в 2050 году, всё познается в сравнении. Если, дай Бог, общество будет спокойное, справедливое, то наше время назовут тревожным. Но назовут неплохим, если захотят его сравнить с эпохой Второй мировой войны. Если сравнить с советской эпохой — то какие-то моменты сейчас лучше, а какие-то хуже. Нам не дано проникнуть в будущее: иначе было бы неинтересно жить дальше. Хотя кое-что можно спрогнозировать. Если всё будет продолжаться так, как сейчас идет, то, мне кажется, конфликта не избежать. Хочется надеяться, что этот конфликт не будет вооруженным…

— Утверждают, что общество развивается посредством конфликтов. Это будет «развивающий» конфликт или уничтожающий?

— А развивающий — это как?

— Ну, который позволит выйти обществу на новый этап развития.

— Для Украины любой конфликт может быть только разрушительным. В нашем обществе столько противоречий накопилось, что до конфликта дело лучше не доводить, а решать все вопросы мирно и цивилизованно.

— Жаль только, некому решать…

— В том-то и дело.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Заказная пятилетка

Софья БАСАВРЮК

Читаем вместе крымскую прессу. 25 декабря

Борис ВАСИЛЬЕВ

Когда сверкают пятки, НАТО уже бессильно

Вера КОВАЛЕНКО

10 комментариев

Аватар
NN 23.04.2008 в 08:44

Обещанием конфликта в конце текста испортили очень хороший, умный материал. Не надо нагнетать.Украинцы не агрессивны. Давайте жить дружно!

Ответить
Аватар
Националист 23.04.2008 в 08:52

Все эти романьковские психоневрологические антиукраинские бредни Автора и Авторессы рзбиваются о рассуждения Бердяева о русском национализме, прежде всего Достаевского и его круга и на фразу самого Автора. Приведу цитату:"… Как ни крути, а язык, религия, национальная принадлежность — это элементы матрицы, из которой вырастает самосознание, менталитет. И когда у человека пытаются отнять его язык, я думаю, может, не сразу и не в данном случае, но это может привести к непредсказуемым последствиям…"
Я могу сказать следующее: Вся эта война против украинского языка, а на самом деле вы, господа-товарищи ведете войну не за русский язык, которому не только в Крыму, но и во всем мире ничего не угрожает, а против украинского, разбивается именно в этой точке. Вам и вашим финансовым апохалам из соседней державы, крайне важно до безобразия сузить ариал древнего украинского языка и "…когда у человека пытаются отнять его язык ..-это может привести к непредсказуемым последствиям…"
Вы-то знаете, что хотите, поэтому разыскиваете таких русских героев из "буранного полустанка" с украинскими фамилиями и русско-шовиниститческими мозгами, чтобы сделать свое черное дело… Но мы-то для чего, чтобы вам не дать этого сделать, ибо украинский народ, был, есть и будет и никакие романьки вам не помогут. А "автору" только один вопрос — если 300 лет назад, по вашему, уже были паростки этого народа, а он, вроде бы только только а 20 веке появился на свет (придуманный поляками, австрияками, немчурой…) и его почти еще нет, то сколько же надо веков, чтобы московиты, появившиеся, как русские в том самом веке, (или даже чуть позже) признали, что украинская нация-народ-этнос (на ваш выбор, потому, что вы сейчас достанете справочник и манипуляциями им. "историка" Мальгина начнете жанглировать, чтобы никто так ничего и не понял) СУЩЕСТВУЕТ. И ЭТО ДАННАЯ ВАМ (идеологическому московиту с украинской фамлией) В НАЗИДАНИЕ историчекая данность!

Ответить
Аватар
Добрый 23.04.2008 в 18:07

Древний украинский язык. Его в университетах изучают, наука так и называется "древнеукраинский язык". Потом этот древний язык завоевал просторы Индии, прошел в Японию. Там правда и заглох. А потом случилось Триполье, но там горшки разбились. А в Крыму русский язык процветает, и кино крутят только на русском.
ТОлько вот непонятно: почему все тот же неуважаемый Пилунский передачи свои телевизионные ведет на русском? Только с трибуны в Раде и можно услышать, что он когда-то учил украинский.

Нацики, что ж вы так беснуетесь? Если чувствуете, что правы, ведите себя достойно, возражайте аргументирвоанно, а не ищите себе опору в виде украинской фамилии и прочего. В том-то и дело, что русскость подразумевает терпимость к любой фамилии, с любыми корнями. А вы, того и гляди скоро начнете, как в фашисткой Германии с линейкой бегать, лбы и носы всем измерять! *02

Ответить
Аватар
Незлой Симферополец 23.04.2008 в 21:29

Да уж доброта "империи" особенно памятна тем сотням народов, которых и нет уже на просторах пока еще ЭРЭФии.

Куда подевались, например зыряне (древний БЫЛ народ)?

Вы хотя бы слишали о таких?

А когда "армяне", "греки", "крымчаки", "караимы" заявляют, что их РОДНОЙ язык — русский — это что по вашему?

Именно поэтому я и взял в кавычки самоназвания представителей этих народов в Крыму. Они уже никакие не армене, не греки… А так … желудки…

Не зря говорят, что Крым — социум без культуры.

Поскольку люди, которые не хотят знать язык своих дедов и прадедов, по определению есть особями акультурными.

Ответить
Аватар
злопыхателям 23.04.2008 в 22:39

Ругайтесь сколько угодно,только Романнько свои взгляды основывает на громадной работе,проделанной им самим,настоящий труженник.А у вас- одни рассуждения,переписывание уже кем-то написанного, ну, и кто после этого самостоятельно мыслит? *07

Ответить
Аватар
Прохожий 24.04.2008 в 00:00

Судя по внешнему виду у товарища Романько ничего кроме желудка не работает. А вот… желудок ЕГО… действительно проделывает очень важную и кропотливую работу, стирая последние украинские извилины. А русские только через желудок, исключительно! И то в очень ограниченном количестве!

Ответить
Аватар
Случайный 24.04.2008 в 00:02

Паны, да если бы у него были украинские извилины, то кто бы его здесь напечатал?

Ответить
Аватар
мерзавцы свидомиты 24.04.2008 в 14:15

Что,завидно? Классный сайт, интересные авторы, а вашей нечисти нет? Правильно, как говорили теневики советских времён: "пустишь уоловника на порог- любые апартаменты запахнут парашей", с вами так же. Поглядите- ни одного комментария по содержанию,одна злоба, вон, уже на личные оскорбления перешли. Так что нечего вам делать в приличном обществе, у себя паситесь,там стоните, стучите,ругайтесь. И тайком, тоскуя, заходите сюда, где действительно, люди. *02

Ответить
Аватар
Активный свидомит 30.04.2008 в 01:02

Как укрсвидомит россвидомиту могу сказать — полный абзац!

Ответить
Аватар
Анна 19.05.2008 в 16:37

Мне нравится украинский язык, его мелодичные песни, и я с удовольствием бы его изучала, но когда меня Заставляют вести всю документации на украинском языке и общаться на Державной мове, это вызывает протест. Любое насилие рождает протест!!! О. Романько, с точки зрения исторической действительности, раскрывает истинные причины данного перегиба

Ответить

Добавить комментарий для Анна Отменить