Крымское Эхо
Библиотека

ИНОРИТМИЯ

ИНОРИТМИЯ

(о книге стихотворений Сергея Главацкого «Падение в небесах», Одесса, КП ОГТ, 2016. – 274 стр.)

Первое впечатление, возникающее от прочтения поэтической книги Сергея Главацкого «Падение в небесах» – сильнейший когнитивный диссонанс относительно поэтической формы, а если точнее, такого понятия, как ритм-размер. Но этот «диз», переходящий в «дез», уже через мгновение, переборовшись сам с собой и с привычным стереотипом, вдруг чётко выстраивается в осознание некой иной системы восприятия этим человеком самого ритма Вселенной.

ИНОРИТМИЯ

Это иногармония, не такая, как у большинства, но всё же именно гармония. Это что-то вроде неэвклидовой геометрии, произрастающей вовсе не из эвклидовой, и даже не из попрания её законов, а как будто вообще не из геометрии. А, например, из химии. Кальций хлор плюс тригидрат – получается квадрат. Чёрный, конечно же. Но если посмотреть сквозь него на горящую свечу, то увидишь в теле его зашифрованное симпатическое послание-сияние. Главное, догадаться, что смотреть через этот Большой Взрыв всех законов мироритмии нужно именно на свечу.

С привычных линейных схем восприятия поэзии сбивает первое же стихотворение книги. По строкам

Кукловоды расступились //перед лоскутами шторма.
От оазиса Вселенной //днесь отчалив, пилигримы…

можно увидеть, что автором используется внутренняя цезура в хореической строке (четырехсложная стопа). Но уже следующие две строки того же четверостишия если воспринимать по той же схеме, то читались бы они так:

Мчимся наважденьямИ по

телескопам на простор мы,

в – бесконечность. Мимо всех и-

дём мы и проходим мимо…

Продолжается текст в том же духе, будто издеваясь над преданными приверженцами силлабо-тонической системы.

Диссонирует, наносит удар по вестибулярному аппарату (он ведь у нас отвечает за размер). Классического стихотворца-литстудийца-мастерклассника навело бы на ворчбу о том, что «автору надо поработать над размером, он с ним не справляется». Но вот логика поэта «неклассического» (которая не логика вообще, а значит, логике не поддаётся), тут же встаёт на защиту дезориентированного разума одной простой мыслью: если вчитаться в содержание строк, то окажется невозможным представить, чтоб они были написаны как-то ещё.

Гладенько? Ровненько? Об этом??? Впрочем, о том, что у талантливейших поэтов смысл порою сам выбирает себе ритм и размер, уже писали неоднократно. О том, что надрывное содержание, раскрывающее хаос мира и метание человеческой души, автоматически само выберет себе рваный размер, сбивающиеся строки, сознательные «ошибки как приём» и т.п. – тоже говорить в сотый раз было бы банально.

Здесь нечто другое. Здесь как будто у поэта другие биологические часы-весы-амперметры-коллайдеры-etc. вообще, чем у «человекобычного» или даже «поэтпривычного». И, в то же время, не настолько другие, чтобы их невозможно было бы сонастроить со своими. Они – принимаются.

И сонастраивает с читателем поэзию Сергея Главацкого даже не мысли и идеи, а состояние души лирического героя. Надрыв есть. Прорыв – тоже. Небеса, падение, их совмещение, несовмещаемость, расхождение, взаимоисключение, взаимоуничтожение… и уже после того понимание, что друг без друга они не имеют смысла.

Вот точно так же, как любовь без духовности. Той самой духовности, которая объявила любовь грехом и поставила гигантскую стену между простым желанием человека быть счастливым на земле с самым дорогим ему существом и самой возможностью этого счастья, которое будет пожрано внутренней виной за то, что оно у тебя есть.

Да и внешняя, социальная вина своего добавит. Именно эта непрошибаемая стена и обостряет силу любви (которая без неё была бы ничем, кроме обычного долга перед природой) – равно как и силу духовности (каковая без этого тоже была бы абсолютным ничем, ибо не с чем ей было бы бороться – для борьбы истинной пригодна лишь сила, равная тебе или превосходящая, а что ещё может быть в этом смысле на месте любви?).

Это – одна из «центровых» идей в книге Сергея Главацкого. Не тем – именно идей, то есть того, что может быть и не явлено прямо, но бьётся внутри строки, звука, вздоха – и эти тонкие, острые прорывы, будто зелёного ростка сквозь бетон, – даже ценнее, чем лобовая атака «темы». Впрочем, об этом бывает и в лоб.

