Крымское Эхо
Керчь

Цена на две октавы выше

Цена на две октавы выше

— Клиенты есть. Продают и покупают, — этой отрепетированной и отскакивающей от зубов каждого риелтора фразой меня встречали и провожали в крупных агентствах недвижимости Керчи. Чего-чего, а этого добра в приморском городе хоть отбавляй. Глядя на все множащиеся риэлтерские конторы невольно проникаешься уважением к финансовой смелости людей, работающих в плотной конкурентной среде. Кого-кого, а безденежных  страдальцев среди них не наблюдается: в центре города за последнее время появились новые конторы весьма привлекательного вида, такие внешне солидные, респектабельные, не какие-нибудь забегаловки с вывеской наперекосяк.

Иначе никак нельзя: клиент-то нынче пошел преимущественно московский, питерский и, как говорят на юге, с северов. После присоединения Крыма народ повалил серьезный, денежный, торопящийся скупить недвижимость у моря. Спрос с весны прошлого года пошел такой, что грех было не воспользоваться ситуацией: цены без всякого преувеличения росли не по дням, а по часам. Как рассказывала в мае 2014-го владелица агентства недвижимости с многолетним практическим опытом, ее буквально одолевали запросами на покупку жилья, что позволяло не ей одной нескромно повышать стоимость где-то на четыре-пять тысяч долларов в неделю.

Юрист риэлтерской  конторы, уютно прикорнувшей на центральной улице Керчи, уверено заявляет, что многие клиенты, налетевшие в город, начиная с конца марта прошлого года, скупают ее для перепродажи в континентальной России. «Первыми объявились наши же бывшие клиенты, покупавшие недвижимость для летнего отдыха пять, а то и десять лет назад, — выдает тайны миловидная блондинка. – У некоторых был вполне определённый заказ на квартиру, дом или дачу. Люди, прежде не бывавшие в Керчи, опасаются, что местные риелторы могут их элементарно надуть. А тут знакомые выступают в качестве посредников, ходят на все показы и параллельно по тому же скайпу демонстрируют будущие владения покупателю. Расхаживают по квартире, заглядывают в каждый угол, смотрят на вид из окна, инфраструктуру района, отсчитывают шаги и остановки до моря. В общем, всем хорошо. Нам: после покупки никаких претензий, что, мол, надули, объегорили. Покупателям: не за кота в мешке платят. А лучше всего заезжим посредникам: они своё от покупателя получают в валюте».

Одно плохо было до нового года – отсутствие нотариального сопровождения сделок. Потенциальные покупатели остерегались, чтобы не «попасть» на деньги. А у потенциальных продавцов либо на неопределённый срок зависла недвижимость, либо им приходилось соглашаться на гораздо меньшую сумму напрямую от риелторов и оставлять генеральную доверенность на продажу. Как рассказывают желающие продать недвижимость, в агентствах на таких срочных сделках отлично заработали предприимчивые дельцы.

Питерская учительница Татьяна Белкина, уроженка Керчи, зимой прошлого года стала наследницей родительской дома в одном из ближайших к морю районов – Старом Карантине. Дом, конечно, не ахти в каком состоянии, потому что мать почти шесть лет жила у нее в Санкт-Петербурге, но находится в козырном месте, газифицирован, имеются централизованное водоснабжение, хоть и запушенный, но большой земельный участок. Летом предприимчивые керченские риелторы предлагали ей за него в районе двадцати восьми тысяч долларов – просто смешные деньги с учетом того, что в общем количестве   предложений о продаже доля индивидуальных домов минимальная, а спрос повышенный. Как местная по происхождению, отлично понимающая истинную цену своего богатства, она от продажи наотрез отказалась: ждет настоящего покупателя.

Цена недвижимости – точка конфликта интересов продавцов и покупателей. Выигрыш каждой из сторон зависит от объема продаж и числа покупателей. Нынешнее время – почти мертвый сезон сделок с недвижимостью, в любом риэлтерском агентстве с нетерпением ожидают летнего съезда приезжих, который обычно вздергивает рынок. Нынешний будет заметно отличаться от предыдущего. Заработавший нотариат вывел на рынок застоявшуюся недвижимость от получивших ее в наследство. Практически весь прошлый год наследники не могли оформить ее в собственность и реализовать. Сейчас они заметно пополнили рынок предложений, что несколько снизило стоимость жилья, примерно тысяч на пять долларов с цены квартиры.

Однако это не единственная причина снижения цены. В прошлом году стоимость керченской недвижимости росла как на дрожжах и достигла ценового уровня крупных областных центров материковой России. «Подумываем купить дочке квартиру в Ростове-на-Дону, — делится предприниматель Елена Макаренко. – Она поступила в университет, живет в общежитии, а мы пока присматриваемся к тамошним ценам. Думаем, за бабушкину квартиру в центре Керчи купить дочери жилье в Ростове».

