Крымское Эхо
Знать и помнить

Необъяснённые загадки в истории татар полуострова Тавриды

Необъяснённые загадки в истории татар полуострова Тавриды

Меня давно заинтересовали некоторые нестыковки в истории автохтонности татар Тавриды. В самом деле: если они прямые потомки предыдущего населения полуострова, то почему у Крымского Юрта никогда не было своего флота и, соответственно, даже начатков кораблестроения? Почему в меню народа начисто отсутствуют рыбные блюда?

 Если не выбрасывать из родословной татар самое древнее упоминаемое историками племя тавров, то надо помнить, что оно славилось своими пиратскими наклонностями и государства, сложившиеся на Чёрном море, вели с ними не всегда успешную морскую войну.

«Пиратская деятельность тавров нашла отражение не у одного греческого и даже римского авторов. Геродот, Страбон и Тацит описывали прибрежные племена тавров исключительно в мрачных пиратских тонах. Стоит иметь ввиду, что между описанием тавров у Геродота (484-425-й года до н.э.) и у Тацита (около 50-120-го года н.э.) лежит ни много ни мало 5 веков!»

 Мне трудно представить пиратов, не владеющих навигационным и кораблестроительным искусством, следовательно, хоть какие-то следы этого должны были остаться в культуре или эпосе их потомков.

Аналогично славились пиратством и готы, которые якобы были в числе предтечь татар на полуострове. Чтобы не продолжать, просто приведу в качестве примера сферы действия морских разбойников разных времён и племён.

Карта из книги Е. Ф. Шнюкова «Опасное Чёрное море»

Чтобы не увеличивать размеры статьи, сразу отвечу на упрёки оппонентов, что никаких следов навигационных или кораблестроительных навыков у татар Крымского Юрта никем зафиксировано не было. А раз не было, то и обсуждать «наличие отсутствия» не будем. Сразу перейдём к крымско-татарской кухне.

«…крымские татары жили в степях, горах и на берегах Чёрного моря. Издавна в основу блюд вошло мясо: конина, баранина, говядина…В XV веке знатный венецианец Амвросий Контарини писал, что основной пищей степных татар была лошадиное мясо и молоко…»

Причина этого была проста: известно, что крымские татары до середины XVII — начала XVII веков, видимо, крайне неохотно занимались земледелием. Для доказательства этого я просто приведу отрывки разных авторов того времени.

Мартин Броневский в XVI веке писал: «Хотя почва их очень плодоносна, однако немногие занимаются земледелием и хлебопашеством; большая часть не обрабатывают полей и не сеют хлеба… Греки-христиане, живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля…».

Однако турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий» утверждал, что татары не только не возделывают поля, но и вообще не едят хлеба: «А если они [т. е. крымские татары] поедят хлеба, то он прилипает к их сердцу, и они умирают».

Путешественник даже записал небольшой рассказ о нелюбви крымских татар к хлебу: «Они спрашивают: “А что такое хлеб? Откуда он берется?”. На этот вопрос отвечают так: “Хлеб выращивают на пашне. На мельнице его перемалывают в муку, и получается тесто, его пекут на огне”. Они изумляются: “Господи-Боже! Так вот что такое хлеб! Не этот ли самый хлеб, который выращивают на пашне, был причиной изгнания [пра]отца Адама из рая? «Озюмсокулурсе де бен оны ашамамдыр», то есть “Если я даже умирать буду, хлеба не съем!”».

Современник Челеби Джиованни Лукка почти подтверждает его мнение: «Перекопские татары едят мало хлеба, но много мяса, в особенности лошадиного». Получается, всё-таки хоть и немного, но едят! Хотя католический монах Доминиканского ордена Портеллид’Асколли сообщает своим читателям: «Крымские татары пашут и сеют; едят обыкновенный пшеничный хлеб». Исходя из этого текста, можно видеть, что татары всё-таки употребляли хлеб. Если непредвзято читать этих авторов, то получается, что кочевники медленно, но упорно переходили на более сбалансированную диету, которая стала предком нынешней крымско-татарской кухни.

Тогда откуда в книге столь парадоксальные сведения о боязни есть хлеб у Челеби, который как мусульманин наблюдал за жизнью татар со значительно более близкого расстояния, нежели христианские авторы того периода? Сложно полностью отвергать его сведения: достоверность им придает, к примеру, цитата на крымско-татарском языке, которую он приводит.

 На наш взгляд, услыхав от кого-то это интересное объяснение нежелания татар выращивать зерновые культуры и печь хлеб, путешественник попросту не мог удержаться, чтобы не записать его. На деле, конечно, крымские татары употребляли хлеб. Кстати, сведения Челеби очень похожи на сообщение Портелли о ногайцах: «Хотя многие из находящихся в Татарии ногайцев живут привольно, но среди простонародья немало таких, которые никогда не едят хлеба, а ногайцы, живущие в Скифии, не знают даже, что такое хлеб».

Сами видите, что питание татар полуострова было каким угодно, только не средиземноморским — в отличие от греков, проживающих на полуострове с VII века до Р.Х. и в чьей кухне рыба — это обязательный компонент питания.

