Крымское Эхо
Архив

Марина Матвеева: «Быть революционером – право поэта, но не его обязанность»

Марина Матвеева: «Быть революционером – право поэта, но не его обязанность»

КРЫМЧАНЕ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

Елена СЕРЕБРЯКОВА

Поэт, критик и журналист <b>Марина Матвеева</b> <i>(на фото)</i> широко известна в литературных кругах не только Крыма, где она проживает. Марину знают далеко за пределами полуострова – благодаря ее талантливым стихам и подвижнической деятельности на культурной ниве: в настоящее время Марина успешно совмещает руководство Творческим Собранием «Поколение Тридцатилетних» (Симферополь) и координаторство в проекте «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост». Именно с него мы и начнём диалог с нашей героиней.

— Марина, вот уже больше года действует творческий проект «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост» с центром в Крыму. Он становится все более широко известным – в нем участвуют поэты и барды из смых разных городов и стран. Расскажите о нем.

— «Видеомост» родился из личного проекта координатора Михаила Митько, крымского поэта и барда, – поначалу, как возможность собраться дома у компьютеров авторам из 3-4-х городов и петь друг другу песни. В посткризисные годы далеко не всем легко часто выбираться на фестивали, а видеовстреча – это возможность и увидеть друзей, и познакомиться с новыми людьми, узнать, чем дышат там, где, может, уже и менталитет не совсем такой, как у нас, хотя и русский… Но точно не крымский.

Понятное дело, в «домашней обстановке» проект долго не продержался – захотелось выхода в официальное пространство. «Видеомост» был поддержан и вдохновлён литературным порталом «Литфест», модератор сайта Полина Городисская обсуждала с Михаилом возможности видеовстреч, в Киеве была проведена презентация. Я – автор и Сенатор «Литфеста», идея меня очень вдохновила, тем более, что мне выпало счастье творчески путешествовать не только по Украине, а также в России, Беларуси, Молдове, побывать на Форум молодых писателей в Липках и др., и поэтические знакомства есть в очень многих местах. И мы стартовали в Крыму.

Первой поддержала нас Симферопольская ЦГБ им. А.С. Пушкина, в ней состоялся пилотный мост. Идея была быстро подхвачена, и на настоящий момент мы насчитываем уже более 20 официальных видеомостов, их можно увидеть на сайте проекта videomost.org. А городов-участников уже – более 50. На сайте есть карта, количество точек на которой постоянно увеличивается. Увеличивается и число знаковых литературных имен, встречавшихся с Крымом «на мосту».

— Видеомосты с какими городами были самыми запоминающимися?

— Каждый видеомост – явление запоминающееся. Подготовка его – как подготовка небольшого фестиваля, и мы это делаем каждый месяц, а то и не один раз. Каждому городу есть, что сказать. Порадовал Луганск – с ними прошел самый первый поэтический мост. Яркими были барды Омска, Братска, Владивостока, Салехарда, Иркутска. Поэты Москвы, Одессы, Киева, Харькова, Иркутска, Алма-Аты, Беларуси, Ростовской области, Тулы, Новосибирска…

С далёкими городами «веселее» подготовка – нужно учитывать разницу во времени. Но у нас уже наработан опыт. «Зажигают» и крымчане – в мостах участвовали Симферополь, Севастополь, Евпатория, Керчь, Бахчисарай, Ялта, Феодосия… Кому-то удобнее подключиться из своего города, кто-то из крымчан предпочитает приехать на официальное мероприятие в Симферополь.

Нельзя не порадоваться поддержке проекта крымскими библиотеками, культурными центрами, Институтом культуры, Союзом русских, украинских и белорусских писателей Крыма, симферопольскими литклубами, различными фестивалями, крымской прессой и телевидением. А также творческими организациями других городов, например, Южнорусским союзом писателей. И множеством литсайтов и инфопорталов. Мы отбираем для участия поэтов высокого уровня, это сложно – возникают обиды от тех, кто не прошел отбора. Но это естественное.

— Какие у проекта планы на будущее?

— «Видеомост» задумывался прежде всего как связь с литературой тех городов и стран (Россия, страны СНГ, зарубежье), куда нам, может быть и хотелось, не нелегко доехать на фестивали, чтобы познакомиться с поэтами и бардами лично. Хотя не удивительно, что откликнулась на него, прежде всего, Украина – наши творческие друзья, братья и сестры. И, конечно, Москва. Однако проект будет развиваться в направлении удаления.

