Крымское Эхо
Архив

Я бежал из антисемитской страны

Эмигранты. Их было много. «Гуд бай Америка, о-о! …Нас так долго учили любить твои запретные плоды», — пел Бутусов. И в молодых и не очень головах зрел план: уеду! И они уезжали. Кто как мог. Кто-то находил работу, кто-то мужа, кто просто бежал …

О причинах отъезда, о годах проведенных в Америке, да и просто «за жизнь» мы беседуем с нашим бывшим соотечественником, а ныне гражданином США. Юлиан Зон (на фото) 10 лет назад уехал из страны. Как беженец. Тогда открылся «шлюз» и многие евреи смогли уехать по иммиграционной программе для еврейских беженцев.

Сейчас он работает секьюрити, то есть охранником. В его обязанности входит охрана складов, наружное патрулирование тюрьмы и других объектов. Несмотря на великолепную физическую форму, Рембо он мне не напоминал. Мягкий, интеллигентный в общении, тонкий и умный собеседник. Его приятные манеры выдавали в нем человека совсем другой профессии. Действительно, как оказалось, на родине Юлиан был скрипачом, закончил музыкальное училище.

— Нас привезли в Аризону, — рассказывает Юлиан, — это довольно жаркий штат, я жару не люблю. Но привык уже за столько лет. Вначале меня распределили работать в прачечную при очень крупном отеле. Это была тяжелая физическая работа. Особенно для такого интеллигента, каким был я, да еще и в 50 лет. В Америке трудно работать на простых работах. Тут очень много молодых, крепких мексиканцев, которые намного сильнее, конкурировать с ними очень тяжело. А куда податься эмигранту почти без знания языка?

Я работал в прачечной грузчиком, разгружал большие машины с бельем. Вначале очень сильно болели мышцы, как после тяжелых тренировок. Платили мало, 5 долларов 25 центов в час. За месяц выходило долларов 700, из них 340-370 уходило за съемную квартиру, оставалось только на еду. Помню, когда я получил первую зарплату и понял, что работал, как раб на каторге, только на еду, то очень расстроился. Однако через месяц меня уволили как не справившегося с работой: я работал медленнее, чем было нужно. И меня перевели на кухню мыть посуду. Там работа была полегче да и зарплата чуть больше, кроме того, платили сверхурочные. У меня выходило до тысячи долларов в месяц. Кроме того, можно было есть все деликатесы. Я знаю, что далеко не везде так — например, в маленьких отелях и ресторанах работников не кормят. Кстати, один мой приятель, тоже приехавший с Украины, до сих пор на той кухне работает, уже десять лет, привык, ему хорошо. На Украине он был адвокатом.

А я оставаться на кухне не хотел. Пошел в школу учить язык, но так как я очень уставал на работе, то пару раз просто заснул за рулем. На мое счастье дорога была пустая, и я не разбился. Тогда я понял, что надо бросить. Поработав месяцев десять на кухне, перевелся на должность уборщика, где было проще, и я смог ходить в школу и учить английский.

Я вам скажу, что, когда стал секьюрити и отработал первую смену, мне показалось, что я в раю. Мне не нужно было больше работать физически. Считаю, что мне повезло. Я знаю многих, кто так и остался на простых, тяжелых работах. Особенно трудно приходилось тем, кто в Союзе не привык к тяжелому труду, таким интеллигентам, как я.

Например, мои знакомые — бывший начальник отдела снабжения какого-то крупного завода в Ташкенте и его жена, настоящая номенклатурная дама. В США он работал со мной на кухне, а она уборщицей. Она очень старалась, просто выбивалась из сил, чтобы ее не выгнали, — тяжелый труд ее подкосил, она получила инвалидность. Помню, как она везет огромную тачку с этажеркой, потом этажерка на нее падает, она лежит под ней и не может встать. Сейчас она не работает, живет на пенсию. А он все на той же кухне, язык хорошо выучить так и не смог, не пошел он у него.

Но это все воспоминания прошлого, я уже много лет живу хорошо. Всем доволен. Я выучил язык, работа мне нравится. Я патрулирую тюрьму, это не трудно, езжу на машине по объекту вперед-назад. По рации переговариваюсь с другими секьюрити.

— Наверное, сложно было получить эту работу?

— Совсем нет, нужно было пройти несколько тестов, довольно простых. Главное, чтобы был психологически устойчивым. Тестов не было даже на физическую подготовку. Я — наблюдатель.