Вообще, «рыба входит в ежедневный рацион жителей тех стран, которые расположены на побережье океанов или на островах морей и океанов.

Японская кухня состоит из морепродуктов: суши, похлебки из рыбы. Японцы и их соседи, корейцы и китайцы, едят рыбу каждый день.

Также рыбные блюда являются национальным достоянием в Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, странах Прибалтики.

В Португалии обожают треску и готовят 3000 различных блюд, еще волчий окунь популярен.

В Исландии ежедневное меню состоит из рыбных блюд.

В Чили, во Вьетнаме, на Кубе, странах Океании, на побережьях и островах Австралии, Новой Зеландии люди едят рыбу каждый день».

 Так почему у татар-жителей полуострова в питании практически отсутствует рыба? Думаю, причина в истории этого этноса. Хотя промеджлисовские авторы (меджлис — запрещенная в РФ террористическая организация — ред.) очень не любят, когда предков татар выводят из степей Монголии, но, тем не менее, я рискну сослаться на специалиста по кочевникам Азии Н. Л. Жуковскую:

«Скотоводством занимались монголы, проживавшие в степях и полупустынях Монгольского нагорья и Джунгарии, киргизы и казахи Синьцзяна, кочевые группы уйгуров Лобнора, Хотана и Хами и тибетцы Тибетского нагорья… Экологическая специфика Центральной Азии…во многом обусловили и тип хозяйства кочевников скотоводов и связанную с ним модель питания.

Ее основными компонентами были в равной степени и мясо и молочные продукты, от правильного соотношения которых в системе ежедневного, а в особенности круглогодичного питания зависело нормальное функционирование человека… В применении к пище год кочевников делился на два сезона: летний и зимний. Летний сезон…от отела скота до окончания переработки молока и заготовки впрок на зиму молочных продуктов.

 Рацион этого периода состоял в основном из этих самых продуктов, лишь изредка дополнявшихся каким-нибудь мясным блюдом, как правило, случайным: волк задрал овцу или коня, какое-либо животное забили по старости, случайная удача на охоте и т. д. Зимний рацион, более основательный, включал в себя мясо домашнего скота, забитого и заготовленного впрок в октябре-ноябре, приготовленные еще летом различные типы сыров, масло, печеные или вареные изделия из муки культурных злаков или просто слегка поджаренную муку из диких злаков, разводимую в воде или чае.

 С небольшими локальными отклонениями можно распространить эту структуру питания на всех кочевников рассматриваемого региона».[4]

Сами видите, что сказанное современным учёным почти накладывается на описания питания кочевников Тавриды несколько веков назад. Теперь о неприязненном отношении к рыбе современных татар, в качестве забавной иллюстрации приведу такой анекдот: «В Турции ходит устойчивая байка, что «чистокровных османов» — (см. тюрки) можно легко отравить бутербродом с красной икрой. Несовместимость, мол». В старину, до прихода русских «у соседей монголов и бурят — якутов считалось, что живущие рыбным промыслом — это беспросветные бедняки. Ибо не достойно питаться уважающему себя человеку рыбой. Ели такое только ленивые и нищие, те, кто не хотел или не мог по болезни держать скот».

Завершая статью, я вновь обращаюсь к труду Н.Л. Жуковской: «Завершая описание системы питания кочевников, следует сказать несколько слов о роли продуктов рыболовства и охоты в их рационе. Общепризнанно мнение, что монголы рыбу не едят и никогда не ели. Объясняют это часто нормами буддийской морали, запрещающей убивать живые существа, забывая при этом, что та же самая мораль не мешала монголам забивать скот и убивать дичь на охоте.

Дело не в запретах, а все в той же традиционной системе хозяйства и силе привычки скотовода только к мясу и молочным изделиям. Монголы, жившие в районе крупных озер и богатых рыбой рек, в голодные годы питались рыбой. Как говорит «Сокровенное сказание», Темуджин и его братья и их мать Оэлун в те трудные для них годы, когда умер отец, и остальная родня бросила их без помощи на произвол судьбы, кормились тем, что выкапывали коренья и ловили в Ононе хариусов, ленков и плотв.

И уж если не пренебрегал рыбой сам Чингисхан, то, наверное, в столь же экстремальных ситуациях не брезговали ею и остальные монголы. Били ее стрелами из лука, никаких рыболовных снастей у монголов так и не появилось вплоть до зарождения рыбных промыслов на крупных озерах уже в ХХ в».[1]

Длительное совместное проживание с русскими, катаклизмы истории этноса потомков кочевников в XX веке заставили татар Тавриды поступать по примеру их пращура, но любви к рыбе это не привело.

Фото вверху — с сайта BlackSeaNews


[1] Н. Л. Жуковская. Пища кочевников Центральной Азии (К вопросу об экологических основах формирования модели питания).

(Советская этнография, 1979, №5, стр. 65-75)

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.5 / 5. Людей оценило: 11

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

22 июня, день национальной памяти нашего народа

Евгений ПОПОВ

Поговорим начистоту

Евгений ПОПОВ

Помнить своих героев

Оставить комментарий