В ближайших планах – видеомосты с Челябинском, Новосибирском и другими российскими городами. А также – с США, Францией, Австралией, Бразилией. Русская поэзия – и очень неплохая – есть везде. Думаем, что подключатся и другие достаточно удаленные точки. Приглашаем. Если у вас есть друзья – талантливые поэты России и не только, предложите им видеомост с нами. Это всегда интересно и ново. Хотя и хлопотно, конечно, но это приятные хлопоты. Хотелось бы внимания к проекту официальных лиц. Но это сложно: видеомост аполитичен – это одно из его главных правил. Только творчество!

— Как вы считаете, должен ли писатель быть одиночкой или ему нужны союзы писателей и другие творческие организации?

— Одиночкой сейчас быть сложно. Даже если ты не состоишь в союзе – ты все равно с ними сотрудничаешь. Если ты, конечно, не сетевая нимфа под ником, которой достаточно опубликовать стишок и наполучать лайков. Не считаю грехом состоять в союзах, хотя, смотря какой союз… Сейчас официально состою в Союзе писателей России, Южнорусском союзе писателей и Союзе русских, украинских и белорусских писателей Крфма. Последняя организация – крымская региональная, однако открыта к сотрудничеству со всем миром, особенно ее журнал «Брега Тавриды», в котором я сейчас один из поэтических редакторов. В ближайшее время в журнале готовится большая подборка поэзии участников видеомостов из разных городов.

— В вашем резюме сказано, что вы член Национального Союза писателей Украины…

— Уже нет. Была исключена из НСПУ в конце прошлого года. Официально – за неуплату взносов. Неофициально – «за критику». В одной из статей упомянула о невысоком уровне издания Крымской организации союза. Странна та организация, которая может репрессировать за пару абзацев… правды. Странно было бы и платить ей взносы. Считаю, что этого заслуживает лишь тот союз, который делает что-то полезное для своих членов, а не вспоминает о них лишь тогда, когда нужно собрать поборы. А также хотелось бы, чтобы союзы следили за тем, дабы между их членами не было интриг, нечистоплотных поступков и серьезных решений, принимаемых на основании личных капризов, обид и мести. Это мельчит и принижает организацию. А иметь дело с мелочными… Кому нужна мышиная возня?

Пример настоящей интереснейшей деятельности, а также дружбы и взаимывыручки может подать одна из ярчайших на настоящее время писательских организаций – Южнорусский союз писателей.

— Вы состоите в ЮРСП уже не первый год. Думаю, есть о чем рассказать.

— Для начала скажу о том, что Южнорусский союз активно поддержал «Видеомост». И участием, и информационно, и привлечением в мосты интереснейших людей. Думаю, благодаря этому сотрудничеству мы развернемся достаточно широко. В Крыму уже набралось немало членов ЮРСП в разных городах. Хороши также фестивали, организованные Союзом, и его площадки на различных известных фестивалях.

Многие члены ЮРСП признавались мне, что союз их «вывел в литературу». Я этого сказать не могу, меня, скорее, «подхватили» на пути собственного движения. Но я очень рада двигаться в одном направлении, хотя и не во всём. У каждого поэта свой путь. Такой же свой путь и у «Видеомоста» – он шире рамок одного союза. Но благодаря мостам ЮРСП может найти новых людей для включения в свой состав (как это произошло с Юлией Баткилиной из Харькова и Любовью Василенко из Керчи), так что наша любовь вполне взаимна.

— Так что же такое, по-вашему, современная литература? Как вы считаете, можно ли и имеет ли смысл в современных условиях «сетевой вседозволенности» бороться за литературный уровень? Что такое уровень – в вашем понимании.

— Не могу сказать однозначно, что такое уровень. Я определила пока это только для себя. Замечаю, что качество стихов и прозы выше у меня тогда, когда я меньше занята самоотдачей, творческой деятельностью, организацией чего-то. Поэтому знаю, что мне нужно чередование: период накопления, создания – период отдачи. Сейчас – второй. То, что пишется в процессе его, мне далеко не всегда нравится. Но зато есть, что отдавать из предыдущего периода – уединения и размышлений.

Бороться за уровень? Можно и нужно. Хотя сейчас к критикам относятся как к гаишникам – сказал «плохо», значит, «козёл». Могут и перестать общаться, выключить из какого-то междусобойчика, начать вредить… Но я уже к этому привыкла, иногда чувствую, что у меня менталитет критика сильнее, чем поэта. Сейчас так нужно: необходимо держать планку видеомостов, а также отзываться на происходящие события культурными обозрениями… оборзениями… «Культурные оборзения» – так называется моя рубрика на сайте «Графоманам.нет».

