Первая оборона Севастополя 1854-1855 гг. – героическая и одновременно трагическая страница отечественной военной истории. Являясь достаточно развитым для своего времени городом с добротными каменными домами, Севастополь подвергся ужасной бомбардировке. Степень разрушений, причиненных противником, по меркам середины XIX в. можно сопоставить с разрушением Дрездена и Хиросимы в годы Второй мировой войны. После осады в городе уцелел лишь десяток домов да несколько культовых сооружений (церквей).
После заключения Парижского мирного договора в марте 1856 г. Севастополь возрождался долго и тяжело. Через 10 лет после окончания Крымской войны в нем жило всего 10 тыс. человек, а своего прежнего уровня он достиг лишь к концу XIX в.
Марк Твен, побывавший в Севастополе в 1867 г., под впечатлением от увиденного написал такие строки в своем дневнике:
▼«В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины! Разрушенные дома, обвалившиеся стены, груды обломков — полное разорение. Будто чудовищное землетрясение всей своей мощью обрушилось на этот клочок суши. Долгие полтора года война бушевала здесь и оставила город в таких развалинах, печальнее которых невиданно под солнцем. Ни один дом не остался невредим, ни в одном нельзя жить.
Трудно представить себе более ужасное, более полное разрушение. Дома здесь были сооружены на совесть, сложены из камня, но пушечные ядра били по ним снова и снова, срывали крыши, разрубали стены сверху донизу, и теперь на полмили здесь тянутся одни разбитые печные трубы.
Даже угадать невозможно, как выглядели эти дома. У самых больших зданий снесены углы, колонны расколоты пополам, карнизы разбиты вдребезги, в стенах зияют дыры. Иные из них такие круглые и аккуратные, словно их просверлили дрелью. Другие пробиты насквозь, и в стене остался такой ровный, гладкий и четкий след, словно его нарочно шлифовали. Тут и там ядра застряли в стенах, и ржавые следы сочатся из-под них, оставляя на камне теплую дорожку! На этом страшном поле брани, где с таким неистовством бушевала смерть, теперь все спокойно — ни звука, ни живой души, кругом безлюдно, безмолвно, на всем печать запустения».
12 июня 2020 г., в День России и в канун 237-й годовщины основания Севастополя, в городе состоялось открытие фотовыставки «Немые свидетели Первой обороны Севастополя 1854-1855 гг.». Мероприятие проводилось в уличной галерее «Каменный цветок» (аллея между т/ц Муссон и т/ц Лаванда). В условиях постепенного снятия ограничительных мер, вызванных распространением коронавирусной инфекции, выставка проводилась на открытом воздухе с соблюдением социальной дистанции.
На специальных стендах инициаторы выставки — активисты образовательного проекта «Севастопольские рассказы» разместили в парке два десятка копий архивных фото города-героя. Оригиналы этих снимков были сделаны английскими фотографами, в том числе Роджером Фентоном – первым военным фотокорреспондентом.
Как рассказал аудитории руководитель проекта Илья Давыдов (для погружения в атмосферу эпохи он облачился в костюм того времени), «до наших дней благодаря этому фотографу дошло около 360 фотографий Севастополя и его окрестностей. Вообще, всего было сделано около 500 снимков, но остальные снимки в процессе транспортировки пострадали или разбились, или эмульсия стерлась, поэтому они до нас не дошли».
В ходе осады город был сильно разрушен, поэтому многие здания, представленные на снимках, не сохранились до наших дней. Но некоторые благополучно дожили до настоящего времени. Это шедевры местной архитектуры: Петропавловский собор и Башня ветров. Еще одно здание, Девичье училище, располагавшееся на Центральном городском холме, уцелело благодаря ошибке неприятельских войск.
«Оно практически не пострадало во время Крымской войны, — отмечает И. Давыдов, — так как англичане и французы, наблюдая за данным зданием думали, что это католический костел, по характерным башенкам, находившимся на его крыше, поэтому ни одно ядро не попало в это здание. После того, как наши войска оставили Севастополь и перешли на Северную сторону, а французы зашли в город, в этом здании разместился французский штаб генерала Базена».
По завершении мероприятия Илья Валерьевич любезно согласился ответить на некоторые наши вопросы.
— Как появились идея и концепция фотовыставки? В чем ее принципиальная новизна?
— Идея возникла еще год назад, когда в рамках Крымского военно-исторического фестиваля я занимался организацией площадки «Истории Центрального городского холма». Тогда, общаясь с гостями, мы пришли к выводу, что многие из жителей и гостей города почти ничего не знают о «каменных свидетелях», переживших две обороны города. Поэтому было решено одну из выставок проекта «Севастопольские рассказы» посвятить именно этой тематике и рассказать историю каждого сооружения. Реализовать эту идею стало возможным благодаря Фонду Президентских грантов.
— Искусство фотографии в XIX в. только зарождалось. Расскажите, пожалуйста, немного о технологиях того времени и о том, что представлял собой труд фотографа?
— Чтобы делать фотографии в полевых условиях, фотографу приходилось возить с собой целую фотолабораторию на колесах. Все фотографии требовали немедленной проявки, поэтому лаборатория должна быть всегда под рукой. В середине XIX в. фотографии делали на стеклянных пластинах методом амбротипии. Выдержка могла быть от 5 до 15 секунд, поэтому на фотографиях того периода почти никто не улыбался.
— Сколь много сегодня известно о людях-авторах представленных фоторабот?
— Жизнь и творчество фотографов, которые снимали в Севастополе во время Крымской войны, изучена достаточно хорошо. Назову самых известных: Роджер Фэнтон и Джеймс Робертсон.
— Севастополь пронизан историей. Каждая эпоха оставила здесь свой след. Предполагается ли в дальнейшем проведение подобных тематических выставок?
— У нас по плану еще две выставки на тему Крымской войны. Помимо этого, мы готовимся снять пять обучающих роликов по форме и снаряжению солдат стран-участниц этого военного конфликта. Ролики будут распространяться бесплатно по школам города в помощь курсу Севастополеведения и материалу по Первой обороне нашего города.
***
Полюбоваться снимками старинных севастопольских зданий можно будет в течение месяца.
Фото автора