Крымское Эхо
Общество

Возвращение русинского этнического очага, или Теория «создания» малых наций

Возвращение русинского этнического очага, или Теория «создания» малых наций

21 июля сего года президент Незалежной Зеленский подписал «Закон о коренных народах»:

 «…коренным народом является автохтонное этническое сообщество, которое сформировалось на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры и не имеет государственного образования за пределами страны. Они имеют право на самоопределение в составе Украины и политический статус в рамках конституции и законов Украины, могут через представительные органы создавать свои средства массовой информации и получать государственные средства для финансирования».

 Подписывая сей документ, глава территории с внешним управлением показал не только свою слабую историческую образованность, но и вопиющую политическую недальновидность. Рассмотрим, в чём она заключается.

Упоминая микроскопических по численности крымчаков, караимов и татар Тавриды, он не указал русинов Западной Украины. А вот это совсем зря — это больно отзовётся в среднесрочной, а может быть, и скорой будущности. Русинский вопрос не столь прост, как кажется из Киева. Вот что пишут о себе представители этого народа:

«Русины, живущие тысячелетиями на своей исконной территории, обретя свою автономию в 1918 году в соответствии с Законом Венгрии №10 от 21 декабря 1918 г. с конституционным названием «Руськая Крайна» (Русинская Держава), а затем, после их выхода из состава Венгрии и свободного вхождения в состав Чехословакии (Сен-Жерменский мирный Договор от 10 сентября 1919 г.), получили широкую автономию с конституционным названием «Подкарпатская Русь» с правом иметь национальное русинское правительство, свои школы, политические партии, русинское гражданство и правом распоряжаться недрами на национальной русинской территории.
Через 19 лет Подкарпатская Русь и Словакия приобретают одинаковый статус федеративных республик в составе Чехословакии (Конституционный Закон ЧСР от 22 ноября 1938 г.). Наступил 1945 год, новый раздел Европы. По соглашению между Чехословакией и СССР от 29 июня 1945 г. автономная республика Подкарпатская Русь (Закарпатская Украина) включена в состав Украинской ССР. Но Подкарпатская Русь просилась в состав СССР на правах автономии.
[Выделено мною— авт.]
500-тысячный народ русинов (перепись 1941 г.), на правах области вошедший в состав Украинской ССР (Указ СССР от 22 января 1946 г.), вдруг оказался народом… без своей национальности. Подкарпатских русинов одним росчерком пера превратили в украинцев.
 1 декабря 1991 года жители (русины) Закарпатской области проводят свой региональный референдум. Более 75% населения поддерживают восстановление довоенного (1938 г.) статуса республики в составе Украины. Но тогдашнее правительство (уряд), Президент Украины их, русинов, не слышат. Не слышат их и по сей день».

На Украине классической отговоркой об их этнической принадлежности является расхожее утверждение, мол, «таких нема. Це видумка в Карпатах», говорить же об автономии автохтонной территории проживания русинов является государственным преступлением против «недоторканности» failed state — несостоявшегося государства… Низззя и усё!

Кто такие «украински вчёные», знает уже весь научный мир, поэтому обратимся к вменяемым специалистам.

«Сегодня существует мнение, что русины наравне с русскими, украинцами и белорусами являются отдельным восточнославянским народом», — считает академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

«Русины составляют славянское меньшинство в Сербии и Хорватии, в последней их признают на конституционном уровне.
Правительства стран официально признают русинский народ и утверждают южно-русинский язык. Область, в которой сосредоточены русины, называется Паннонией. Здесь живут более 14 тысяч русинов, которые исповедуют грекокатолицизм.
В школах Сербии и Паннонии разрешается преподавание на русинском языке.
Чехия, Польша, Венгрия и Словакия тоже официально признают русинов. Вопросом о жизни и официальном признании народа занимается ООН. В ООН считают отсутствие официальных признаний русинского меньшинства расовой дискриминацией, идею о существовании отдельного русинского народа чаще всего высказывают иммигранты, проживающие в Соединенных Штатах и Канаде»
.

Сегодня учёные затрудняются сказать, сколько в мире людей, считающих себя русинами. Если формально суммировать результаты переписей населения, проведённых в последние десятилетия на территории Украины, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, Венгрии и Румынии, то речь идёт примерно о 55 тыс. человек.

Однако активисты некоторых русинских организаций настаивают, что на самом деле к русинам себя причисляют от 1,5 до 5 млн. людей, живущих в Восточной Европе и имеющих двойную национальную самоидентификацию. В доказательство они приводят цифры тогдашнего времени: в 1921 году население региона составило 604,6 тыс. человек, в том числе 62,0 % русинов, 17,2 % венгров, 13,4 % евреев, 3,3 % ‒ чехов и словаков, 1,8 % немцев, 2,3 % ‒ других национальностей.

