Крымское Эхо
Интервью

Борис Межуев: Запад будет вынужден признать Россию полюсом силы

Борис Межуев: Запад будет вынужден признать Россию полюсом силы

Мы уже рассказывали о недавней IV зимней сессии Ливадийского форума, где был учрежден Ливадийский клуб. По многолетней традиции, в декабре, отмечая очередной день рождения великого русского философа Николая Данилевского, собравшиеся ученые, политологи, депутаты, члены Русской общины Крыма, журналисты говорят о том, что сегодня представляет собой наш мир, Русский мир.

Среди гостей форума был и известный политолог, председатель общественной редакции сайта «Русская идея», доцент философского факультета МГУ Борис Межуев (на фото). Конечно, мы не упустили возможность с ним пообщаться.

— Борис, вы впервые на этом форуме — а, скажите, почему вы сюда приехали: разве в Москве нет возможности поговорить на подобные темы?

— Во-первых, в Москве действительно таких экспертных площадок нет, на которых обсуждение славянофильского наследия опосредовало бы размышление об актуальных событиях нашей политической истории. Во-вторых, я считаю, если где и нужноговорить о Данилевском и его теории, так это именно в Крыму. Потому что если где и тестировался основной тезис его концепции в последнее время, то, я думаю, в первую очередь — именно здесь.

Именно в Крыму состоялся тот самый цивилизационный выбор между Россией и Европой, причем люди сделали выбор в пользу России, сознавая, что отход вместе с Украиной и ее новой революционной властью в сторону Европы будет означать окончательное прощание с Россией.

Как я понял по контексту разговора, возникшего после моего выступления, многие крымчане боялись признаться себе в том, что выбор стоял не просто между Россией и Украиной, то есть между своей нацией и нацией заведомо чужой, но между двумя цивилизациями, или, если использовать терминологию Данилевского, культурно-историческими типами. Люди делали выбор в пользу России, иногда понимая, а иногда не давая себе отчет в том, что для них закрывается Европа.

Мне было интересно, в какой мере цивилизационный выбор психологически сознавался участниками крымских событий, то есть в какой мере тезис Данилевского, что Россия соположена не просто той или иной европейской нации — Франции, Германии, Англии, но Европе в целом, тестируется на уровне человеческого восприятия в пограничной ситуации. Ведь это было именно открытие Данилевского, что Россия может представлять противовес Европе, в том числе и в Азии. Что она может явиться глобальным контрбалансом Европе, с одной стороны, и, с другой стороны, Китаю.

По сути, геополитическая картина Евразии со времен Данилевского не изменилась только с тем добавлением, что к Европе присоединились США, и сегодня Евро-Атлантика представляет собой единое целое. Мне было очень важно и любопытно не просто услышать какие-то общие хорошие слова о Данилевском как политическом пророке, но понять, в какой мере действительно этот выбор в Крыму сознавался именно в качестве выбора между Россией и Евро-Атлантикой, а не просто между Россией и Украиной.

Видимо, не для всех пророссийских активистов вопрос стоял именно так, на что обратил внимание в своем выступлении Андрей Мальгин, — и многие крымчане считали, что русские — более европейская нация, чем украинцы: более высокоорганизованная, более культурная, более открытая миру.

— Кстати, это утверждение Андрея Витальевича вызвало несколько скептические улыбки среди тех, кто сидел около меня, пока он это произносил. Как-то не приходилось слышать этот тезис раньше… То, что крымчане воспринимали всегда Россию более развитой — да, но, мне кажется, никто не брал Европу как точку отсчета.

— Между тем, в самой России такое восприятие было. Среди националистов, в том числе радикальных, были и такие, кто считал и, наверное, считает до сих пор, что русские бОльшие европейцы, чем украинцы. И поэтому Крым как самая европейская часть Украины, с ее историческими памятниками, с ее монархическими тенями должен стремиться к России, как к подлинной Европе. Но Данилевский разворачивает эту историю принципиально иным образом, что, вероятно, более близко и мне, и вам, и вашим читателям.

Крым рождает много самых разных политических ассоциаций — нельзя забывать и об античных истоках крымской цивилизации. И, кстати говоря, Данилевский ведь тоже не отстранялся от этого сюжета — он писал о том, что соперничество между Россией и Европой восходит к противоречию между Грецией и Римом. Соответственно, хотя по теории самого Данилевского, начала одного культурно-исторического типа не переходят к другому, тем не менее Россия все же является наследницей Греции — и православной, и античной.

На это противоречие в книге «Россия и Европа» указывал Вл. Соловьев, и это, конечно, можно сказать, противоречие, рожденное самим крымским культурным ландшафтом. Данилевский, конечно, сознавал, что он пишет свою книгу в Крыму — в тех местах, которые исторически связаны с византийским наследием России. Поэтому, где как не в Крыму, размышлять о том, что в наследии Данилевского оказалось подлинным пророчеством, а что не выдержало проверку временем.