Снимаю квартиру в многоквартирном доме. У нас есть небольшой двор, деревья. Вечерами я люблю посидеть с соседями, среди которых есть тоже русские. У меня живет кот. Приютил его лет пять назад. У нас тут бассейн, но соседи не любят плавать, я часто плаваю один, особенно зимой, несмотря на то, что бассейн без подогрева. Вода в нем холодная, кроме меня, зимой не плавает никто. С женой мы развелись очень давно. Сын — врач, живет с семьей в Финляндии. Я так и не женился тут, хотя как-то уже был близок к этому. Но не судьба, видно. У меня было несколько, как тут принято говорить, гёрлфренд.

— Американок?

— Нет, что вы, — русских! С американками я встречаться не мог, слишком они другие, менталитет у нас разный.
В свободное время я много занимаюсь спортом.

— И все же, простите, но стоили все эти трудности, все, с чем вы столкнулись, когда только приехали, того, чтобы эмигрировать? Вы не жалеете?

— Нет. Я уехал как еврей и, как многие евреи, бежал из антисемитской страны. Ведь и СССР и страны СНГ были и остаются по сути антисемитскими.

— Простите, но я не помню, быть может, не сталкивалась сама близко с антисемитизмом. Но вокруг меня всегда были люди еврейской национальности: в школе, в университете, на работе, среди моих друзей есть евреи. И я что-то не припомню какой-то особой дискриминации по отношению к ним или какого-то особого отношения. По-моему, только малокультурный человек может судить о личности исходя из его национальной принадлежности.

— Вы ведь сами не еврейка? Верно? Поэтому вам не понять. Вы никогда не испытывали ничего подобного и никогда не поймете, что это такое, когда в любой момент вы можете услышать в спину да и в лицо оскорбление. Когда вас могут унизить и обидеть только потому что вы еврей. Вам не понять, как это может быть больно! И что только ради того, чтобы жить в обществе, где ты наконец почувствуешь себя полноценным человеком, ты пойдешь на все те лишения, тяжелый труд и все остальное, с чего начинается эмиграция. И поверьте, я встречал немало культурных людей, которые были антисемитами.

[img=right alt=title]uploads/news/1206970648-news-7z9b.jpg[/img]
— Я все же думаю, что это не были культурные люди. Просто они хотели таковыми казаться. А по сути они оставались быдлом. Но вы меня почти убедили. Возможно, мне не понять. Но все-таки, мне кажется, что те из людей вашей нации, кто страдал от проявлений антисемитизма, быть может, были излишне чувствительны? Либо закомплексованы? Ну почему бы им на окрик: «Ты еврей» — не обернуться и не сказать гордо: «Да, я еврей, и этим горжусь?»

— Сказать-то многое можно, но все равно ведь останется осадок. Здесь, в Америке этого нет.

— В том же СССР и после, несмотря на пресловутую пятую графу, я что-то не припомню, чтобы представители вашей нации работали рабочими на заводах, стояли у станков. Как правило, у них были интеллигентные профессии: музыкант, врач, учитель. А вот русские и украинцы работали и в поле и на заводе.

— Думаю, это потому, что русские менее активны, инертны. Они, в отличие от нас, не стремятся чего-то достичь, добиться. Они часто довольствуются тем, что есть. Но вы неправы. Я сам работал некоторое время рабочим в Украине.

— Долго?

— Нет, не долго. Но в Израиле многие работают рабочими.

— Ну разумеется. А кто же в Израиле будет работать на заводах, если там почти все одной нации? Русских то там практически нет. Вы родились в Ивано-Франковске, на Западной Украине. Но вы говорите по-русски. Как у вас с украинским?

— Нормально. Это у меня второй язык, родной — русский. Третий польский, четвертый — английский. Английским и польским я владею примерно одинаково.

— Как вы отнеслись к «оранжевой революции»?

— Украинцы — наивный народ, если не сказать глупый. Все это игры. Толку не будет.

— Вы бывали на родине после отъезда? Не скучаете? Не хотите приехать?

— Ни разу не был. Не выезжал. Я хотел бы приехать в гости, но уже не скучаю. Вначале скучал, потом нет. Ностальгия проходит где-то года через четыре. Первые годы думал заработать денег и вернуться, даже сумму подсчитал. Но потом передумал. Привык. Но пенсию я себе уже выработал. Поэтому смог бы когда-нибудь вернуться на Украину и жить там. Но я не вернусь. Именно из-за антисемитизма, который на Украине был, есть и будет.
Вот в гости приеду. Может быть уже этим летом вместе с сыном.

