Крымское Эхо
Архив

Крысификация «Щелкунчика»

Крысификация «Щелкунчика»

ФАШИЗМ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В СТАРОЙ СКАЗКЕ

Дарья ЗОРИНА

У всех свои новогодние сказки. Пока родители на кухне разделывали селедку и пекли «наполеон» под «Иронию судьбы» я, как и многие мои ровесницы, завороженная игрушечными мелодиями Чайковского, изо всех сил завидовала девочке Мэри в светло-голубом платье до пола, которая, открыв утром двери комнаты, увидела неимоверной высоты елку и неисчислимое множество подарков, а среди них — маленького уродца Щелкунчика. В этой сказке была наивысшая концентрация волшебства и любви к детству. Мы смотрели мультфильм «Щелкунчик», читали книгу «Щелкунчик» и не пропускали балет «Щелкунчик», который ежегодно щедро показывал один из крымских каналов.

 

Юный принц в костюме Наполена

Крысификация
Не посмотреть нового «Щелкунчика» Кончаловского с таким почти сакральным отношением к этой сказке было бы неуважением к собственному детству. Точно так же решили миллионы людей, купивших взрослые и детские билеты в кинотеатры и нацепивших 3D-очки. То, что сделал с нами Кончаловский, можно было бы назвать преступлением, заставившим многократно вертеться в гробу и Чайковского, и Гофмана, если бы не одно «но». Именитый режиссер имел полное право создать собственную историю, опираясь на образы классического «Щелкунчика», чтобы завлечь зрителей на эпическую картину о фашизме. И он создал ее при помощи международной команды актеров, в которой нашлось место лишь одному русскому имени — Юлии Высоцкой.

Эль Фаннинг, сыгравшая Мэри,
подает большие надежды»

Крысификация
Как объяснил сам режиссер в «фильме о фильме», недавно появившемся в сети, мечты об этом кино грели его с конца 60-х годов: «Я хотел сделать волшебный фильм в лучших традициях «Мэри Поппинс» и «Волшебника в стране Оз». Тогда как раз был период оттепели, и англичане выступили с предложением снять совместный фильм с американцами и русскими. Это должно было быть что-то у русском балете, и «Щелкунчик» сюда очень подходил. Мы с Тарковским как раз закончили работу над «Андреем Рублевым», и нам доверили написать сценарий под это кино. Сценарий был написан, но тут умер английский режиссер, который задумал этот проект, и планы были отложены». Кто и почему доверил детскую сказку людям, чье кино и для самых умных взрослых остается непонятным, — этот вопрос так и остался без ответа.

 

Дядюшка Альберт

Крысификация
Судьба правильно поступила, не позволив Андрею Кончаловскому снимать свой вариант классики в те годы, когда у него не было бы ни такого умопомрачительного бюджета, ни компьютерных технологий, ни жены, способной из всем знакомой кулинарной феи превращаться в фею настоящую.

Сюжет Чайковского показался великому отпрыску великой режиссерской семьи скучноватым и слащавым, а задумка Гофмана — избитой. Поэтому он снял постмодернистскую антиутопию, заручившись помощью ведущих компьютерных графиков и раздобыв небывалую сумму в 90 млн. $. Кстати, история о финансировании фильма получила большой резонанс в российских СМИ, когда выяснилось, что этот международный проект получил в кредит 50 млн. $ от Внешэкономбанка — государственного финансового учреждения. А после этого лично Путин распорядился, чтобы ВЭБ добавил еще 10,9 млн. $ на перевод фильма в стереоформат. Остальные деньги Кончаловский, видимо, получил с налога на пустые болванки, проходящего через руки его барствующего брата Никиты Михалкова. Для тех, кто не в курсе, объясняем, что это страшно нелюбимый россиянами налог, которым облагается вся звуко- и видеозаписывающая техника, а также носители памяти. Впрочем, хватит о деньгах. Есть повод быть уверенными, что сборы «Щелкунчика» превысят затраты на съемочный процесс.

Высоцкая сменила фартук на костюм феи»
Крысификация
Итак, мир «Щелкунчика» по Кончаловскому — это большой город конца 20-х годов прошлого века, это солнечные европейские улицы и комнаты, оформленные в стиле ар-деко. Режиссер не стал лишать зрителя возможности вернуться в восторженное детство и оставил гофмановскую завязку с красивым домом, голубым платьем, умной и красивой девочкой Мэри, шкодным братцем Максом и, конечно, высоченной роскошной елкой. Первые странные ассоциации появляются уже при появлении дядюшки Альберта, загримированного, почему-то, под Эйнштейна. Дядюшка Эйнштейн поет песенку про теорию относительности и дарит Мэри нехитрую куклу-щелкунчика, которая превращается в принца и противостоит противной Эйнштейну научной философии — агрессивной индустриализации и заполонению мира грубыми машинами убийства и порабощения. Огромными производственными мощностями владеет фашиствующий злодей, но не мышь, как у Гофмана, а крыса (образ мыши показался режиссеру слишком безобидным и вызывающим недостаточно отвращения).

 

Артистичный Гитлер-Уорхол

Крысификация
Главный злодей — личность чрезвычайно сложная и интересная для психоанализа. Это мужчина среднего возраста с повадками Гитлера, но внешностью почему-то художника Энди Уорхола (отдельные критики усмотрели в этой развернутой метафоре теорию о том, что современное искусство столь же губительно для человеческой цивилизации, сколь и фашизм). Король крыс интеллигентен и любит джаз, он мечтает о крысификации всего мира и порабощении человечества, но остается инфантильным ребенком, до боли привязанным к своей грубой и уродливой матери. Злодей-крыса тихонько планирует покорить мир и запасается летательными механизмами, мотоциклами, всяческими машинами убийства и железными башнями порабощения. Однажды он со своей свитой выходит на поверхность и устанавливает в людском мире тоталитарные порядки, быстро приводя солнечный счастливый город к разрухе и запустению. У него есть огромная фабрика по производству дыма, где он сжигает детские игрушки. Заветная мечта короля крыс — сделать такое облако, которое бы навсегда закрыло солнце (фашистствующий эстет, оказывается, еще и загрязняет экологию). Но под упоминания о Фрейде и разухабистые песенки, положенные на музыку Чайковского добро побеждает зло, а любовь девочки Мэри и сказочного принца Щелкунчика одерживают верх над подлым врагом рода человеческого.

Солдаты короля крыс
срисованы с немецко-фашистских

Крысификация
А знаете, что самое смешное? Что «Щелкунчик и Крысиный король» Кончаловского — это все же детский фильм, пусть мрачноватый и странный. Ведь если бы Андрей Кончаловский решил снять фильм для взрослых, он был бы совершенно другим. Что ж, прививать детям с младых лет нелюбовь к тоталитарным формам правления, замешанным на фашистской идеологии, — не такое уж и бессмысленное дело. А взрослые, те, что поумнее, пусть ломают голову над очередным детищем режиссерской семьи — за российские рубли редко снимают кино, над которым можно задуматься.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 1

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Как предательство трансформировать в политическую целесообразность

.

После дождичка

Ольга ФОМИНА

«Татаррры вон…»?

.

Оставить комментарий