Крымское Эхо
Архив

Золотая цепь от Аю-Дага

ВТОРОЙ КРЫМСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ФАНТАСТИКИ В ПАРТЕНИТЕ

Леонид ЖИДКИХ

Слово «цепь» в людском подсознании поначалу вызывает не слишком позитивные эмоции. На ум сразу же являются ассоциации с несвободой, кандалами, свирепыми цепными псами и т.д. Хотя есть и попытки романтизации цепей. Вспомним, например, знаменитый хит «Наутилуса Помпилиуса» о скованных одной цепью, который несколько реабилитировал цепные узы, добавив этому понятию некую благозвучность. Но по-настоящему романтичным становится это слово при воспоминании об одном из самых лучших произведений великого романтика Александра Грина – «Золотая цепь», которое по своей популярности стоит рядом со знаменитыми «Алыми парусами». Творчество знаменитого фантаста-романтика, который, как известно, почти всю свою, увы, недолгую жизнь прожил в Крыму, и явилось основополагающим для выбора названия главного приза II Крымского открытого фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг», проведенного в Партените.

«Золотая цепь» — именно так назвали организаторы фестиваля главный приз Партенитского конвента. Добавим к этому, что перед названием фестиваля стоит цифра два. Да, писатели-фантасты, литературные критики, представители издательств собрались в Партените уже во второй раз. Первый такой конвент состоялся весной прошлого года. Говорят, что первый блин всегда комом. Комом он тогда не получился, но у Светланы Поздняковой, идеолога и организатора того первого фестиваля, из-за малого организационного опыта не все получилось гладко – некоторые накладки как в организации, так и в тематике того фестиваля все же были.

Это фантастика!
Светлана Позднякова и Глеб Гусаков

Несмотря на это, первый фестиваль всем понравился. Но больше всего участникам конвента пришелся по душе сам Партенит. Все, особенно те, кто приехал сюда в первый раз, восхищались неповторимой красотой и аурой Аю-Дага, своеобразием Партенитской долины, морем, уникальными парками, нетипичной для крымских поселков архитектурой Партенита. Во многом поэтому, а также вторя неподдельному энтузиазму тех, кто организовывал фестиваль, призыв Светланы Поздняковой сделать конвенты в Партените ежегодными был услышан и поддержан.

То, что это было не словами вежливости в адрес хозяев, а искренним желанием тогдашних участников подтвердил нынешний состав собравшихся на конвент – почти все тогда побывавшие в Партените вновь приехали. На ошибках, пусть даже и небольших, умные люди учатся. В Партените прежние недоработки при подготовке ко второму конвенту были учтены, и, к тому же, его организацией вплотную занялся сведущий в этих делах человек – Глеб Гусаков, известный писатель-фантаст (литературный псевдоним Ярослав Веров), ставший директором фестиваля.

Фантастическая птица!..

Благодаря совместным усилиям Глеба Гусакова и Светланы Поздняковой второй Партенитский фестиваль фантастики, прошедший с 16 по 19 октября, приобрел более широкий размах. Значительно расширился круг участников – на конвент приехало более восьмидесяти человек из разных регионов Украины, России, Беларуси, Латвии. Среди них такие известные в мире фантастики писатели как: Дмитрий Громов (один из Олди, Харьков), Андрей Валентинов (Харьков), Владимир Васильев (Николаев – Москва), Дмитрий Казаков (Нижний Новгород), Дмитрий Володихин (Москва), Антон Первушин (Санкт- Петербург), Дмитрий Федотов (Москва), Сергей Слюсаренко (Киев), Вадим Кирпичев (Москва), Ярослав Веров (Донецк), Игорь Минаков (Москва), Юрий Иваниченко (Симферополь), Андрей Гальперин (Евпатория), представители издательств «ЭКСМО» (Москва), «Вече» (Москва), «Таврия» (Симферополь), «Снежный ком» (Латвия, Рига), «ПринТерра» (Волгоград), журнала «FANтастика» (Санкт-Петербург), а также критики, редакторы, начинающие авторы и просто поклонники жанра.