Петр Гецко

В настоящее время существует неофициальная организация — Правительство Республики Подкарпатская Русь, воссозданное в 2008 году, во главе с Петром Гецко. В 2019 году Пётр Гецко был заочно осуждён на 12 лет лишения свободы за подрыв территориальной целостности Украины: Мукачевский городской районный суд постановил, что в 2014 году Гецко обращался к президенту России Владимиру Путину с просьбой ввести части ВС Российской Федерации на территорию Закарпатья и «восстановить государственность Подкарпатской Руси».

Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела.

И это несмотря на то, что 5-16 мая 2008 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рекомендовал Украине рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства.

О том, что русины были, есть и, надеюсь, всегда будут, говорит их древняя история.

В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы.

«Великая Моравия (или Великомора́вская держа́ва) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия.

«С таким названием она попала в книгу «Об управлении империей» византийского базилевса Константина Багрянородного, хотя он писал её уже после падения этого государства.

В 896 году на Средне-Дунайскую равнину вторглись венгры. В борьбе с ними Великоморавское государство погибло. Решающая битва произошла в 907 году у Братиславы. Славяне потерпели поражение. Это событие стало концом Великой Моравии.

Большая часть Великой Моравии вошла в состав Венгерского королевства. На меньшей части чуть позже возникло Чешское княжество..

Значительная часть населения Великой Моравии, как показывают археологические находки, отхлынула на восток, в будущую Русь. Весьма вероятно, что именно моравские эмигранты впервые познакомили восточных славян с христианством и славянской азбукой».

Если вы внимательно всмотритесь в карту, то увидите, что первое славянское государство включало и территории нынешней Незалежной.

Русины — отдельный славянский этнос, правда, права как у представителей самобытной и древней общности восточных славян у русинов только в Словакии (50 тысяч граждан Словакии считают себя русинами)… один из их этнонимов — карпатороссы — связан именно с Карпатами.

В наши дни русинами считают себя преимущественно жители земель, оказавшихся по итогам Первой мировой войны за пределами СССР и Польши. Речь идёт в первую очередь о Закарпатье и прилегающих к нему территориях, ставших в 1918 году частью Чехословакии и Румынии. Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов.

Эта теория отстаивается теми русинами, которые считают, что они произошли от древнерусской нации.

Второй, самой часто оспариваемой, версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировались. В поддержку версии присутствует факт включения части будущей Западной Украины в состав средневекового Венгерского королевства.

Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Согласитесь, что вера до недавнего времени значила больше, чем кровь или язык, поэтому я уверен, что эта группа венгров явно происходит от мадьяризированных славян.

Главным оспариваемым моментом русофобами всех мастей в истории и древних, и современных русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими. Даже свой родной язык они считают русским.

Христианство у русинов появилось ещё во время Великоморавского государства. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов.

Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси. Русинская униатская (грекокатолическая) церковь является самоуправляемой. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами униатства.

Украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим… Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем:

 «Меня сегодня кровно образили (оскорбили, — польск.), меня обозвали украинцем, хотя все знают, что я русин».

Историк Андрей Марчуков считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо:

«Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. Столетиями это было самоназванием населения Галичины, Буковины и Подкарпатской Руси (Закарпатья). С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров.

Австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация». Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России».

Русинский историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»:

 «… По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».

Русины ждали русскую армию в 1914 году. Отступающие австрийцы и венгры записали русинов в «изменники» и при помощи украинских националистов решили свести с ними счеты.

Священник Иосиф Яворский писал:

«Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент [т. е. деятелям прорусского движения. — Авт.]. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах».

Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, стал печально известен и до сих пор на слуху.

Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций. Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился. Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет.

Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты, 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию.

Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс. русинов.

Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях. В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине.

Уникальность создания русинской национальной идентичности заключается в том, что лозунгом этого движения была принадлежность русинской народности к большому русскому народу. При этом надо заметить, что представление о своей общности с русскими возникло в русинской среде до возникновения в России концепции триединого русского народа.

Современный чешский исследователь Мирослав Грох писал, что формула «создания» малой нации, т.е. нации, живущей в подчинённом положении, в условиях многонациональной империи, необходимо пройти в три этапа:

— первый этап заключается в появлении интеллектуалов, которые осознают инаковость своего народа. Точками сбора таких интеллектуалов становятся, как правило, кружки по изучению фольклора и народного быта.
— второй этап — историко-филологические кружки превращаются в политические организации, чьи активисты используют полученный опыт для политической борьбы и агитации.
— третий этап — движение становится широким, с чётко поставленными политическими требованиями.

По мысли Гроха, далеко не все национальные движения доходят до третьего этапа, но история — дама терпеливая, со своими причудами, к которым относится благоволение дерзающим, поэтому из десяти попыток, как правило, хотя бы одна срабатывает.

Сама история русских в Галиции, это история борьбы «с вековыми своими врагами — поляками и их орудием, так называемыми украинцами», а в Закарпатье — таких же боёв за язык и историю «с мадьярами, этими самыми свирепыми гонителями всего русского, стремящимися к искоренению русского языка». (А. И. Добрянский-Сачуров.)

