НОВОСИБИРСКИЙ ВЗГЛЯД
Копаясь в справочниках, вдруг обнаружил, что 1959 году в Крыму при переписи не было зарегистрировано крымских татар. Конечно, я знаю о насильственном перемещении народов, о жестоких сталинских репрессиях в отношении тех, кто сотрудничал с фашистами во время оккупации Крыма. И все же эта статистика меня удивила. В последующие годы положение изменилось, и сейчас коренное население возвращается на свою историческую родину. Но удивление меня не покинуло. И связано это с теми социальными процессами, которые происходят в этом благодатном краю.
Крымскотатарская община составляет сегодня около 15 процентов всего населения полуострова. Конечно, это много, но не достаточно, чтобы требовать автономии. Ни одно государство в мире не согласится на подобный шаг даже при самой либеральной национальной политике.
Уважать интересы национальных меньшинств — это пожалуйста, но, насколько мне известно, крымских татар и так никто не притесняет. Требовать признать за собой статус переселенных народов — для чего? Чтобы все-таки дорваться до жирного куска в крымском пироге? А как на это отреагируют украинцы, русские, греки, армяне и прочие народности Крыма? Или поделить полуостров на удельные княжества, где каждая нация будет иметь свой угол?
Наверное, я так и копался бы в этих проблемах, если бы не встретился в далеком Забайкалье, на станции Шилка с пенсионером, бывшим машинистом электровоза Анатолием Новосельцевым, которому недавно исполнилось 68 лет. Родился он в поселке Крымская роза. Отец погиб во время войны, мать — крымская татарка. Вместе с матерью его депортировали в Казахстан, затем оказался в Сибири, где и прожил всю жизнь. И детей вырастил, и с внуками нянчился, и правнуков дождался.
— Нет, не хочу я возвращаться на родину, — говорит он. — Маленький был, ничего не помню, но мать рассказывала, как дальний родственник привел в наш двор немецких солдат, и те забрали отца за то, что передавал продукты партизанам в севастопольские катакомбы. Неприязнь к отцу у родственников возникла, когда молодые люди встретились и полюбили друг друга. Родители и родня были против их брака, но средневековые обряды тогда уже пресекались, и молодые поженились. Хоть и жили они своим двором, но косые взгляды и злое слово постоянно чувствовали за спиной. После ареста мужа мать вернулась к родителям. А когда Крым освободили, никто уже не интересовался ее судьбой.
— Вырос я в Казахстане, затем служба в армии в Забайкалье, там и остался. Обзавелся семьей, перевез к себе мать. Ездил на родину, мать туда возил, но и она не захотела возвращаться в Крым. Увы, корни утрачены. Понимаю тех, кто вернулся в Крым. Это уже третье поколение депортированных. Они не столько домой, сколько к отеческим гробам стремятся. Значит, не ужились в новых местах или не поняли того, что мир за эти годы изменился. Нет больше хана Гирея. И не будет.
Задаю Анатолию вопрос: что он думает о создании на территории Крыма крымскотатарской автономии?
— Не знаю, большого смысла в этом нет. Недалеко от Шилки был Агинский бурятский автономный округ. Благодатный край. Когда-то здесь родился и возмужал Чингиз Хан, который потом полмира завоевал. Затем округ реформировали в республику. Нежизнеспособной оказалась эта автономия. Очень просто все: территория, объявившая автономию, должна развивать собственную экономику, а не сидеть на шее Организации объединенных наций. Не думаю, что крымскотатарскую автономию может прокормить курортный бизнес. От них, скорее всего, все отвернутся. Жаль, что они этого не понимают.
— Но крымские татары уже сумели создать свои органы самоуправления. Меджлис стал влиятельной силой в политической жизни полуострова.
— Хорошо, что не забываются традиции. И родной язык должен быть сохранен. Только если бы еще на этом языке были написаны новые Илиада и «Анна Каренина» и чтобы потом с этого языка на все другие мировые языки татарские шедевры были переведены. Не думаю, что это нас ожидает.
— Анатолий, ты можешь быть признанным незаконно переселенным и получить льготы в Крыму?
— Этого пусть добиваются те, кто не сумел добиться благополучия своим трудом. Я честно работал, ни на чьей шее не сидел и не хочу этого. Да, в Крыму можно получить участок земли, построить там домик, сдавать его в аренду и не иметь проблем. Появляется возможность получать деньги, ничего не делая. Пойми, совесть не позволяет. Всю жизнь жил только тем, что честно заработал.
Наверное, моя беседа с Анатолием Новосельцевым могла быть и длиннее. Он не рассказал мне, как работал в одной бригаде с бурятом Сергеем Доржиевым, который спас его во время аварии; не рассказал, что в Крым вернулась его сестра, родившаяся от второго брака его мамы и не имеющая там корней; как ездил он к ней в гости и снова вернулся в Сибирь. Это я узнал из разговора с его родными. Из нашей беседы я понял главное: не та Родина, которая родила, а та, которая воспитала.
живущий в Новосибирске, в свое время часто бывавший у нас
и до сих пор следящий за нашим краем
[color=red]См. также статьи этого автора:[/color]
[url=http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=3401] Остров Крым
НОВОСИБИРСКИЙ ВЗГЛЯД [/url]