Крымское Эхо
Общество

Почему украинцам так лег на душу российский сериал «Слово пацана»?

Почему украинцам так лег на душу российский сериал «Слово пацана»?

ДУХ «ТЯП-ЛЯПА» ВДОХНОВИТ УКРАИНУ НА НОВЫЙ МАЙДАН?

В ноябре в российских интернет-кинотеатрах показали новый отечественный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Показ вызвал много откликов — как положительных, так и отрицательных. Но самое интересное, что сериал взбудоражил Украину, даже ее политическую элиту, причем так, что депутаты Верховной Рады заговорили на сленге героев «Слово пацана».

Однако обо всем по порядку. Сериал рассказывает о молодежных группировках Казани в перестроечную эпоху второй половины 80-х годов. В этой киносаге, похожей на легендарную «Бригаду», не так много известных актеров — разве что Сергей Бурунов да Иван Янковский. Зато ярко засверкали новые звезды, причем совсем юные.

Режиссер «Слова пацана», 44-летний Андрей Першин, больше известный под псевдонимом Жора Крыжовников, выложился по полной. Наверное, поэтому сериал получился очень динамичным и правдоподобным. Не будем пересказывать сюжет, в нашем повествовании это не столь важно.

Сосредоточимся на другом. Во второй половине 80-х, в так называемую эпоху гласности Советский Союз вдруг неожиданно узнал, что города страны захлестнули кровавые разборки молодежных группировок, которые делили между собой территории. Да, еще не было огнестрела 90-х, но подростки дрались очень жестоко, калеча друг друга всем, что попадало под руку.

Именно тогда, после публикаций в «Литературной газете» и ряде других изданий, на весь Союз прогремело словосочетание «казанский феномен» и грозное слово «моталки». «Казанский феномен» — это как раз о нескольких десятках этих самых банд-моталок, которые делили между собой столицу Советской Татарии (на фото — их тренировка, кадр из фильма). О «моталках» писала даже Нью-Йорк Таймс, сравнивая с преступностью в Чикаго эпохи Аль Капоне.

Правда, «казанский феномен» был характерен и для других городов СССР того времени. К примеру, многие тогда знали о жестоких налетах на Москву «люберов» и их кровавых драках с «металлистами».

На Украине «славилась» своими молодежными группировками родина нынешнего президента Неньки — город Кривой Рог. «Казанский феномен» не обошел стороной и Крым, в основном подобное наблюдалось в Керчи.

Однако само явление жестоких разборок между молодежными группировками появилось задолго до «перестройки». Кто-то считает, что оно берет свое начало из традиции кулачных боев на Руси. Ведь еще Федор Шаляпин, живший в свое время в Казани, ярко описывал местные кулачные забавы толпа на толпу.

Кому-то по душе версия, что многочисленные уличные группировки возникли после амнистии 1953 года. Кто-то видит корень зла в промышленном буме и как следствие — колоссальной урбанизации, которая началась в СССР в конце 50-х годов и достигла своего пика на рубеже 60-70-х. Тогда каменные джунгли-хрущобы росли, как грибы, в отличие от инфраструктуры и объектов соцкультбыта.

Переселявшиеся в хрущобы сельские жители приносили с собой и свои традиции с порядками, в частности, отстаивания территории. Да к тому же переселенцы не привыкли особо интересоваться жизнью детей — в селах ведь все на виду. Вот подрастающее поколение из-за отсутствия родительской опеки и не зная, чем себя занять, сбивалось в группировки.

Пожалуй, во всеуслышание, насколько это можно было в СССР, заговорили о молодежных уличных бандах в начале 70-х. Тогда на слуху были группировки столицы Бурятии — Улан-Удэ.

Однако в шок страну поверг казанский «Тяп-ляп». Данная группировка состояла из молодежи, жившей в районе завода Теплоконтроль — отсюда и название «Тяп-ляп». Это молодежное объединение стало оформляться в конце 60-х, а пика своего могущества достигло в середине следующего десятилетия.

В 1978 году у «Тяп-ляпа» возник серьезный конфликт с конкурентами из так называемой ново-татарской слободы. Кстати, молодежные группировки Казани строились не по национальному принципу, а территориальному.

В августе того года тяпляповцы совершили грандиозный «пробег» на территорию противника. Сначала в ново-татарскую слободу ворвались мотоциклисты, а за ними сотни «пехотинцев» в масках, вооруженных арматурами, обрезами и другим холодным и огнестрельным оружием. Налетчики, как саранча, все сметали на своем пути, при этом калеча всех, кто попадался. А когда появилась милиция, в автомобиль правоохранителей полетела граната.

Все, кто знал о «пробеге», были поражены. Власти просто не могли не отреагировать на случившееся. В результате было задержано несколько десятков человек. Потом состоялся шумный судебный процесс, четверых юношей приговорили к смертной казни, двоих, правда, в итоге помиловали, остальные более чем два десятка подсудимых получили большие сроки.