— Приезжайте к нам в Крым. Летом у нас хорошо.

— Может быть. Это интересно…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Крым станет Территорией приоритетного развития

.

О власти и управлении

Вода для Крыма: как власти решают проблему дефицита водных ресурсов

.

22 комментария

Аватар
Казак 31.03.2008 в 17:59

Я так и не понял, как он мог стать беженцем в девяносто восьмом году? Погромов в Украине вроде не было. И чего ныть от тяжелой работы? В Украине она вся такая. Возьмите доярок, работающих за гроши и банку молока. Можно было и не уезжать. Вертухаи и тут нужны. А насчет антисемитизма, то его везде можно найти, если смотреть повнимательней. И в США в том числе. Только рядом увидишь еще и русофобию, и украинофобию, и расизм и т.д. Все у нас в достатке, к сожалению. Ныть не надо…

Ответить
Аватар
Гришуня 31.03.2008 в 18:45

Не согласен с Зоном.Антисемитизм на Украине затухает и интенсивно хотя бы в связи с сильным оттоком евреев в "землю обетованную",да и во все страны Европы и не только Европы.Скоро он и вовсе заглохнет,но буйным цветом да и плодами несется антируссизм.И виноваты в этом не "глупые украинцы",они вовсе не глупы,наоборот ,добрые,умные и порядочные,виноваты те,кто сверху нагнетает среди тонкой прослойки глупых антироссийские настроения,антирусские, отрицание языка,элементарных человеческих прав общения,о которых даже в Европе уже давно забыли. А мы туда ломимся,не понимая, что за "красивыми" словами верхов в своем государстве усилия направлены не на созидание,а на раскол,раздрай ,противопоставление одних к другим и хорошего ничего из этого не получится.А мы болтаем,болтаем и забалтываем.

Ответить
Аватар
палестинец 31.03.2008 в 22:36

человеку трудно без Родины, нигде нет счастья и покоя. Вот и он теперь это знает.Заметили злость на бывшее место жительства? Это от собственной неустроенности. Но нам от этого не легче, мы свою Родину сможем вернуть не словами ,а оружием. К сожалению. Ведь на нас понимание не распространяется.

Ответить
Аватар
Zon 31.03.2008 в 22:44

Mne prihodilos rabotat v Rossii rabochim,kstati,na ekscavatore na gornom karyere,kochegarom,no ya ne pomnyu,chtobi kto-to padal v obmorok na rabote. A zdes na kuhne moy drujok Jorik — tadjik,zdoroviy mujik,padal 2 raza i moy nedrug — bosniec. Kstati,mi ne lubili bosniycev i,kogda tomu stalo ploho i ya prines emu stakan vodi,to Jorik skazal:ne davay emu — pust sdohnet!. Hotya oba musulmane. Ne sravnivay intensivnost dtruda zdes i tam. A vertuhaem zrya zovesh. Eto u vas,a zdes eto normalnaya rabota i zekov ne obijayut.

Ответить
Аватар
Икс 01.04.2008 в 10:33

палестинец, это какую Родину и с каким оружием Вы собираетесь возвращать? Палестину что ли? *17

Ответить
Аватар
Икс 01.04.2008 в 10:35

[quote] Kstati,mi ne lubili bosniycev i,kogda tomu stalo ploho i ya prines emu stakan vodi,to Jorik skazal:ne davay emu — pust sdohnet!. [/quote]
Zon, значит антисемитизм Вы променяли на расизм по отношению к тому же боснийцу?

Ответить
Аватар
Наталия, Крым 01.04.2008 в 10:44

Спасибо, Лидия, прекрасная статья.
Просто, информативно, по-доброму.
Здоровья Вам и Юлиану! *04

Ответить
Аватар
Анна 01.04.2008 в 11:16

Я тоже, как и автор статьи не сталкивалась с антисемитизмом в Крыму. В нашем дворе половина семей еврейские, живем дружно, никому не приходит в голову разделять по национальностям.

