Крымское Эхо
Блоги

Зачем рабу свобода?

Зачем рабу свобода?

НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ ВСЛУХ

Раб мечтает не о свободе.
Раб мечтает иметь собственных рабов.
Цицерон

Честно признаться, я ожидаю, что в меня будут кидаться тапками, поскольку собираюсь высказать еретические с точки зрения большинства мысли.

Как известно (или так считают некоторые историки), развитие человечества идёт по спирали, и то, что когда-то происходило, рано или поздно повторится вновь на очередном витке развития. Вот я и поговорю об очередном избытке человеков на рынке труда.

Начнём с античности и, дабы не утонуть в необъятном, просто приведу выдержки из начал европейской истории — из Аристотеля, крупнейшего и известнейшего учёного той эпохи.

Он искренне считал, что «…Необходимость побуждает…сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, — женщину и мужчину в целях продолжения потомства… [Точно также необходимо объединяться попарно существу], в силу своей природы властвующему, и существу в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным способностям способно к предвидению, а потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим. Поэтому и господину, и рабу полезно одно и то же…»

Под людьми он подразумевал только свободных граждан греческих полисов. Варваров и рабов великий учёный просто не считал за людей. Неразвитые в духовном отношении варвары не способны к государственной жизни; их удел – быть рабами у греков:

«Варвар и раб по природе своей понятия тождественные… рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду».

Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных.

«Такая война, – говорил он, – по природе своей справедлива».

Аргументацию рабства «от природы» он дополнял доводами экономического порядка. Рабство, по его мнению, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности.

«Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы».

Древнегреческая демократия была демократией только свободных граждан, оставляя без политических прав рабов, метэков (иноземцы и освобождённые рабы) и женщин, составлявших абсолютное большинство населения, которые не могли участвовать в управлении государством. По мнению современных историков античности, соотношение свободных граждан к рабам было около 1:3, поэтому в управлении государством (за вычетом женщин, детей и метэков) участвовали не более 15 % населения.

Так что ссылки США на себя как на прямую наследницу демократии древнегреческих полисов выглядят несколько забавно: тогдашнее народовластие, судя по этим цифрам, было вельми неравноправно.

Современники древних греков – древние римляне думали и поступали аналогично (как все в тогдашней Ойкумене, время было такое). Время основания Рима относится к 753 г. до н.э. В этот период социальное расслоение приводит к образованию четырех основных классов: аристократия (патриции), лично свободные сельские общинники, плебс (пришлое население) и рабы. Как результат развития рабовладения раб выиграл у свободного римлянина и плебея конкуренцию на рынке труда, поскольку его работа на хозяина почти ничего не стоила, и плебеи Рима остались, как, кстати, и римские крестьяне-общинники, безработными бомжами, используя современную терминологию, по тогдашнему же они звались пролетариями. Вопрос власти в Риме для правящей верхушки состоял лишь в том, что эти безработные пролетарии были гражданами Рима, и от их голосов и их службы в армии зависело само существование государства.

В первые века республики (509—287 гг. до н. э.) римское правительство время от времени раздавало бесплатное или субсидируемое по цене государством зерно населению. Регулярное распределение началось в 123 году до н. э. с закона о зерне, предложенного Гаем Гракхом и одобренного римским народным собранием. Взрослые мужчины-граждане (старше 14 лет) Рима имели право купить по цене ниже рыночной пять модиев[1] зерна (более 33 килограммов) ежемесячно.

Право на получение зерна на тот момент было приблизительно у 40 тысяч взрослых мужчин. Чтобы при захвате власти заручиться политической поддержкой римлян, Юлий Цезарь добился, чтобы его сторонник демагог Клодий провел закон, по которому зерно плебсу должно было раздаваться бесплатно. Гракх даже в самом благосклонном для городских бедняков настроении никогда не предлагал ничего подобного.

После этого очень скоро 320 000 римлян впервые получили свой основной продукт питания бесплатно. Цезарь был ответственным за раздачу зерна, точно так же, как и за щедрые бесплатные развлечения для толпы. «Хлеба и зрелищ!» – таков был демагогический метод Цезаря за власть над римлянами, пусть даже временно, пока он не сможет выработать долговременные планы удержания власти. В результате этого малоимущие земледельцы в окрестностях Рима прекратили борьбу за выращивание собственного жалкого урожая и стали стекаться в город. Таким образом быстро рос праздный, полуголодный городской пролетариат.

