Крымское Эхо
Архив

Раздвоение души

Раздвоение души

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ МОЖЕТ ПОХОРОНИТЬ УКРАИНСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Олег МАРКЕЛОВ

Церковный раскол на Украине никогда не был только церковной проблемой. По сути дела, украинское государство с момента своего основания живет в состоянии холодной религиозной войны, конца которой пока не видно. В эту войну втянуты не только верующие и не только политики, играющие на религиозных и национальных чувствах «электората». По большому счету, вопрос раскола – это вопрос сохранения нашей идентичности, вопрос выбора: принадлежим мы к русскому миру, к огромному духовному пространству Киевской Руси с его каноническим Православием и великой культурой — или откалываемся от этого мира и уходим в историческое небытие. Вместе со страной.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита на Украину назвал раскол причиной всех украинских проблем.

«Там, где разделение, — там вытекает кровь, теряется энергия… и теряется способность достигать цели, поставленные перед народом, нацией и государством, — сказал Патриарх. — Потому что, разделенные в самом главном и святом, люди становятся неспособными объединиться вокруг политических лозунгов и политических программ».

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


Раздвоение души
Церковный раскол — это раздвоение народной души. Раскол Украины — это отражение раскола Церкви, а не наоборот. Выдвинув лозунг «независимой Украине – независимую церковь», украинская власть во главе с первым президентом Леонидом Кравчуком с самого начала заложила бомбу под собственную государственность. Хотя дело, конечно, не в личности Кравчука, а в официальной государственной мифологии, в которой Россия и все русское, а в первую очередь, русское Православие есть синоним зла.

Эту мифологию, убийственную для страны, с разной степенью настойчивости и упорства насаждали и Кравчук, и Кучма, и Ющенко. Просто последний был более упорен и более последователен.

Поддерживая раскол, украинские «демократы» пошли путем проклинаемых ими большевиков, которые создали под контролем ОГПУ так называемую обновленческую церковь. К концу 1922 года обновленцы с помощью представителей власти захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Патриарх Тихон предал обновленцев анафеме и объявил их организацию «незаконным сборищем».

Несмотря на жестокие репрессии в отношении противников новой церкви, а также на ее признание Константинопольским патриархатом (чего украинские раскольники добиться пока не смогли), затея большевиков провалилась. К 1945 году под контролем обновленцев оставался только один храм. После смерти лидера движения Александра Введенского обновленчество перестало существовать.

Сегодня, как и в худшие советские времена, мощь государственной пропагандистской машины направлена на очернение канонического Православия. Подрастающему поколению усиленно вбивают в сознание, что оплотом «реакции» и злейшим врагом украинцев была именно «московская» церковь. За примерами далеко ходить не надо.

Православная церковь «активно выступала против национального движения», православное духовенство поддерживало «тесный контакт с охранкой». «Церковь фактически превратилась в составную часть бюрократического аппарата самодержавия, в орудие его русификаторской политики». Все это — цитаты из учебника по истории Украины для девятых классов, кстати, выпущенного в 2002 году, при «умеренном» Кучме. Учебник написан на русском языке и предназначен для русских школ. То есть, для русских детей, крещеных в Православие.

Все это вызывает чувство возмущения и отторжения не только у воцерковленных людей, но и у всех, кто отождествляет себя с русской культурой.

Главной причиной провала обновленческого проекта были твердая позиция патриарха Тихона и бойкот раскольничьей церкви со стороны верующих, которые почувствовали, что власть пытается подменить истину религиозным суррогатом и отвергли подмену.

Так и сегодня. Люди могут не ориентироваться в канонических тонкостях, но они инстинктивно отвергают фальшивку, которую власть старается подсунуть им под видом «национальной», «независимой» и «государственной» церкви.

Только факты

Кавалер ордена Дружбы народов

 

 

Человеческие страсти и амбиции всегда были движущей силой истории. История церковного раскола на Украине — не исключение. Факты биографии вдохновителя раскола, 80-летнего Михаила Денисенко, который называет себя патриархом Киевским и всея Украины-Руси, не требуют комментариев. Они говорят сами за себя.

 

Михаил Денисенко


Раздвоение души
Биография Филарета Денисенко — это биография успешного церковного функционера. Будущий раскольник был пострижен в монашество в 1950 году, и за 16 лет сделал головокружительную карьеру от смотрителя патриарших покоев (1950) до патриаршего экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода (1966). В этом временном промежутке Филарет успел посидеть в кресле епископа Венского и Австрийского, а также ректора Московской духовной академии и семинарии (1964).

В 1979 году 50-летний митрополит получил от советского правительства орден Дружбы народов. Ирония судьбы…

В мае 1990 года, после смерти патриарха Московского и Всея Руси Пимена местоблюстителем патриаршего престола был избран митрополит Киевский Филарет Денисенко. Это означало, что, скорее всего, именно он возглавит Русскую Православную церковь. Местоблюститель становится Патриархом — так гласят неписанные церковные правила, и так было на протяжении столетий. Кроме того, кандидатуру Филарета поддерживали в ЦК КПСС.

Однако на сей раз неписанные правила не сработали. А находившаяся на излете своего могущества коммунистическая партия не смогла обеспечить победу своего человека. По свидетельству митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, Филарет накануне Архиерейского собора, который должен был избрать Патриарха, побывал на аудиенции у тогдашнего председателя Верховного совета СССР Анатолия Лукьянова. «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет», — сказал Филарету Лукьянов.

6 июня 1990 года Архиерейский собор, прошедший в Даниловом монастыре, избрал трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана), ныне возглавляющего Украинскую православную церковь, и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). В результате тайного голосования Патриархом был избран Алексий. 139 архиереев отдали свои голоса ему. Владимир получил 107 голосов, Филарет – 66.

Распад Советского Союза открыл перед Филаретом новые возможности. Стремление Леонида Кравчука получить независимую, а на самом деле абсолютно лояльную власти церковь, действующую в рамках новой официальной идеологии, совпало с желанием обиженного митрополита получить вожделенное патриаршество. Филарет быстро «перестраивался» вместе с партийной элитой Украины. Если еще в мае 1990 года он публично обвинял сторонников независимости Украинской православной церкви от РПЦ, в связях с «зарубежными националистическими организациями», то уже в ноябре 1991-го Филарет Денисенко возглавил Собор УПЦ, принявший решение об автокефалии, таким образом, став главным виновником церковного раскола.

В мае 1992 года Архиерейский собор УПЦ, прошедший в Харькове, выразил раскольнику недоверие, а в июне Филарет был извергнут из сана и лишен всех степеней священства. Формулировка: «за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

В феврале 1997 года Филарета предали анафеме. С канонической точки зрения ныне он не патриарх, а мирянин Михаил Антонович Денисенко. В настоящее время Михаил Денисенко возглавляет Украинскую православную церковь Киевского патриархата, прихожанином которой является президент Виктор Ющенко. УПЦ КП не признана ни одной из поместных православных церквей мира.

«Исцеление церковного раскола на Украине будет возможно тогда, когда все мы сможем в своем сознании сопрягать очень важную истину: паствой церковной являются все крещеные православные люди независимо от их политической ориентации, симпатий и антипатий»»

 

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

В Крыму воруют бюджетные деньги

Борис ВАСИЛЬЕВ

Вернули людям веру в справедливость

.

«Дорогами Победы». Херсон и Николаев

.

Оставить комментарий