— О вас говорят как об авангардисте. Но, если взглянуть на ваши стихи, то они – разные. Есть и вполне традиционные.

— «Авангард» – это просто нестандартное мышление, в том числе и в слове. Можно писать и своеобразно, и традиционно – как чувствуешь, как можешь в данный момент. Насилие над собой приводит к рождению уродцев… Часто слышу о нетрадиционной поэзии, что она «неживая», «топорная», «конструкции». Может быть. Но лишь в том случае, если создавалась не по вдохновению, а потому, что «надо быть авангардистом». Частенько «авангардист» именно таков, увы. Но далеко не всегда. Нередко наоборот – настоящая жизнь бьется именно в нестандартном решении.

— Должен ли поэт высказывать свою гражданскую позицию в стихах – особенно в свете политического беспредела – или он просто «свидетель времени»?

— Поэт никому ничего не должен. Истинный поэт тот – кто пишет то, что хочет, чего требует душа. Если это совпадает с «отражением стремлений целого поколения», то рождается «звезда». Но начать писать что-то не свое в угоду звёздности – значит потерять себя. К тому же, «стремления поколения» нетрудно угадать: дайте нам свободу, пиво и траву. Учить людей пить и употреблять, «разрешить» им быть скотами – легчайший способ прославиться. На моем веку далеко не один поэт стал такого рода «кумиром». Но это – слишком просто и слишком неблагородно. А мы пойдем по сложному – и благородному пути: вести человека к человеку, а к «свободе» скотства.

Хочешь протестовать – протестуй, выражать – выражай, но никогда не протестуй и не выражай просто потому, что «так надо». Быть революционером и борцом – это право поэта, НО НЕ ЕГО ОБЯЗАННОСТЬ. Меня подбивали протестовать и выражать на тему Евромайдана, даже пытались давить на психику: мол, какой ты поэт, если в такой время пишешь и читаешь о чем-то другом. Не хочу. Не хочу быть не собой, играть чужую роль.

Мне достаточно сведений о том, как пострадал – физически и психически – ряд поэтов из-за декабрьских событий. Если я увижу, что то, ради чего они протестовали, та самая их «истина», станет их лечить, спасать и с ними носиться – тогда мне станет ясно, что эта «истина» действительно достойна борьбы. Но пока вижу лишь разрушение и саморазрушение – безо всякого смысла.

— Вы поэт или поэтесса? (в жизни поэтов женского пола этот вопрос всегда был очень важным).

— Важность вопроса преувеличена. Причем людьми явно с комплексом неполноценности. Как мужчинами, его задающими, так и женщинами, слишком громко кричащими «Я поэт!». Это – их выбор: так чувствовать, так жить, так творить. Точно так же имеет женщина право и на выбор быть поэтессой: нежной, мягкой, тонкой… Обидно, когда это осуждается. Себя могу проявить и в том, и в другом «поле». Поэзия – адвайта. Явление недуальное. Поляризовать ее по половому или еще какому-то признаку – обеднять себя, отнимать у себя целую половину ее свойств.

— Что такое поэт: это стихи, которые он пишет, или его творческая и прочая литературная деятельность?

— Меня часто спрашивают: а как быть тем, кто ПРОСТО ПИШЕТ? Я долго была тем, кто просто пишет. Долго и совершенно сознательно боролась за это право, всяческим прославившимся на культуртрегерстве людям говорила: «Ты графоман, тебе надо работать над стихами. Становиться «самым известным поэтом» не посредством поэзии, а посредством чего-то другого – пошло». Но мир поэзии менялся слишком круто – и прямо на моих глазах… Сейчас перестали видеть качество текста, красоту слова…

Произведением становится уже даже не личность, а – дело. Людям свойственно меняться: и – захотелось что-то сделать. Сначала небольшое, затем… И все же знаю – для меня истинное творчество возможно только в покое. Поэтому дни и минуты покоя – самое бесценное…

— О чем вы пишете и зачем? Ваши творческие планы, идеи и задумки.