Что является главным для участников фантастических конвентов? По словам тех, кто давал интервью (см. далее), главным для них является личное общение, обмен мнениями, обсуждение новых идей и, конечно же, споры, ведь взгляды на многие вещи у тех, кто пишет фантастику очень часто кардинально разнятся. Высказать свою точку зрения на те или иные вещи участники конвента могли на семинарах и мастер-классах, коих за два дня прошло около десятка. В отличие от вузовских семинаров атмосфера на этих собеседованиях абсолютно свободна, раскована и, несмотря на возникающие порой жаркие диспуты, благожелательна.

Семинаристы-фантасты

Очень ценится чувство юмора, остроумие ответов на часто каверзные вопросы. Слушая порой совершенно оригинальные реплики, начинаешь понимать, отчего тот или иной из участников пикировки считается мэтром или близок к этому званию – сочность, образность, абсолютно точно выстроенная фраза – все это является отличительными чертами неординарно пишущих авторов.

Второй фестиваль фантастики в Партените, по признанию всех, кто в нем участвовал, прошел весьма успешно и всем без исключения понравился. Особенно отмечалась душевность, царившая на конвенте, его четкая организация, интересными были признаны и темы, обсуждавшиеся на семинарах. На заключительном собрании при вручении призов фестиваля неоднократно это подчеркивалось, а однажды даже всем залом было громогласно проскандировано: «Конвент за-ме-ча-тель-ный». И опять все участники не удерживались от слов восхищения красотой и уникальностью самого Партенита.

Мощную рекламу своей здравнице, причем на международном уровне, сделали руководители ЗАО ЛОК «Айвазовское», разместив у себя участников фестиваля. В «Айвазовском» есть на что посмотреть – все просто захлебывались от восторгов по поводу парка санатория, декоративных и цветочных композиций его зеленой зоны, видов припляжной полосы, скульптур. Кроме возможностей полюбоваться красотами руководители «Айвазовского» поспособствовали фестивалю и чисто практически – помогли бесплатным транспортом для поездок на экскурсии.

В отличие от руководителей здравницы поселковые начальники даже и глазом не моргнули по поводу столь значимого для Партенита события. Удивительное отношение– поселку дарована возможность заявить о себе на международном уровне, населенные пункты получают при проведении таких фестивалей широчайшую рекламу, а у партенитских руководителей даже и пяти минут не нашлось хотя бы поприветствовать несколькими словами далеко не последних по статусу людей нескольких государств.

Мастер-классы

На недавно состоявшемся фестивале фантастики «Звездный мост» в Харькове мэр города Арсен Аваков не только принял участие в открытии конвента, но и помог его проведению практически – выделил достаточно солидную сумму на его организацию. Мэр миллионного мегаполиса считает это нужным и полезным, а вот партенитское начальство почему-то нет. К счастью, можно обойтись и без таких руководителей, что доказано успешностью проведения Партенитского фестиваля.

Прежде чем познакомиться с победителями и призерами в номинациях конвента, интересным представилось услышать то, как оценили состоявшийся фестиваль фантастики в Партените некоторые его участники.

Отвечает Глеб Гусаков, писатель-фантаст, директор фестиваля «Созвездие Аю-Даг», сопредседатель общекрымского клуба любителей фантастики. Украина, Донецк:

— Глеб, вы являетесь бизнесменом, хорошо известным писателем-фантастом, наконец, вы сопредседатель общекрымского клуба любителей фантастики — интересно, что подвигло вас, несмотря на такую серьезную занятость, взвалить на себя весьма хлопотные и требующие массу времени обязанности директора фестиваля фантастики?

