Владимир ТУРОВ
На «Крымском эхе» опубликовано уже несколько статей, посвященных отношениям Украины с соседней Румынией. И неспроста: для своих агрессивных устремлений Бухарест имеет добротную основу на территории нашего государства. Но в Киеве чаще говорят о крымской проблеме, о пророссийских настроениях на полуострове, умалчивая о том, что в сторону Бухареста стремительно дрейфует Буковина. И там, судя по многочисленным публикациям в Интернете, ситуация развивается не в пользу Украины. И это в первую очередь связано с румынской общиной Украины, которая в основном представлена именно там.
Начиная со школы, украинский дух напрочь вытесняется с Буковины. Общеобразовательную подготовку в школах с румынским языком преподавания осуществляют около 2000 учителей, из которых 1,5 тыс. имеют высшее образование. В крае функционируют 42 румыноязычных детских дошкольных учреждения, 83 общеобразовательные школы с румынским языком преподавания, где учатся 22 тыс. учеников. Подготовка учителей румынского языка осуществляется на кафедре румынской и классической филологии Черновицкого национального университета (ЧНУ) по специальностям «Румынский язык и литература» и «Украинский язык и литература для школ с румынским языком обучения», а также учителей для начальных классов в местном педагогическом колледже.
В данное время руководством университета решается вопрос относительно открытия, начиная с третьего курса, мини-групп при всех факультетах с румынским языком преподавания. Наряду с этим сдавать вступительные экзамены в высшие учебные заведения региона выпускники румынских школ области могут на родном языке. В этом ничего предосудительного нет. Так, в принципе, и должно быть в цивилизованной стране. Но Киев почему-то видит только пророссийские тенденции в Крыму, не замечая, что на Буковине Румыния «по-взрослому» крутит свою политику. И помогают ей в этом влиятельные лица в области.
Румынские национальные интересы на Буковине обслуживают областная организация Социалистической партии Украины, руководство которой преимущественно румынского этнического происхождения. Ее неформальный лидер — бывший народный депутат, некоронованный «колбасный бог» Новоселицкого района М. Мельничук. В ту же дуду, как говорится, дуют и первый секретарь ОК СПУ А. Кучурян, второй секретарь ОК СПУ А. Мойсей, ныне управделами Черновицкого облсовета. Последний к тому же тесно связан с местными лидерами БЮТ и «Нашей Украины».
Не отстают от социалистов в «румынском вопросе» и руководители местной ячейки Партии Регионов: партфункционер Теришкану и народный депутат Украины от Партии Регионов И. Попеску. Так что политическая элита области практически вся едина в своем капитулянтстве перед давлением со стороны соседа. Причем прикрывается все это действительно традиционной взаимной межэтнической лояльностью населения Буковины.
Румынские интересы на Буковине широко представлены и в местных СМИ. Это официальные газеты «Конкордия», «Зориле Буковиней», «Кувинтул адеверулуй», «Газета де Герца», «Месаджер буковинян» и независимые — «Лiбертатя кувинтулуй», «Аркашул», «Жунимя» и т.п. Ежемесячно румынской редакцией Черновицкой областной государственной телерадиокомпанией используется 35,6 часов телеэфира (25% всего эфирного времени) и 19 часов радиоэфира (31,5%). В частности, на телевидении выходят программы: «Ноутець», «Кувинт роминеск», «Кувинт украинян», «Експресул де жой», «Мергеритар» и другие.
Примерно так же обстоят дела и в церковном вопросе. На территории региона действуют около 100 румыноязычных приходов Черновицко-Буковинской епархии УПЦ, в 20 приходах религиозные богослужения проводятся на украинском и румынском языках. Из 11 действующих в области монастырей — 6 румыноязычные. Подавляющее большинство из них подчинены УПЦ. Укрепление и распространение румынских религиозных общин региона обеспечивается соответствующей поддержкой со стороны государственных и религиозных структур Румынии.
В частности, в высших духовных учебных заведениях Румынии проходят подготовку около 60 лиц из Черновицкой области, с которыми проводится соответствующая идеологическая работа. Каждый год правительственными структурами Румынии выделяются значительные суммы средств на поддержку румыноязычных религиозных общин Буковины, достройку и ремонт храмов, приобретение церковного инвентаря, закупку религиозной литературы и т.п.
Проникновение Бухареста в Буковине происходит по всем церковным направлениям. Продолжаются контакты румынской стороны со старообрядческими общинами области с целью перенесения центра старообрядчества в Румынию. Существование такого центра обеспечит Бухаресту возможность управлять религиозными движениями на Украине.
На Буковине зарегистрированы и функционируют около 20 национально-культурных обществ и организаций. Вопросами исследования процессов относительно обеспечения прав румынского меньшинства в Украине наиболее активно занимаются представители общественной организации «Буковинский независимый центр актуальных исследований». Это мозговой центр румынской общины Буковины.
Румынское национальное меньшинство в Украине характеризуется высоким уровнем национального самосознания, ощущением своей групповой связи, высокой структурированностью и активностью. Члены румынских национальных обществ, особенно их лидеры, мыслят себя своеобразным «передовим отрядом» румынского народа на Буковине, призванным оказывать содействие возможной реализации идей восстановления «Великоi Румынии».
Лидеров румынской общины отличает деятельный, наступательный стиль поведения, четкий расчет, последовательность и настойчивость в осуществлении шагов, призванных консолидировать румын в Черновицкой области и поднять уровень фактического присутствия членов общины во всех сферах общественной жизни. Важным для них является глубокая убежденность в поддержке соседней Румынии, которая осуществляется во всех возможных формах.
Политика Румынии в данном вопросе абсолютно однозначна: используя все возможности, оказывать содействие укреплению положения румынской общины в Черновицкой области, поглощению молдовского этнического меньшинства и преобразованию его в румын, закреплению в массовом сознании украинских граждан румынской национальности ощущения своей принадлежности к румынскому народу как главной форме коллективной идентичности и, соответственно, осознание «вторичного» значения своей настоящей политической связи с Украиной.
Все это сопровождается пропагандистской кампанией как у себя дома, так и за границей, которая должна содействовать формированию общественного мнения, готовому к пересмотру существующих межгосударственных границ и политически-административного статуса Буковины, то есть к фактической аннексии части территории Украины.
Анализ общественно-политической ситуации в современной Румынии позволяет утверждать, что генеральная линия румынского руководства в этом вопросе в ближайшее время останется неизменной, несмотря на все подписанные соглашения и официальный отказ от территориальных претензий к Украине. Это объясняется как общественными расположениями духа, которые властвуют в Румынии, где ни одна политическая сила не может рассчитывать на успех у избирателей без постоянного демонстрирования своего патриотизма и преданности идеи «Великой Румынии», которая превратилась в своеобразный общенациональный фетиш, так и теми конкретными выгодами, которые может получить Румыния в процессе торга с Украиной, представлении себя западному миру как «несправедливо оскорбленной советским режимом нации».
Взятые румынским руководством на себя обязательства, официальное признание существующих границ лишь трансформируют формы этой политики, содействуя изменению методов ее реализации. На первое место ставятся требования дополнительных гарантий прав и возможностей румынского меньшинства в Украине. И именно на плечи неправительственных общественных организаций, которые представляют румынскую общину, ложится роль озвучивания требований, которые румынские официальные лица считают нецелесообразным озвучивать непосредственно. Таким образом, избегая открытой конфронтации, Румыния продолжает давление на Украину и готовит почву для очень желаемой аннексии.