Елена не преувеличивает: на сегодняшний день стоимость керченской недвижимости вплотную приблизилась к ценовому потолку Краснодара, где однокомнатную квартиру в новостройке можно купить за миллион рублей. Не будем ханжескими патриотами: как ни хороша Керчь, все ее преимущества раскрываются лишь в летний сезон, поэтому для пенсионеров иметь здесь жилье, вывозить на лето к морю внуков – вариант из разряда идеальных. Но для людей трудоспособного возраста работы практически нет, а за ту, что есть, платят смешные для материковой России деньги, поэтому квартиру здесь стоит покупать вместо съемной дачи.

Резко выросшие цены на недвижимость, далеко не всегда оправданные реальными преимуществами жизни в степном приморском городе, позволили заработать на ней тем жителям континентальной России, кто когда-то приобретали его здесь подешевке. Например, в девяностые годы или после краха лужковско-грачевкого проекта строительства моста. Тогда цены были такими, что сейчас кажутся анекдотичными, но именно это и позволяет сейчас зарабатывать на ней не по-взрослому.

«Один из первых наших клиентов, купивших двушку в отличном районе города за копейки по нынешним ценам, — рассказывают мне в одном из агентств, — сейчас выставил ее на продажу, чтобы купить сыну квартиру в Питере. Да, это Ломоносов, да, не Невский проспект, но все одно другие возможности заработать и перспективы у молодых».

Продает две свои квартиры и бывшая керчанка Ирина Жевакина, задумавшая приобрести дом в ближайшем  Подмосковье. Петербурженка Ангелина Игнатьевна Жукова покупала в Керчи двухкомнатную квартиру в конце девяностых годов, продав дачу-развалюху под Лугой. «Сейчас, если вздумаю продавать свои летние апартаменты, сумею приобрести в Питере что-то вполне приемлемое по комфорту и расположению», — говорит живущая на два дома пенсионерка.

Однако продающие свою недвижимость местные жители, наслышанные о прошлогодних баснословных ценах и не сумевшие его продать из-за отсутствия нотариата в пик спроса, заметно приуныли и не вполне согласны с обитающими в летний сезон в Керчи приезжими. Прошлогодние цены, как ни крути, уходят в прошлое, а снижение стоимости нарушает планы керчан о покупке нового жилья в других российских регионах и на Украине. «Мы выставили на продажу свою отделанную трешку в январе за семьдесят тысяч долларов, — рассказывает Людмила Небоженко. – На отсутствие желающих ее купить пожаловаться не могу, но мою цену не дает никто, пришлось снизить до шестидесяти, но, видимо, придется еще опустить. А мы так рассчитывали помочь детям с покупкой квартиры в новостройке в Долгопрудном, чтобы им не пришлось брать заем в банке».

Свою квартиру неподалёку от моря выставляет на продажу Татьяна Черкасова, в ее планах покупка однушки в Керчи для себя и жилья в Киеве для дочери. Эту сделку она не может осуществить уже в течение восьми месяцев: из-за дороговизны однушек в Керчи дочери ни на что приличное не остается. «Уж на что у меня квартира отделана, удобно перепланирована, с отличной встроенной бытовой техникой, автономным отоплением, лоджией, а хорошую цену взять за нее не удается», — сетует хозяйка.

О большом количестве предложений о продаже говорят и работающие в местных СМИ рекламисты. «Такая тенденция, когда уровень продаж превышает спрос на недвижимость, сохраняется годами. Даже в самые благоприятные для продажи сезоны продавцы к нам приходят гораздо чаще покупателей. Сами-то керчане не имеют больших возможностей для покупки жилья, ипотеки не стало, поэтому в большинстве случаев покупателями выступают приезжие. Из своих – в основном моряки загранплавания, поэтому ничего удивительного в сохраняющейся годами тенденции для нас нет», — объясняет ситуацию рекламист Наталья Авилова.

Однако цены на недвижимость весьма подвижны и чутко реагируют на все изменения. Приедут летом отдыхающие, увидят наши зашкаливающие столичные цены на продукты и начнут подсчитывать экономический эффект от недвижимости на таком дорогущем курорте. Начнется строительство моста – и стоимость недвижимости моментально поползет вверх. Такое уже случалось в начале двухтысячных, когда москвичи накупили в Керчи квартир, дач, домов в надежде на мост, а когда идея умерла, не родившись, они не знали, как сдыхаться от них, даже теряя в деньгах.

Насколько долго продлится при всех издержках ныне удачно сложившаяся для владельцев керченского жилья ценовая политика – прогнозировать никто не берется. «Лето покажет, – философски замечает эксперт в сфере недвижимости Андрей Сиваков. – Похоже, сейчас рынок начинает входить в ум, цены постепенно снижаются, но они в любую минуту могут скакануть вверх, если, как прошлым летом, покупатель поедет валом».

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Годовой отчет

Керченская переправа: экзамен на зрелость

О смычке города с деревней

Оставить комментарий