Глеб Гусаков


— С детства любил фантастику, запоем ее читал, повзрослев, начал писать. От фантастики мне никуда не деться, я, можно сказать, живу этим. Мне по душе люди, которые интересуются фантастикой; чем могу, стараюсь таким помогать. Отсюда ответ, почему стал сопредседателем клуба любителей фантастики – больше общения, больше помощи интересующимся фантастикой. Я делаю доклады; пробующим писать фантастику помогаю разбирать тексты, что-то подсказываю. И вот у нашего клуба уже появилась обоснованная причина для гордости – недавно в издательство «ЭКСМО» принят и скоро будет опубликован роман члена нашего клуба Максима Хорсуна. Это безусловно успех для нас, первое наше достижение. Мне интересно и нравится всем этим заниматься. Что касается фестиваля, нелегких, прямо сказать, обязанностей по его организации в качестве директора и почему я взялся за это, то причина все та же – любовь к фантастике и то еще, что мне очень нравится Партенит.

— Вы живете в Донецке, интересно, как и чем вас привлек Партенит и где вы познакомились с председателем партенитского клуба любителей фантастики Светланой Поздняковой?

— Это все произошло благодаря первому фестивалю, проведенному в прошлом году в Партените, который Светлана организовывала и проводила сама. Это, конечно, было скромное мероприятие, на него приехало не так много людей. Приехали, кроме меня, Дмитрий Володихин, много нам помогавший в этот раз, Василий Владимирский — мы с ними тогда и решили, что надо помочь Партениту в организации последующих фестивалей. Главное, чтобы были хорошие люди, с которыми приятно работать, ну а Партенит – это без комментариев, он сам по себе фантастическое место.

— Глеб, вы организовывали этот фестиваль, а как, по-вашему, он прошел, все ли ожидания сбылись?

— Мне довелось побывать на многих конвентах, и скажу, что этот наш фестиваль выглядит весьма достойно. И это не только мое мнение – так считают все, кто здесь присутствует, а среди них немало людей опытных, побывавших на многих таких мероприятиях. Некорректно сравнивать, но все же скажу, что по сравнению с первым Партенитским фестивалем мы сильно поднялись. Во многом шаг вперед мы смогли сделать благодаря солидной помощи наших спонсоров. Это – московский клуб «Сильвер Дрим» (директор которого Игорь Гринчевский, к сожалению, заболел и приехать сюда не смог), московское издательство «Вече», обеспечивавшее нас деньгами (его главный редактор Дмитрий Федотов находится среди участников и провел уже здесь свой мастер-класс), это волгоградское издательство «ПринТерра», помогавшее нам полиграфией, книгами, постерами, пригласительными. К сожалению, партенитские власти абсолютно ничем организации фестиваля не помогли, хотя я неоднократно с ними общался.

— Как вы думаете, где удобнее проводить фестивали фантастики – в крупных мегаполисах либо в небольших населенных пунктах подобных Партениту, более тесно вписанных в естественные природные условия?

— Считаю, что чем больше фантастических фестивалей — «хороших и разных», тем лучше всем. Что же касается места проведения таких конвентов, то, как правило, если они и считаются городскими, но все равно обычно проводятся за чертой города. Например, такой известный конвент, как «Роскон», считается московским, но проводится в Подмосковье. Харьковский «Звездный мост» проводится на базе Харьковского университета, там проходят основные мероприятия, но живут и общаются его участники за чертой города. Что касается проведения наших партенитских фестивалей, то мы будем стремиться к повышению его престижности и значимости. В принципе, в Партените есть все условия для достижения этих высоких целей. Единственное, что нам потребно, — это найти солидного спонсора. Мы над этим работали и, кажется, такой спонсор реально появляется. Думаю следующий, третий по счету фестиваль фантастики в Партените пройдет уже с его участием. Уверен, следующий наш фестиваль окажется еще более интересным и познавательным для всех его участников.

***

А это — Николай Редька, художник-фантаст. Крым, Севастополь:

— Николай, вы были участником первого фестиваля фантастики, проведенного в Партените. Есть ли разница между первым и вторым фестивалями?