Ответить
Аватар
Лариса 01.04.2008 в 20:06

С детства видела как обидно было матери, когда работая на фабрике и перевыполняя план ей в отличии от других вручали очередную почетную грамоту вместо премии. И начальство не скрывало свои мотивы. Ну не нравится им данная нация, что же поделаешь. Позднее в школе приходилось быть свидетелем антисемитских высказываний одноклассников, которые даже не осознавали причину своей ненависти, а лишь увидев в классном журнале в графе "национальность" — евр., сделали жизнь моей одноклассницы невыносимой. В школу приходилось идти как на каторгу. Учителя такие "проблемы" предпочитали не замечать. А каково ребенку? В таких условиях приходиться "закаляться".Трудно не сломаться, не озлобиться пребывая в действительности. Естественно, что в дальнейшем она сменила место жительства,уехав в Германию и не жалеет.

Ответить
Аватар
Наблюдатель 03.04.2008 в 14:16

Лидия, негоже профессионалу путаться в терминах еврей — национальность, а не нация.

Ответить
Аватар
Friend 03.04.2008 в 14:25

Кстати, а где Вы, живущая в глухо месте под Сиеттлом, встретили аризонца?

Ответить
Аватар
Прохожий 03.04.2008 в 14:59

Ну че ты Friend к словам придираешься? Сказано ж 10 лет назад дело было. Может с тех пор тот аризонец раз двадцать переехал. Или она куда-то поехала. А Юлиан молодец! Выбился, язык выучил, карьеру сделал, пенсию заработал. И еще в 50 лет. Волевой человек!

Ответить
Аватар
снова Прохожий 03.04.2008 в 15:02

Наблюдатель, ты никогда не слышал слов "еврейская нация"?

Ответить
Аватар
Friend 03.04.2008 в 15:13

Прохожий,

Автор никуда не переехала.. даже до Сиеттла с трудом добирается раз в год.

Ответить
Аватар
Наблюдатель 03.04.2008 в 15:14

Snova Prohozhij,
[quote]Наблюдатель, ты никогда не слышал слов "еврейская нация"?[/quote]

Ответить
Аватар
Наблюдатель 03.04.2008 в 15:16

Ja mnogo chego slyshala, chto ne delaet jeto vyrazhenie pravil'nym. Zhurnalis' dolzhen obladat'

Ответить
Аватар
Наблюдатель 03.04.2008 в 15:17

Журналист должен понимать значение употребляемых теринов.

Ответить
Аватар
Рина 04.04.2008 в 02:16

Хорошая статья, пронзительная! Себя вспомнила. Все правильно написано! Так и было! Трудно было, голодно, зато свободно и в спину никто не кричал:"Ты-жид!" и не было ухмылок.

Ответить
Аватар
ЛИ 04.04.2008 в 03:27

Может быть старшее поколение с этим больше сталкивалось ,я не помню чтобы обзывали мы кого ..Моя подруга -еврейка из московской школы ,когда с ней говорим -она-никогда не помню чтобы на меня наезжали из-за национальности .Наверное от круга общения зависит ,людей ,которые окружают ..!10 лет назад он уехал ,это 1998 год..Вообще уже вовсю перестройка была ,я понимаю ,доГорбачевское время..Лююди вовсю бизнесом уже занимались ,вообще все равно какая фамилия-возьми хоть Березовского ,Гусинского ,Ходорковского ,Абрамовича и Ко..Народ если умный так они себе везде дорогу пробьют и в России неплохо зажигают …У руля ,так сказать ..

Ответить
Аватар
Cашок 04.04.2008 в 07:48

Не только евреи в эмграции так начинают. Если приехал без знания языка или с плохим, то будешь на тяжелой работе вкалывать. А кому ты нужен? Для того, чтобы эмигрировать надо иметь здоровье, огромную силу воли и везение. Ну или много-много денег с собой привезти. *05 *05 А если денег нет или мало, то будешь биться и работать как лошадь за копейки, пока не освоишься, не выучишься, если силенок хватит. А многие так и остаются, привыкают и ничего уже менять не хотят.

Ответить
Аватар
Ли 05.04.2008 в 00:14

Ну, прежде чем ехать в другую страну не мешало бы и язык немного знать..независимо от национальности ,родословной и тп

Ответить
Аватар
Вика 06.04.2008 в 03:21

Что значит немного выучить язык? Чтобы иметь хорошую работу надо не немного, а хорошо знать язык. А с "немного" дальше развозчика пиццы не поднимешься.

Ответить

Оставить комментарий