Если и есть доля истины в том, что все люди при определенных условиях склонны к паразитированию, то история Рима показывает, как это ни ужасно знать, но это относится к их подавляющему большинству.

Цезарь сделал прежние раздачи от имени государства раздачами от своего имени, что впоследствии переняли императоры – принцепсы[2]. При этом раздачи вместо права граждан стали носить характер милости, которую добрый правитель оказывает хорошим гражданам, попавшим в списки.

Во время гражданских войн в Риме для получения бесплатного хлеба скопилось много беженцев из провинции, поэтому Цезарь провёл тщательную проверку фактически тунеядствующих получателей раздач. После вычёркивания не имеющих гражданства Рима в 46 году до н. э. число получателей хлеба было снижено с 320 тысяч до 150 тысяч. Впервые появились списки людей на бронзовых досках, имеющих право на бесплатные хлебные раздачи. Одновременно Цезарь издал закон о числе получателей хлебных раздач, которое не может быть увеличено, образовавшиеся же в результате смертей свободные места получателей должны распределяться по результатам жеребьёвки.

Преемник Цезаря первый принцепс — Октавиан Август после 44 года до н. э. увеличил число получателей до 250 тысяч человек, а в 5 году до н. э. вернул прежнюю цифру в 320 тысяч, хотя потом сократил число получателей раздач до 200 тысяч — число, которое оставалось более или менее стабильным до конца существования Римской Империи: известно, что в I—II веках н. э. это количество получало бесплатный хлеб. Право на получение бесплатного хлеба имели все римские граждане мужского пола старше 10 лет, кроме сенаторского и всаднического сословия, которые родились и постоянно проживали в Риме. Раздаваемых ежемесячно пяти модиев зерна хватало в лучшем случае на питание двух взрослых людей, поэтому хлебные раздачи обеспечивали продовольствием не больше 400 тысяч человек или 40 % от миллионного населения Рима.

Раздача денег нуждающимся гражданам, осуществлявшаяся императорами в политических целях, стала обычным явлением общественной жизни. Август, пришедший к власти в результате кровавой расправы над своими политическими противниками, выплачивал каждому человеку (а мы помним, кого считал человеком Аристотель), который нуждался в материальной поддержке, по 300 сестерциев[3]. При возникновении трудностей со снабжением Рима продовольствием, как пишет современный историк, «часто раздавал хлеб по самой малой цене или даже даром, а денежные выдачи удваивал».

Помощь нуждающимся, ассоциировавшаяся в римском плебсе с именем императора Августа, способствовала росту его авторитета, а также оправдывала звание Отца отечества, которое ему было присвоено сенатом.

В III веке нашей эры пособие по зерну заменили хлебом, вероятно, во времена правления Септимия Севера (193—211 гг.). Он также начал давать оливковое масло жителям Рима, а позже император Аврелиан (270—275) распорядился о раздачи вина и свинины. Современники понимали пагубность этой политики. Сатирик Ювенал писал:

 Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки, Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает: Хлеба и зрелищ!…

Ювенал использует последнюю фразу для осуждения эгоизма современного ему римского плебса, отсутствия среди него какого-либо гражданского долга.

Власти тоже понимали порочность этого, но в 22 году н. э. император Тиберий сказал, что если отказаться от бесплатных раздач зерна, это приведёт к «полной гибели государства».

Выражение «Хлеба и зрелищ» позднее использовалось для описания политики государственных деятелей, которые, подкупая народ раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, захватывали и удерживали власть в древнем Риме. В политическом контексте эта фраза означает получение общественного одобрения за счёт отвлечения внимания и удовлетворения самых простейших потребностей населения.

Выражение также используется для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике.

В современную эпоху, когда предвидения Аристотеля свершились и, перефразируя его слова «ткацкие челноки сами ткут, а плектры сами играют на кифаре, тогда и зодчие не нуждаются в работниках, а господам не нужны рабы» выяснилось, что современная техника обеспечивает потребности общества только небольшой частью работников. Вновь, как и две тысячи лет назад, встал вопрос о том, чем занять освободившуюся часть и как их содержать. Здесь есть два способа: первый — как в древности, то есть содержать тунеядцев со всеми вытекающими последствиями, второй – по максимуму задействовать большинство при меньшей продолжительности рабочего времени и большего количества выходных для отдыха и дополнительного саморазвития людей.