Николай Редька

— Разница, говорите? Да это совершенно разные вещи! В прошлый раз получилась даже не проба, а что-то вроде тусовки, но она понравилась. В этот же раз люди собрались с превеликим удовольствием, но никто не ожидал, насколько все будет хорошо. В третий раз, видимо, вообще будет супер. Ну, а тема, она всегдашняя, – общение между собой. Все рады поговорить, поспорить, обсудить что-то новенькое. Это общее для всех конвентов.

— Николай, по мнению многих, вы лучший художник-фантаст Крыма, да и по всей Украине работ, равных вашим, еще искать-поискать, да вот только найдешь ли. Интересно знать, как задумываются ваши картины, откуда берется вдохновение? Происходит это на природе, в уединенных местах или еще как-то?

— Вообще-то, я назвал бы это делом биоэнергетическим, и я не знаю, когда и где этот метеорит на голову свалится. К счастью, на их количество мне жаловаться не приходится. Конечно, когда напишешь какую-то сильную вещь — размерную, тщательно прописанную, на которую уходит много энергетических сил, приходит некий эмоциональный упадок, пустота, хорошо знакомая каждому творческому человеку, но это ненадолго. В такой период занимаю себя по пустякам, очень часто провожу время перед аквариумом – тихо рисую себе рыбок. Часто с друзьями выбираюсь на природу – легко, без мыслей, отдыхаю. Но долго такой период не длится. Вообще у меня в голове всегда крутятся какие-то заготовки, несколько смутные, ждущие падения метеорита. С его падением все проясняется, и я ухожу в работу.

— Скажите Николай, а есть работы, которые вам отдавать, продавать совсем не хочется?

— Да практически все! Ни одной не хочется отдавать, но что делать? Живу с этого, поэтому продаю все. Есть, правда, пара работ, очень личного характера, с которыми я не расстанусь.

— Николай, вы нередко приезжаете в Партенит, на заседания клуба фантастов, например. Вы хорошо знаете весь Крым, а как вам этот поселок?

— Партенит мне не просто нравится, я его люблю. Давно уже, лет двадцать назад, был здесь в командировке на полгода со всеми вытекающими из этого любовными последствиями – Партенит ведь никого от себя так просто не отпустит. Вот с тех, давних уже пор, он и остался в моем сердце. Планирую как-нибудь приехать сюда на недельки две-три и поработать. Уверен, что вдохновение Партенитом, здешняя атмосфера здорово мне поможет – тут плохо писать, по-моему, просто невозможно. Пусть сюда побольше приезжает художников, писателей, поэтов — вдохновляющих творческого человека символов и образов в Партените искать долго не придется. Желаю счастья и процветания Партениту!

***

Отвечает Андрей Валентинов, писатель-фантаст. Украина, Харьков:

— Андрей, вы бывали на многих конвентах. Обычно они проводятся в современных мегаполисах, таких как Москва, Харьков, Петербург и т.д. А как вы относитесь к проведению их в небольших населенных пунктах, таких как Партенит?

 

Андрей Валентинов


— Традиции проводить конвенты в тех или иных местах, руководствуясь какими-то определенными признаками, не существует. Как раз чаще они проводятся не в самих мегаполисах, которые обозначены местом проведения конвента, а за городом, где обычно более удобные условия для общения участников фестиваля. Что касается места, где сейчас мы собрались, то скажу, что место просто замечательное, и условия для работы и общения созданы очень хорошие.

— Андрей, по каким признакам, на ваш взгляд, можно определять успешность проведенного конвента: плодотворностью дискуссий, появлением новых идей либо методов, условиями работы конвента или еще чем-либо?

— Цель конвентов – это неформальное общение. Писатели в основном одинокие люди и им потому необходимо больше контактировать и со своими коллегами на порой специфические темы, и просто побыть в легком, свободном общении. Творческое общение на семинарах, мастер-классах иной раз приводит к появлению новых идей, которые потом возможно использовать в работе. Но, повторюсь, цель конвента – это общение, все остальное вторично.

— Андрей Валентинов – известное имя в мире литературы. А как вы находите темы, столь интересные читателям, каким образом к вам приходит вдохновение – это является само или вы как-то искусственно его вызываете?

