Крымское Эхо
Библиотека

Тенью лечь на древние каменья

Тенью лечь на древние каменья

«Херсонес. Раскопки. Бухты… Все здесь вечно, как ни кинь…» – эти строки крымского поэта Вячеслава Егиазарова стали цитатой выставки культурно-исторического события «Театр – чудесный мир истории и сказки», организованной в рамках Года театра в России в читальном зале библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь. Выставка приурочена к 65-летию обнаружения крымским археологом О.И. Домбровским античного театра в ходе проводимых в Херсонесе в 1954 году раскопок.

В названия рубрик выставки вошли строки отечественных поэтов о гордости России – Херсонесе: «И лира у моря для мудрых поет про гибель великой культуры…» (Б. Чичибабин), «Хоть тенью лечь на древние каменья, античных улочек улавливая вдох…» (В. Рябцев), «Помечтать умеем все мы, здесь же, как не помечтать…» (В. Егиазаров), «Творение далекого прогресса, пришедшее из каменных веков» (Г. Скрипкин).

«Историческое наследие Крыма», «Крым: книга рекордов» и др. краеведческие издания, представленные на выставке, рассказывают о том, что античный театр, обнаруженный в Херсонесе одним из самых известных крымских ученых, искусствоведом, реставратором и «патриархом крымской археологии» Олегом Ивановичем Домбровским, является единственным на территории Крыма, Северного Причерноморья и СНГ.

Как утверждают ученые, античный театр Херсонеса (в переводе с греч. — «полуостров») вместимостью 2-3 тысячи человек был возведен во второй половине IV—начале III века до н.э. В ходе раскопок были обнаружены остатки арены и амфитеатра, а последующие находки подтвердили теорию о том, что в середине I века н.э. римляне использовали ранее существующий античный театр в качестве арены для гладиаторских боев.

Первый шаг на пути к судьбоносной для Крыма и России находке Домбровский сделал, будучи студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, куда он поступил по рекомендации своего наставника – крымского батального живописца Николая Самокиша. В 1938 году Домбровский выполнил копию галечной мозаики Херсонеса Таврического, с которым была связана его дальнейшая жизнь.

Следует отметить, что Домбровский по собственной методике осуществил реставрацию всех мозаичных панно Херсонеса. По мнению краеведов, О.И. Домбровский подарил херсонесскому античному театру новую жизнь. Начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия в античном театре Херсонеса, как и более двух тысячелетий назад, организуются постановки античных спектаклей под открытым небом. При этом декорациями служат естественные руины театра.

Украшением выставки стал макет античного театра, выполненный читателем-волонтером библиотеки, а также одно из изданий из серии «Археологические памятники Крыма», создателем и редактором которой был О.И. Домбровский.

Выставка призвана рассказать об удивительном культурно-историческом событии, подарившем миру уникальный памятник архитектуры и искусства – античный театр Херсонеса. В 2015 году ГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» Указом Президента РФ отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Сочиняй свой собственный мотив

И вдохновеньем окрылен

Дмитрий Иванович Менделеев: особая миссия

Оставить комментарий