Иной раз степень экзальтации во взаимоотношениях со «святостью» у поэта достигает католической – превышающей эмоциональный порог православного сознания. Здесь речь не о догматической разнице религиозных конфессий, а о психологической метафоре. Наши верующие обычно так не чувствуют: «Этот день для тебя слишком свят. / Ты не сможешь его пережить». Ну, или, как минимум, так откровенно, глубоко и экспрессивно такого рода чувств не выражают.

Когда возлюбленная – бог, когда только она создает правильные рассветы и закаты, а без неё вообще всё в мире неправильно, тогда просто невероятна звёздная бездна между собою, ею и миром, что породил духовность, которую выбирает её душа вместо любви. Нет, в книге нет стихов о том, как любимая уходит в монастырь.

Это уже разыгравшаяся фантазия одного отдельно взятого критика. Но… и на пустом месте такие трансметафоры не возникают. Общий эмоциональный поток, метафорический строй и этот самый иноритм – всё вместе рисует картину (и очень яркую картину!) именно такой войны между любовью и духом. Вполне возможно, что другому читателю будет нарисована картина совсем другая. Может быть, кто-то не почувствует этой «романтической» идеи вообще.

Но не заметить сложных взаимоотношений автора книги со Святостью (которая становится едва не персонифицированной, чуть ли не живым персонажем книги, причем нередко – отрицательным, ведущим к «падению в небесах») – невозможно. Метафор с религиозной (католической) коннотацией в книге немало, эти слова («Еретики, в вибрациях зари ища осадок, / Устало взвешивают колыбели и гробы») возникают у автора как будто сами, выступая объяснением явлений земной жизни, вызывающих у поэта досаду, раздражение, страдание; того, с чем он не согласен в мироустройстве. Встречаются повсеместно и образы Ада (которыми, если честно, в поэзии никого не удивишь), но и они – не об аде, а об… обычном! (которое для людей необычных, «пришельцев», и есть ад).

Горит Карфаген. Задыхается Троя.

Ангкор воспалён. Китеж лезет из кожи.

Мы знаем: над нами смеющихся – Трое.

Мы знаем: над ними смеяться – не можем.

Лицо тишины обжигает и душит

Опять кислородная маска геенны.

Слетаются птицы. Колышутся души

Амброзией на пустыре Ойкумены.

Согласитесь: ведь и войны, и преступления, и казни, и болезни, и страдания, и разлуки, и потери, и бессмысленная жестокость, и боль, и безысходность – это такое всё обычное, к этому всего лишь нужно привыкнуть, смириться, принять имеющиеся в традиции объяснения всему, «глубочайший» всего этого «смысл» и «величайшую задумку» Сами-Знаете-Кого. И кто у нас тот, кто не может? Правильно: это человек «бездуховный». Недостойный святости. Именно поэтому, по ощущениям автора книги, святость – выдумка, фальшивка, её предлагается отвергнуть:

Зачем ты – на дороге, веря в милосердье?

Зачем ты светел, несмышлёный человек?

Единственным, чем награждён ты будешь – смертью.

Сойди с дороги. Это мой совет.

Но… вот как ни странно… этого поэта без святости – нет. Он может писать о чём угодно, но без этого – не звучит. Отвергая духовность традиционную, он на её месте обязательно создаст свою:

Богини, рождённые бездной кочевьей

На том берегу безмятежной реки,

На землю пришедшие в облике девьем,

В себе никогда не узнают богинь.

И это снова – тысячегранный, многомерный, нелинейный, «неэвклидовский»… множащийся во Вселенной, времени, пространстве, трансдискурсах, философиях, аллюзиях, исторических, литературных и мифических аватарах, духовных инсайтах, безднах Света и Тьмы – образ Возлюбленной. А потому, что Святости противопоставить больше нечего. И творить Святость на земле тоже не из чего больше.

Ты тоже такая, одна из немногих

Богинь, позабывших себя в ворожбе

На хаосе, ты не уложишься в сроки,

И ты – не узнаешь богини в себе.