— У меня два плана в творчестве: план личного и межличностного, и план – трансцендентного. Между ними провисает план социального, точнее, один его аспект: я терпеть не могу писать «о современной действительности», политике, экономике, ругать страну, учить президента править… Поэтому плохо нахожу общий язык с теми поэтами, кто увлекается этим… Они очень популярны. Среди них есть истинные таланты, вроде Евгении Бильченко.

Но даже ей я могу сказать, что лирика ее мне ближе, чем социальное. Впрочем, и у меня есть стихи о стране. Но она персонифицирована, это чувствующее живое существо, иногда даже – авторское «я». Все-таки невозможно пройти мимо самой себя в этом аспекте. Но все же – душевное и духовное – самые близкие мне темы. Хотя нередко – антидуховное… Но у каждого из нас – свой поиск.

Пока в свободном полете – ещё не опубликовано – мое самое заветное произведение – юмористическая поэма-фэнтези «Турозавриада – крымский эпос». Она должна выйти книгой в жанре фэнтези, но современные издательства боятся стихов. Нужен издатель с очень нестандартным мышлением, чтобы взяться за это во многих отношениях странное, «ушестойное» произведение. Но – его первые читатели: и «простые», и авангардисты – в восторге. Уверена: будут «пищать» и все последующие. Ау, рисковый издатель!

Идеи и задумки – их множество. Выход новой книги стихов, которая будет называться «ТРАНС[крым]ЦИЯ», продолжение движения по городам перформансов «Экзистенция имени меня» и «Крыманьонцы», возможно и создание других. Статьи, проза… Видеомосты, конечно. А там и еще что-то родится – сейчас творческие идеи просто сыплются с неба… Конечно же, дружить и общаться с другими поэтами, учиться у них, развиваться. Хотелось бы научиться петь – голос есть, нет времени. Хочется путешествий. Почему-то именно по России – мечтается об Урале, Алтае, Хибинах… Мечтам свойственно сбываться – что ж, посмотрим.

Чего и вам желаю.

[url=http://write-read.ru/interviews/511] Интернет-ресурс «Пиши-Читай» –
литературный проект еженедельника
«Аргументы недели» (Москва) [/url]»

Досье интервьюера:

Интернет-проект «Пиши-Читай»

Цель проекта – сблизить читателя и писателя, автора и его аудиторию вплоть до прямых контактов в блогах и форумах. Восстановление интереса молодой аудитории к литературе, книге, помощь в выборе качественной литературы.

Всё меньше в библиотеках современных людей появляется традиционных бумажных книг, люди переходят на ридеры, издательства разоряются, писатели не могут контролировать свои гонорары из-за пиратства во Всемирной виртуальной паутине.

Конечно, полностью бумажные книги не исчезнут, останется детская литература, фотоальбомы, иллюстрированные издания. Но нам уже сегодня нужно готовиться к переходу к электронному книжному рынку и делать это цивилизованно. Поэтому мы хотим представить эту площадку для писателей, критиков, издателей, библиотек, магазинов и, конечно же, читателей – объединить всю цепочку литературного процесса, сделать контакт с аудиторией проще и быстрее.

В материалах сайта планируется использовать информацию из регионов России о событиях в книжной среде.

Елена Серебрякова– автор детективных рассказов и историй для женских изданий, журналист. Окончила историко-архивный институт Российского Государственного Гуманитарного Университета (ИАИ РГГУ), защищала диплом на тему российской словесности и авторства на примере романа М. Шолохова «Тихий Дон». Профессию журналиста получила «в наследство», так как вышла из журналистской семьи, писать заметки начала еще в подростковом возрасте.

Работала в ряде центральных российских изданий, в частности «МК», Ъ, АиФ. Была завотделом культуры в газете «Московский корреспондент», запомнившейся всем своими вольнодумными материалами и закрытой после заметки о личной жизни президента – и считает этот этап одним из самых ярких в своей профессиональной биографии. В настоящее время работает в интернет-ресурсе «Пиши-Читай» – литературном проекте известного еженедельника «Аргументы недели».

[color=red]См. также:[/color]

[url=http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10341]Солнечный удар: «Остров Крым» на карте Украины и… России
ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕДКОЛЛЕГИИ «КРЫМСКОГО ЭХА» ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ РАДИО «ГОЛОС РОССИИ»
[/url]

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Дни Русского Исхода

Дмитрий СОКОЛОВ

Нужен ли нам «закон об обструкции», или как симферопольцам обойти Прокуратуру?

Олег ШИРОКОВ

У нардепов проблемы с потенцией?

Борис ВАСИЛЬЕВ

Оставить комментарий