По первому пути пошли США, процитирую с купюрами одну любопытную статью: «Американцы плодят своих бомжей, выплачивая каждому бездомному тунеядцу по 1000$ каждый месяц.

 Бомжи американские и бомжи российские – это совершенно разные по ментальности люди. В то время как наш бомж постоянно ищет пути вырваться из нищеты, бомж американский – это в основном профессиональный тунеядец, которому благотворительные фонды выплачивают в среднем 1000$ в месяц за его довольно прибыльный образ жизни…

Бездомные люди – это неизбежный атрибут любого общества, хоть капиталистического, хоть социалистического… И в СССР тоже были бомжи, причем немало, их еще называли «бичами».

Недавно мне один знакомый американец, уехавший из Москвы в США, рассказал интересные сведения о том, почему в Америке бомжей больше, чем в России, и какая разница между ними и их российскими коллегами.

Дело в том, что в Америке, в отличие от России, женщин среди бомжей в разы больше – около 40% против 10-15% у нас. Русские женщины в общем и целом не привыкли бомжевать, даже если они потеряли жилье, они всегда норовят устроиться по-человечески. А мужикам на улице выжить гораздо легче, особенно учитывая, что немалую часть российских бездомных составляют граждане других стран, например, из Средней Азии…

В Америке состав бомжей и их возможности кардинально иные. В основном бомжуют негры и прочие цветные, то есть граждане США. Если будет бомжевать какой-то приезжий латинос или араб, его быстро вычислят и депортируют из страны как бесполезного члена американского общества. А вот с бомжами-американцами никто ничего поделать не может. Бомжевать – это их право, главное, чтобы законы не нарушали.

Но не это даже самое главное. А главное то, что бомжи США получают деньги, причем весьма немалые. Средний доход американского бомжа – 1000 долларов в месяц, кто-то получает больше, а кто-то меньше, но ненамного…

 Мало того – бездомным могут доплачивать еще и местные власти, правда, все зависит от штата. Таким образом, в Америке, в отличие от России, бродяжничество уже давно превратилось в самую настоящую профессию.

При этом американскому бездомному совсем необязательно иметь при себе какое-либо удостоверение личности, правда, при этом он и денег получит меньше, но в любом случае без пищи его не оставят. Не оставят и без ночлега в особенно холодную ночь, хотя в Америке вообще-то тепло…

Практически все американские бомжи довольны своим существованием и в нормальную жизнь возвращаться не собираются. Отсюда и огромный процент женщин среди них – а почему бы не бомжевать со 1000$ в кармане? Бомжуют в США даже дети, которых официально насчитывается в бездомных «кругах» до 30%…

Большинство же наших бомжей…прекрасно понимают, что их ждет, если они не вырвутся из этого круга, и большинству удается начать небездомную новую жизнь.

А вот американским бомжам из этого круга вырываться нет никакого резона, потому что 1000$ чистыми каждый месяц – это и в США довольно большие деньги. И поэтому общество, жалея бомжей и оказывая им благотворительную финансовую помощь, просто плодит тунеядцев, и совсем неудивительно, что число таких людей, не желающих работать и приносить пользу обществу, в США увеличивается с каждым годом».

По второму варианту пытаются пойти в Европе и России: «В целом ряде развитых стран эта тема действительно обсуждается. Многие фирмы в Великобритании, Скандинавии переходят на 35- и даже 29-часовую рабочую неделю. Зарплата при этом сохраняется».

«Четырехдневная рабочая неделя в России в 2021 году

Считается, что переход на четырехдневную рабочую неделю в 2021 году позволит повысить производительность труда.

О возможном переходе на четырехдневную рабочую неделю впервые публично высказался премьер Дмитрий Медведев, выступая на 108-й сессии Международной организации труда в Женеве, это было в начале июня 2019 года.

Работодателям придётся всё больше учитывать интересы своих сотрудников, — сказал Медведев. — Весьма вероятно, что будущее – за четырёхдневной рабочей неделей.

А потом объяснил, почему.

— Постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью, хроническим стрессом, люди подчас просто сгорают на работе. Всё это приводит к снижению производительности труда, — добавил премьер.

…Сторонники идеи призывают в союзники исторический опыт. Мировой прогресс на протяжении веков идет по пути сокращения рабочей недели и рабочего дня — и это сопровождается ростом производительности труда. С одной стороны работники оказываются менее вымотанными и, отдохнув, лучше работают. С другой, собственники предприятий, когда уже не могут заставить человека трудиться ежедневно по 12 часов в день (как бы им этого не хотелось), вынуждены искать пути, как за более короткое время выпустить то же или даже большее количество продукции. И находят. Появляются новые технологии, конструкторские усовершенствования. Так достигается рост производительности труда и вообще научно-технический прогресс. …Оказывается, 4-дневная рабочая неделя уже применялась и в современной России.

