«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ» ВЫШЛА НА ЭКРАНЫ
Это праздник со слезами на глазах! Нет, речь не о 9 мая, а о дне премьеры российско-белорусского фильма «Брестская крепость». Наконец-то российский кинематограф, скоропостижную смерть которого констатировал уже не один десяток режиссеров и критиков, выдал нечто настоящее, живое и нужное глазам современных людей. <br />
25 ноября в кинотеатре «Спартак» прошел пресс-показ «Брестской крепости». Повод — не просто реклама нового фильма, а прямое отношение нашего города к судьбе одного из главных героев. Те, кто часто бывает на улице Горького, возможно, обращали внимание на мемориальную доску на стене дома N22 с надписью: «В этом доме жил организатор обороны Брестской крепости, погибшей при ее защите, полковой комиссар Фомин Ефим Моисеевич».
Детдомовец Ефим Фомин прошел две партшколы и мог бы сделать замечательную карьеру. В 1937 году, когда ему было 28 лет, он служил в Симферополе, но задержался здесь ненадолго — через год он стал военным комиссаром 23-ей Харьковской стрелковой дивизии и навсегда покинул Крым. В марте 1941 года по незаслуженному обвинению Ефим Моисеевич был переведен в Брест на должность заместителя командира полка. Свою жену и маленького сына он так и не успел перевезти из Латвии. Утро 22 июня он встретил в рабочем кабинете. Когда началась бомбежка, Ефим Фомин взял на себя командование и героически вел оборону до 30 июня, когда был расстрелян немцами у Холмских ворот крепости. В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Фомин был посмертно награждён орденом Ленина.
В «Брестской крепости» военного комиссара Фомина замечательно сыграл Павел Деревянко. Двоих других главных героев, Героев Советского Союза майора Гаврилова и лейтенанта Кижеватого сыграли Александр Коршунов и Андрей Мерзликин. Сюжетом для фильма послужил одноименный роман Сергея Смирнова — историка и исследователя обороны Брестской крепости. Впрочем, документальный характер книги не помешал создателям фильма кое-где отойти от текста Смирнова и представить свое видение событий. Но это детали, а главное — в другом.
А так — на мемориальной
доске на Горького 22″
В чем именно — стало понятно после отзывов соседей по кинозалу. Каждый, независимо от возраста, начинал обмен мнениями с фразы «Я не ожидал». Никто не ожидал такого откровения. Что уж греха таить, для современного российского кинематографа война давно стала хорошо продаваемым брендом, а для министерства культуры РФ — средством идеологической пропаганды. Снял на государственные средства кино о солдатах — почивай на лаврах и считай сборы, потому как в бездарности и корыстолюбии тебя никто не упрекнет — тема-то святая! Александр Котт своей лентой заслужил прощения всем его непутевым коллегам и зрителям, не знавшим до сих пор о героях обороны Брестской крепости, — настолько много слез проливается на сеансах этого фильма, в том числе и отнюдь не скупых мужских слез.
Плачут зрители не от пафосной романтики, а от реалистичности демонстрируемого на экране. Уж не знаю, что за секретом обладает оператор, и какими тайнами ведает режиссер, но зритель чувствует себя участником событий, его не покидает ощущение присутствия без всякого 3D, каждый поступок примеряется на себя. И все-все кажется правдоподобным: и безоружные солдаты, идущие в бой, вооружившись табуретками, и паника, и попытки бежать, которым предались военные в первые часы войны, и мужество, с каким муж застрелил свою жену, чтобы ей не пришлось самой убивать себя, и стойкость командира, не покидающего боевой пост, когда нужно бежать на поиски пропавшей дочери. Во все можно поверить, кроме одного — что в таком ужасе можно было сохранять самообладание и волю, более того, думать о сохранении чужих жизней, потеряв близких людей.
Конечно, в огород Котта и Угольникова полетят камни от циников и историков, дескать, и каски такие тогда не носили, и Фомин не сам признался немцам, что он коммунист, комиссар и еврей, а его сдали предатели. Пусть говорят об этом как можно больше. Возможно, тогда «Брестскую крепость» посмотрят как можно больше детей, школьников, студентов — тех, у кого уже нет дедушек и бабушек, прошедших войну. Пусть они сами потом отыщут информацию и узнают, что сценарист допустил ряд ошибок. Это будет к лучшему — главное, чтобы три командира, Фомин, Кижеватый и Гаврилов, навсегда остались в их памяти теми супергероями, которых сегодня уже не делают на нашей земле, а импортируют из Голливуда.