— Как раз хотела вас спросить, что нам, сегодняшним, дает его стройная теория? Ведь такого противостояния России и Европы, пожалуй, очень давно не было. Казалось, после Крымской весны немного подуспокоились наши «партнеры», поняв, что Крым назад не вернется…

— Нет, они не успокоились! Проблема борьбы за Украину никуда не делась, я бы сказал, скорее, она достигает своей кульминации. Конечно, мы надеялись, что новая американская администрация — более реалистичная, менее идеологизированная, менее заинтересованная в превращении Украины в вооруженный форпост против России, более спокойно относящаяся к восточноевропейским делам — найдет взаимопонимание с Россией. И она примет те реалии, которые возникли после 2014 года.

Оказалось, что это не так, оказалось, что Украина — слишком простой способ шантажировать Россию, в том числе и военным путем. Она не член НАТО, и в этом смысле можно безопасно для самого НАТО постоянно провоцироватьУкраину на конфликты с Россией.

— Можно поискать ответы на сегодняшние вопросы у Данилевского?

— Как вам сказать… Данилевский свидетельствует о том, что нынешнее столкновение России и Европы — это конфликт цивилизаций. Это первое. Второе — что не следует искать в Европе близких друзей, с которыми мы сможем легко подружиться. Можно искать только прагматического сближения с Европой, но не дружбы с ней. Он даже предполагал, что мы могли бы договориться с Наполеоном, то есть с континентальным гегемоном против владычицы морей Англии. Он отрицал любую идеологически мотивированную враждебность какой-то из европейских держав – на основании, в частности, общих идеологических принципов с ее соперниками. В частности, принципов консервативных, которые сближали нас с германскими монархиями и отдаляли от наполеоновской Франции.

В этом смысле Данилевский является родоначальником русского политического реализма как направления теории международных отношений. Другое дело, что теории международных отношений тогда еще не было, как не было и политологии, но в России Данилевский сыграл по существу ту роль, которую в Америке сыграл Ганс Моргентау, автор книги «Политика среди наций», которая и положила начало политическому реализму в англо-саксонских странах. Но не случайно, конечно, что в России реализм имеет «цивилизационный» характер, и наиболее естественной идеологией российской внешней политики мог бы являться «цивилизационный реализм».

Другое дело, что «цивилизационный реализм», родоначальником которого следует признать именно автора «России и Европа», надо развивать, и к самой книге Данилевского следует относиться творчески. «Россию и Европу» не надо рассматривать как Библию. Это не «Капитал» Маркса в период официального марксизма — «Россию и Европу», скорее, можно сравнить с «Левиафаном» Гоббса, сочинениями того же Моргентау, но также Джорджа Кеннана, Э. Карра.

Это очень важно, чтобы новые теоретики международных отношений попытались работать в цивилизационной парадигме, которую ввел Данилевский, и понимали, что эта парадигма являетсядля описания международных отношений в современном мире наиболее перспективной.

Важно, чтобы политические эксперты действительно исходили из парадигмы Данилевского как из первой попытки нащупать эту специфическую реальность в международных отношениях, которая не может быть прямо оправдана какой-то общечеловеческой моралью, которая тем не менее не сводится и к культуре, несмотря на все усилия Данилевского опосредовать политику культурой, ради чего он и создал эту свою теорию культурно-исторических типов, действительно очень уязвимую для критики. Но эта реальность не сводится и к экономике, и страшно сказать, как мы видим хотя бы по последним событиям в православном мире, цивилизационные границы не сводится к рубежам распространения той или иной конфессии.

Но и с балансом силы – главным политическим принципом того времени — Россия как цивилизация не слишком совместима. Данилевский полагал, что Россия самим своим фактом существования разрушаетлюбой европейский баланс. И поэтому в рамках привычного европейского баланса нельзя мыслить место России и защиту ее национальных интересов.

— Можно ли так сказать, что у Данилевского мы находим опору для уверенности в том, что мы идем правильным путем?

— Выскажусь более корректно: у Данилевского мы находим подтверждение, что наш выбор 2014-го года был верным. А каким путем мы идем вообще, в целом, это сложный вопрос: в чем-то наш путь правильный, в чем-то не очень. Поэтому у Данилевского много чего можно найти, но выбор 2014-го года действительно находит в его теории и оправдание, и особое и, полагаю, верное описание.

— У нас идет борьба цивилизаций. Это еще не война или это уже война?

— Это уже война; другое дело, что она идет «иными средствами». Ядерное оружие пока страхует нас от настоящей большой войны, и война перемещается в сферы культуры, экономики и т.д. Но задача заключается в том, чтобы эта война получила какое-то дипломатическое разрешение, более позитивное, чем финал Холодной войны.

— Получит?..

— Мне кажется, да, получит, может быть, не в ближайший, но через два — три года. Запад будет вынужден признать Россию как отдельный цивилизационный полюс силы. И только после этого признания появится шанс на договоренности и на соглашениео том, чтобы признать российские цивилизационные интересы в целом и в Крыму — в частности. И соответственно признать если не де-юре, но де-факто Крым частью России.

Фото Николая Филиппова

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Людей оценило: 9

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Варшавский оскал демократической Европы

Ялта? Курорт федерального значения, конечно

Олег ГЛАВАЦКИЙ

Информационные войны рассчитаны на слом нашей психики

Ирина КОВАЛЁВА

Оставить комментарий