Мы ввели у себя в «Миракс групп» 4-дневку еще 10 лет назад, — рассказал КП предприниматель Сергей Полонский. — Интенсивная работа в крупной компании — это сильный стресс. Двух выходных для восстановления не хватает. За это время люди только и успевают, что какие-то хозяйственные дела поделать, детьми или пожилыми родственниками позаниматься, а на себя времени не остается: в спортзал сходить, в бане попариться, просто на диване с книжкой поваляться — чтобы мозг перезагрузился. Голова должна отдыхать — иначе ее не посетят никакие интересные идеи. Производительность не упала: за 4 дня стали успевать делать то, что раньше делали за 5…

Все социальные достижения — 8-часовой рабочий день, право на отпуск, на пенсию — были реализованы через изменения в законодательстве, — говорит депутат Госдумы вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин. — Поэтому нужно директивно вводить укороченную рабочую неделю, а бизнес, чтобы обеспечить себе прибыль, сам найдет в новых условиях способ увеличить производительность труда.

Ходят слухи, что мы и так слишком много отдыхаем

Противники 4-дневки говорят: «В России и так слишком много отдыхают». Это неправда. Наоборот, Россия входит в число стран-работоголиков и при этом демонстрирует один из самых низких среди развитых стран уровень производительности труда. А наиболее высокий уровень производительности труда — в Германии. Там же одна из самых низких в мире продолжительность рабочего времени в году.

По данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития)

 Популярные вопросы и ответы

Вопрос: Платить при 4-дневке будут меньше?

Ответ: Нет, премьер Дмитрий Медведев сказал, что одним из основных условий перехода должно быть сохранение уровня зарплаты.

Вопрос: А отпуск сократится?

Ответ: Продолжительность рабочей недели и отпуск — вещи между собой не связанные.

Вопрос: Получается, что три выходных дня не будут работать поликлиники?

Ответ: Нет, 3 выходных планируется у каждого сотрудника. Но поликлиника как учреждение будет работать хоть 5, хоть 6 дней — можно применять сменный режим и скользящий график».

Дополнительно к сокращению рабочего времени «Раздача гражданам денег просто так, в виде безусловного базового дохода для каждого человека, в перспективе станет неизбежной реальностью». Такое мнение выразил глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), передает РИА Новости.

«Безусловный базовый доход, о котором теперь часто говорят, я думаю, в перспективе случится. Когда мы независимо от успеха, способностей, положения семьи, выравниваем права детей и тех, кто будет иметь к важнейшим социальным услугам и возможностям доступ», — сказал Кудрин.

Глава Счетной палаты считает, что в центре внимания государства сейчас должны быть социальные вопросы…

Об инициативе ввести безусловный базовый доход в России 25 мая рассказал председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Законопроект, по его словам, должны скоро внести в Государственную думу, а рассмотрит его уже следующий состав парламента после сентябрьских выборов. Политик считает введение базового дохода исключительно важным для борьбы с бедностью.

Алексей Кудрин в мае для борьбы с бедностью рекомендовал обратиться к идее адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан. При этом он предложил ввести имущественный ценз для получателей пособий, отказав в них тем, у кого уже есть «два дома и две машины».


[1] модий — древнеримская единица объёма, используемая в первую очередь для измерения объёма зерна, составляет 8,754 литра, вес для зерна = 6,73 кг.

[2] принцепс, первый в списке древнеримских сенаторов, во времена Республики обычно старейший из сенаторов, чаще всего бывших цензоров. В эпоху Империи почётное место принцепса после трансформации стало важным атрибутом императорской власти, начиная с Октавиана Августа, титул «Принцепс сената» обозначал носителя единоличной власти — императора.

[3] сестерций, сплав меди «аурихалк», из которого чеканились монеты весом 27,3 г, составляющая по стоимости 1/50 денария, серебряной монеты весом 3, 89 г.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 4

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Сможет ли Зеленский обмануть хоть кого-нибудь из крымских татар?

Свидомит не лгать не может

Евгений ПОПОВ

О надвигающихся ветрах перемен

Оставить комментарий