— Темы, как плоды на грядке, вызревают постепенно, иногда появляется сразу целая гроздь. Обычно первым толчком к идее, замыслу служит какая-то ассоциация, какой-то случай, что-то может даже мельком увиденное, услышанное. Потом все это начинает формироваться, складываться, расти дальше. Тут раз на раз не приходится, иной раз этого толчка приходится ждать достаточно долго. Хотя, как правило, у меня с этим проблем нет.

— Андрей, пишите ли вы на заданные, заранее оговоренные темы? Скажем, по договору с издательством.

— Нет, я никогда, подписывая договор, не беру на себя обязательств писать на какие-либо заранее определенные темы. Я не хочу быть связанным формальными обязанностями. Но вообще такая практика существует, причем еще с советских времен. Человек получает определенный задаток и потом его отрабатывает согласно договора, в который включаются темы, на какие писатель должен написать определенное количество произведений. Но это не для меня, я на такие вещи не иду. Страшная, по-моему, вещь – связывать таким образом творческого человека. Иногда на это идут, чтобы печататься. Пишет человек, но выпустить книгу никто не берется. Вот иной раз с отчаяния и идут на такое. Бывает и по-другому. Написал человек книгу, она успешно разошлась, тут редактор намекает, что не помешало бы продолжение. И пошло. А потом автор и сам не рад, но вынужден тянуть эту тему, хоть она ему уже не в радость, а в обузу. Я знаю таких авторов, они стонут, они жалуются, но продолжают – обстоятельства их принуждают.

— Скажите, Андрей, над чем сейчас работаете, каковы дальнейшие творческие планы?

— Сейчас я пишу в соавторстве с Олди большой роман, действие которого происходит в 30-е годы минувшего столетия. Интересные были годы, но в большой литературе они незаслуженно мало освещены. Хотя, повторяюсь, то было интересное, насыщенное научными открытиями и свершениями время, в эти годы закладывались предпосылки многих значимых событий грядущего.

— Я знаю, что ваши книги издавались на украинском языке. Какой язык для вас является родным и на каком языке вам легче пишется?

— Я одинаково свободно владею и русским, и украинским языками и мне одинаково удобно писать и на том и на другом. Но пишу на русском, потому что большинство моих книг выходит на русском языке. Книги на украинском языке расходятся хуже, это не только у меня. Почему так получается? Причин несколько. Одной из них является то, что на украинском языке очень часто печатаются книги в переводе с русского. Причем перевод обычно плохой, я, например, перевел бы лучше. Да и вообще с изданием книг на Украине большие проблемы. Все запущено, то немногое, что делается в этом направлении, делается государством некомпетентно. В книгопечатании мы плетемся в хвосте по сравнению с Россией, где в этом наведен относительный порядок. От России мы по этим вопросам отстаем как минимум на десять лет. Я и рад был бы писать больше на украинском языке, но пока заинтересованности и подходящих условий для этого, в первую очередь со стороны государства, не вижу.

— Вернемся к Партениту. Вы уже сказали, что здесь вам понравилось, значит можно ожидать вас и на будущий год?

— Безусловно. Я обязательно приеду сюда и на следующий, и, думаю, на все последующие конвенты, которые будут проходить здесь, в Партените. Мне нравится здесь, я желаю успехов и процветания Партениту.

***

Рассказывет Дмитрий Федотов, писатель-фантаст, редактор московского издательства «Вече». Москва:

— Дмитрий, вы были на первом партенитском фестивале в прошлом году. Выходит, понравилось здесь, если вы, несмотря на ваш дефицит времени – а у издателей свободного времени не бывает по определению, все же вырвались в Партенит?