«Немногие отдают себе отчет в крайней неоднородности и условности самого понятия «Западная Украина», а также в том, что на юго-запад от нынешней Галичины, за Карпатским хребтом лежит историческая область Угорской или Подкарпатской Руси, коренное восточнославянское население которой, называя себя русинами, всегда считало себя составной частью общерусской цивилизации, длительное время сопротивляясь политике насильственной украинизации, которая приобрела наиболее системный и жесткий характер лишь после присоединения Закарпатья к Советскому Союзу в 1944–1945 годах».

Я думаю, что русинам есть за что бороться и что защищать, ведь уже «Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г., ввела в обиход название «Подкарпатская Русь» и начиная с этого времени такое название использовалось во всех официальных отношениях и хорошо устоялось как политическое понятие в международной практике. 29 февраля 1920 года был утверждён герб Подкарпатской Руси — стоящий медведь и флаг — сине-жёлтое полотнище.

18 марта 1939 года в Подкарпатскую Русь вторглись венгерские войска, независимость была ликвидирована, а территория аннексирована Венгрией. В 1944 году Подкарпатская Русь была занята советскими войсками. 29 июня 1945 года в Москве против воли народа было подписано соглашение о вхождении Подкарпатской Руси в состав УССР.

Так было полностью ликвидировано русинское движение на Подкарпатской Руси и ликвидирована сама Подкарпатская русь. С тех пор Подкарпатскую Русь называют Закарпатской областью, а русинов – украинцами».

Желаю появиться четвёртому русскому государству Подкарпатская Русь (ныне Закарпатская область), которая будет занимать юго-западные склоны северной части Восточных Карпат и северо-восточную часть Среднедунайской низменности по реке Тисе и её притокам. На севере Подкарпатская Русь будет граничить с Польшей, на западе со Словакией, на юго-западе с Венгрией и на юге с Румынией.

Столицей Подкарпатской Руси, а ныне административным центром Закарпатской области скорее всего будет Ужгород. Город основан в 872 году. Численность населения составляет более 115 тысяч человек.

Сегодня русины как самостоятельный этнос, отдельная национальность, признаны во многих странах мира, а именно: в России, Словакии, Сербии, США, Канаде, Венгрии, Польше, Хорватии, Румынии, Чехии.

Бревном на пути к независимости лежит Украина, декларирующая свою европейскую ориентацию, которая в русинском вопросе продолжает позорную тоталитарную практику фактического этноцида русинов, отказываясь признавать русинское население Закарпатья в качестве отдельного народа. Подобная политика выглядит особенно архаично и дико на фоне того обстоятельства, что русины в качестве отдельного восточнославянского народа официально признаны всеми европейскими государствами, на территории которых они проживают как национальные меньшинства.

О том, что русинское государство имеет право на существование, говорит вся его история. По данным переписи населения 1810 г., на территории Подкарпатской Руси, входившей в состав Венгрии, проживало около 300 000 русинов.

Спустя 120 лет, в 1930 г., при переписи населения русинского автономного края, включенного по решению Сен-Жерменского договора от 10 сентября 1919 г. в состав Чехословакии, картина почти не изменилась. Так, полумиллионное русинское население составило 62,6 % от общего числа населения Подкарпатской Руси. Далее шли венгры — 15,4 %, евреи — 12,5 % и румыны — 1,7 %. В остальные 7,8 % вошли: чехи, немцы, украинцы, русские (великороссы) и другие малочисленные национальности.

Примечательно, что украинцы составляли менее одного процента от всего населения края, а точнее — 2116 человек. В январе 1941 г. при переписи населения Венгрии русинами записались 502 329 человек.

А вот как выглядели в то время статистические данные школьного населения Подкарпатской Руси. Так, в соответствии с законодательством Чехословакии об образовании все дети в возрасте от 6 до 15 лет должны были обучаться в школах.

К примеру, в 1923/1924 учебном году в школах Подкарпатской Руси обучались дети следующих национальностей: русинской — 67,999 или 62,8 %, венгерской — 17,585 или 16,25 %, еврейской — 16,35 тыс. или 15,07 %, румынской — 2,238 или ,07 %, немецкой — 2,008 или 1,85 %, чешской и словацкой — 1,982 или 1,83 % и других (в их числе: украинской, русской, польской, болгарской, греческой) — всего 121 ученик или 0,11 %.

Сегодня любому человеку ясно, будь он русин, украинец, русский, белорус или представитель другой национальности, что если бы Подкарпатская Русь осталась в составе Чехословакии, то с вышеупомянутым Конституционным законом Чехословакии она была бы отдельным государством, а русинское население составляло бы подавляющее число русинского края от общего числа населения Подкарпатской Руси. Россия просто обязана поддержать родственный народ на Западе Незалежной, это наш долг за коммунистический произвол над ними в 1945 году!

Фото из открытых источников

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 4

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Хорошие новости для вкладчиков украинских банков

.

Два года «Крымской весне»: экспертные оценки

.

Дачная амнистия в Крыму продлена до марта 2021 года

.

Оставить комментарий