И – вполне ожидаемое в таких случаях – духовное разочарование, если реальная земная женщина не соответствует, или, что чаще, категорически оказывается соответствовать – брать на себя такую тяжкую ответственность – возложенному на неё божественному образу, разбивая его своим «человеческим» и «женским» на осколки так же безжалостно, как Прекрасные Дамы Серебряного века поступали со своими Блоками и Соловьёвыми, кои «высвятили» их, «не спросив». Но ведь именно из этого конфликта и выросла великая философия и великая поэзия.

Вселенная – стоячая вода,

и здесь: без сексуального влеченья

к ДУШЕ – мы все погибнем навсегда.

Ещё одна идейно-психологическая составляющая этой книги, чётко прослеживающаяся в творческом мировосприятии поэта, может быть обозначена, как «Я – это МЫ», где под «МЫ» подразумеваются все люди, человечество. Не противопоставление Я – ВЫ или Я – ОНИ, а именно сильнейшее отождествление, слияние. Поэты, как правило, делятся на тех, кто пишет о себе, и тех, кто пишет о других.

Кто рассказывает историю своей души кому-то (Я – ВЫ), или кто повествует о жизни людей, социума (как в современном, так и в историческом или там литературоведческом контексте – переосмысление историй персонажей книг, мифов и т.п.) как бы отстранённо, наблюдательски, ведёт хронику своего времени или своей эрудиции (Я – ОНИ). Да, эти наблюдения могут быть весьма глубокими, делаемые из них вводы – весьма философскими.

Отождествление же себя со всеми и всех с собой, творение мира из себя, поэзия-эманация – встречается не так часто. Потому что для этого нужно обладать смелостью нечеловеческой. Нужно, чтобы внутри отсутствовал просто как часть психики страх, что кто-то может не согласится, мол, «да, это я, это обо мне, и я чувствую так же», что кто-то может сказать: «Да это вообще НЕНОРМАЛЬНО, с нормальным человеком так быть не может».

Да потому что именно это и нормально – то, чего не может быть с нормальным человеком, именно это с ним и происходит, причем постоянно. Во внутреннем его мире. И не согласиться с тем, что это всё – «мы», читая стихи этого поэта, невозможно. Хотя да, у всех всё по-разному, – но именно эта разность и делает всех одним целым:

Нам не проще оттого, что снежною зимой

По дороге в Никуда из Ниоткуда – многолюдно…

Не могу снова не вернуться к формальной стороне стихов Главацкого. Сознательные и бессознательные (но всё равно изначально записанные на общую матрицу этого странного строя) сбои ритма в книге постоянны. Разнообразие размеров, строфики, построений просто поражает. И нигде не чувствуется наигранности, сделанности, какого-то мучительства по созданию «конструкции».

Хотя автору не откажешь в приближении именно к стилю конструктивизма, но это все настолько живое, что приходит на ум ещё одна фантастическая метафора: у некоторых фантастов наличествуют цивилизации с органическими технологиями: что-то вроде живых, самозарождающихся, растущих и умирающих космических кораблей, приборов и даже оружия. Впрочем, зачем вывешивать собственные метафоры там, где авторская образность заслуживает отдельного – и самого пристального внимания.

Метафоры Главацкого редко бывают сложными, неясными и «затворёнными», – скорее, наоборот: у них чёткая задача – делать смысл острее, картину – ярче («Падшие души не станут осадком / В миксере полифонических вьюг»). Они обычно коротки, редко превышают строку («На аурах – огнеупорная плесень»). Наблюдаются, скорее, скачки мысли, нежели перетекания. Хотя иллюзия перетекания присутствует в некоторых текстах и строфах, но она не слишком органична для этого поэта: здесь взаимодействие льда и огня приводит к образованию не тёпленькой водички, а «несуществующего космоса». Бывает хаотично. Непредсказуемо. Опасно.

И при этом логика – железная. Логика всего в целом: каждого текста, книги, жизни, души, духа. Это и есть та свеча, на которую нужно смотреть сквозь амёбою расплывающийся черный квадрат. Именно этот четкий внутренний свет и собирает все паззлы рассыпанного мира.

ББК 84(4Укр – 4Од – 2Од) 6-53я44

УДК 821.161.1(477.74) – 14 (081)

Г 520

Главацкий, Сергей

Падение в небесах: книга стихотворений /

 С. Главацкий. – Одесса: изд-во КП ОГТ, 2016. – 274 стр.

ISBN 978-617-637-096-3

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 1

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Тенью лечь на древние каменья

Вера КОВАЛЕНКО

Большой ответ

Мы славим Сорок пятый год, не забывая Сорок первый!

Оставить комментарий