Момент награждения.
Дмитрий Федотов — в клетчатой рубашке

— В Крыму я бывал, но Партенит увидел лишь в прошлом году. Понравилось — это, пожалуй, слишком слабое слово для моих впечатлений и ощущений. Партенитская долина, Аю-Даг являются уникальными памятниками природы. Очень органично и своеобразно в долину вписаны жилые дома поселка и высотные корпуса санаториев. В Партените особая аура, здесь я чувствую себя легко и свободно. Во многом поэтому я, как и многие приехавшие сюда на первый партенитский фестиваль фантастики, несмотря на некоторые накладки в его организации и не совсем правильно подобранную тематику для фантастического форума, не пожалели о своем приезде. Наоборот, по окончанию того фестиваля многие решили вновь сюда на следующий конвент приехать. Идея проводить конвенты в таком замечательном месте поддержали буквально все. Главным пожеланием на будущее было не повторить ошибки в подборе тем для обсуждений. Темы на литературном форуме тоже должны быть литературными, а не для обсуждения эзотерики и оккультизма, которые к фантастике имеют лишь отдаленное отношение. И вот сейчас, на втором партенитском фестивале с этим уже все в порядке.

Кроме того, у участников конвента не возникло абсолютно никаких проблем в организационном плане – все было сделано на высоком уровне. И теперь фестиваль уже вполне соответствует самым высоким требованиям, которые могут быть предъявлены к конвенту.

— По одной из версий название Аю-Даг надо переводить как «Святая гора». Ведь на склоне Аю-Дага, еще за 300-400 лет до крещения Киевской Руси стояли христианские храмы. Многие признают, что, да, в Партените у склонов этой горы, и особенно на вершине, они ощущают какую-то особую ауру. Как вы думаете, Дмитрий, в помощь ли это собирающимся на фантастические съезды?

— Все может быть. Возможно незаметно для нас атмосфера величественной горы, ее аура на нас как-то и воздействует, но и без этого Партенит привлекает к себе своим природным ландшафтом, красивыми видами, уникальными парками, зеленью, целебным воздухом. Обратите внимание на то, откуда приехали участники фестиваля. Со всех уголков Украины России, Беларуси, Латвии – обширнейшая география. Партенит, поселок в общем-то малоизвестный, явился притягательным для всех, кто здесь собрался. А тот, кто здесь побывал, тот обязательно снова сюда приедет. По себе знаю.

— Дмитрий, на фестиваль наряду с маститыми, известными приехали и начинающие авторы. Как в издательстве «Вече» работают с молодыми авторами, оказываете ли вы им какую-то помощь, и как вообще идет отбор текстов?

— Знаете, среди издателей я слыву «белой вороной». Сейчас у нас век коммерциализации, все построено на расчетах выгодности, рентабельности, получении максимальной прибыли. А что может принести издательству наиболее высокий доход? Ответ ясен и неспециалисту – издание продукции, пользующейся наиболее высоким спросом. Отсюда вытекает, что издательству наиболее выгодно издавать книги популярных, известных авторов. Издание книги начинающего, нераскрученного автора — всегда риск, ведь никто не сможет дать гарантию скорой реализации такой книги. Вот почему так трудно пробиться начинающим писателям, поэтам. Но мы в нашем издательстве часто на такой риск идем.

Не занимался специально подсчетами, но наверняка наше «Вече» издает начинающих авторов в разы больше, чем в любом другом издательстве. Теряем мы на этом? Конечно, теряем. Но не все измеряется деньгами, есть ведь и чисто человеческая, моральная шкала ценностей. И как приятно чувствовать себя причастным к дальнейшим успехам того автора, произведение которого впервые увидело свет у нас в «Вече». Чтобы улучшить работу с молодыми авторами, мы сейчас специально расширили штат работниками, занимающихся поступающими рукописями. Наше издательство специализировано на издании исторической литературы, но сейчас будет издаваться и фантастика.

— «Вече», как вы только что сказали, в основном занимается исторической литературой, но издательство стало спонсором фантастического фестиваля в Партените. Почему?

— Никакого противоречия здесь нет. Мы живем согласно чуть перефразированной поговорки: фантастике все возрасты покорны. Более того, фестиваль в Партените — это второй конвент, которому мы помогаем — мы давно уже спонсируем и московский конвент «Роскон». «Вече» и в дальнейшем не намерено отказываться от помощи как «Роскону», так и «Созвездию Аю-Даг».