Казалось, с уличными группировками в Казани покончено. Но нет. В 80-е годы город захлестнули войны «моталок». А когда наступила «перестройка», «казанский феномен» стал достоянием гласности. Сериал «Слово пацана» как раз рассказывает о событиях конца 80-х. Но как бы там ни было, за разборками «моталок» все равно стоит призрак «Тяп-ляпа», с которого и начинался «казанский феномен».

Почему сериал «Слово пацана» стал столь популярен? Да в России всё хорошо сделанное криминальное кино популярно. Нынешние 50-60 летние наши соотечественники в своем большинстве так или иначе в юности сталкивались с теми явлениями, о которых речь идет в сериале. Да и сделан он хорошо, хотя и не без ляпов.

В России «Слово пацана» оценивают с точки зрения нравственности, исторической достоверности и «киношного» качества. Кто-то его хвалит — как, например, Никита Михалков, кто-то требует немедленно запретить, как детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец — по ее мнению, это откровенная пропаганда насилия. Хотя Роскомнадзор ничего подобного в серале не нашел.

Куда сложнее все на Украине, где сериал даже популярнее, чем в России. Почему?

Потому что, как сказал один украинский политик, «нет у нас своего контента, точнее, он есть, но отстойный, поэтому у нас либо западный, либо российский. Западный, он правильный, но чужой и непонятный. Российский — неправильный, даже вражеской, но такой понятный».

Понятен сериал не только 50-60 летним жителям Незалежной, которые увидели в кинокадрах свою юность, но и более молодым поколениям. Они ведь в своем большинстве и на русском языке говорят, и слушают русскую музыку, и смотрят русские фильмы и сидят в русском сегменте интернета.

Однако популярность сериала — не только в общности с русской культурой и ее понятности. Хорошо сделанное «Слова пацана» вызвало бурю негодования у националистов. Они увидели в сериале руку Москвы, угрозу национальной безопасности, и вообще, изощренный акт пропаганды «страны-агрессора».

Публичное пространство и соцсети запестрили истошными призывами не пущать, запретить, наказать, и вообще, куда смотрят СБУ и власти?! И соответственно призывами к свидомым украинцам ни в коем случае не смотреть эту гадость. А, как известно запретный плод всегда сладок.

В свою очередь, украинские поклонники «Слова» стали массово хейтить нациков и уверять, что самыми большими фанатами сериала являются ВСУшники.

Украинский минкульт довольно быстро запретил «Слова пацана», чем только подогрел интерес. Если в эфире так называемого пропагандистского «марафона» о «Слове» вообще не было ни слова, то в эфире интернет-каналов и еще работающих оппозиционных СМИ сериал стал топовой темой.

А некий депутат Верховной Рады даже уверял, что его коллеги, насмотревшись сериал, стали называть недругов «чушпанами» — обидное прозвище, часто звучавшее в «Слове пацана».

Интересный случай произошел в эфире радио НВ, принадлежащего олигарху Томашу Фиале. Двое ведущих, махровые националисты, обсуждали, что, по версии журнала Time, человеком года признана суперпопулярная американская певица Тейлор Свифт. Она лидер всех мировых чартов. Но вот незадача: на Украине лидирует далеко не Тейлор, а саундтрек к сериалу «Слово пацана» в исполнении дуэта «Аигел», причем на татарском языке. Это радиоведущих повергло в глубокое уныние.

При этом ведущие признали, что сериал очень популярен в Незалежной. Поэтому случится просто катастрофа, если, скажем, во втором или третьем сезоне казанские пацаны отправятся в СВО громить бандеровцев.

В завершение хочется привести высказывание о сериале известного украинского философа и политолога Андрея Ермолаева. Он сказал примерно следующее:

«Нынешнее украинское государство превратило простых украинцев практически в рабов, которые должны за него умирать, ему служить, ему платить, а государство при этом простым людям ничего не должно. В таких условиях да еще в военное время появляется запрос на защиту себя от государства. «Слово пацана» смотрят скорей интуитивно, и не столько про Казань и подростковую преступность, а пытаясь понять, что делать, «если ты никому не нужен и всем должен?». И ответ будет простой: «альтернатива этому всему —улица!».

Сколько на нее может выйти людей, одному Богу известно.

И этой улицы панически боятся украинские власти… вот поэтому так напугал многих на Украине сериал «Слово пацана». Хотя вряд создатели фильма думали о подобном его восприятии в Незалежной.

Фото из открытых источников
кадр из фильма

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.9 / 5. Людей оценило: 12

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Бузование сознания

Необходимо историческое примирение между красными и белыми

.

Бессмертный полк — и в «реале» и в «виртуале»

.

Оставить комментарий