— Дмитрий Федотов известен не только как издатель, но и как автор фантастических рассказов. Каковы ваши планы в литературном отношении?

— Время! Издательская работа требует огромных затрат времени. Его мне катастрофически не хватает для того, чтобы спокойно посидеть и что-то написать. Потому пишу в основном тогда, когда нахожусь в отпуске. Тем не менее, решил активизироваться в этом направлении. Более того, в задумках у меня написание объемного романа, считаю, что из рассказов я уже вырос. Надо и за более объемные вещи браться. Решил это больше не откладывать. Не исключено, что писать приеду сюда в Партенит, совместив приятное с полезным. Мне кажется, что в этом поселке очень такая благоприятственная для творческих работников атмосфера, в которой работать будет легко.

* * *

Все когда-нибудь заканчивается. Партенитский фестиваль фантастики, по мнению всех его участников удавшийся на славу, также завершился. 18 октября на торжественном вечере были оглашены лауреаты премий фестиваля.

Светлана Позднякова
с главным призом фестиваля

Спасибо за награду!

Первый приз – премия имени А.Грина «Золотая цепь» была присуждена писателю из Санкт-Петербурга Антону Первушину за роман «Звезда».

Премия им. Л.Козинец «Фиолетовый Кристалл» за роман «Сокровище» «Капудании»» была вручена Владимиру Васильеву. Премию Общества исследователей русской фантастики в номинации «Критика» получил Дмитрий Володихин за монографию «Интеллектуальная фантастика». Премия Общества исследователей русской фантастики в номинации «Публицистика» была вручена Геннадию Прашкевичу за книгу-исследование «Красный сфинкс». Премию исследователей русской фантастики в номинации «Рецензия» получил Глеб Елисеев за рецензию «Заледеневшая сага» на последние романы цикла Дж. Мартина «Песнь льда и огня».

Дипломы семинара Д. Федотова (по итогам интернет-конкурса фантастического рассказа) были вручены:
— Марине Дробковой, Эльдару Сафину за рассказ «Грибоедовский вальс»;
— Владимиру Царицыну за рассказ «Дверь»;
— Ивану Ситникову за рассказ «Экипаж «Альбатроса»»;
— Сергею Васильеву за рассказ «Камилла»;
— Павлу Губареву за рассказ «Бонус-трип»;
— Ефим Гамаюнову за рассказ «Тот самый день»;
— Александру Силецкому за рассказ «Малюта».

Конкурс фантастического рисунка:
Первый диплом – Максиму Онищенко за работу «Мысли Сна».
Второй диплом – Марии Слюсаренко за работу «Жар-птица».
Третий диплом – Ольге Малышевой за работу «Драконы».

При награждении особый восторг и наиболее продолжительные аплодисменты вызвало вручение, казалось бы, не самой престижной премии – второго диплома в конкурсе «Фантастический рисунок», который получила Мария Слюсаренко. Все дело в том, что эту любимицу фестиваля еще пока Марией не называют — все звали ее Маша или же Машенька. Причина проста – этому лауреату фестиваля всего девять лет.

Еще моложе завершившийся в Партените фестиваль фантастики, ему и вовсе два года. Несмотря на столь юный возраст Партенитский конвент уже прочно стал на ноги, он уже популярен, он уже становится значимым. Приятно, что на карте Крыма появилось еще одна точка притяжении для интеллектуального общения и творчества.

Фото автора

 

Фото вверху —
с сайта my220.ru

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Обновить страницу

Старых собак новым трюкам не учат

Прикрути газ!

Ольга ФОМИНА

1 коммент.

Аватар
Глеб Гусаков 11.11.2008 в 15:03

Небольшое уточнение: Арсен Аваков всё-таки губернатор Харьковской области, а не мэр Харькова.

Ответить

Оставить комментарий