Крымское Эхо
Архив

«Забытый поэт» с незабываемой оперой

«Забытый поэт» с незабываемой оперой

ОПЕРЕ «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» — 115 ЛЕТ

Юлия ЛЫКОВА

Пора бы об этом поговорить. В 2014 году исполняется 115 лет со дня премьеры оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова.
С начала года ее премьера уже прошла в Михайловском театре (режиссер-постановщик Андрей Могучий) и в Большом театре (режиссер-постановщик Юлия Певзнер). Вот уже более столетия опера вызывает интерес у постановщиков. В ней привлекательно многое: сюжет, музыка, совершенно неархаичные образы героев… Но особого внимания стоит автор пьесы «Царская невеста» Лев Мей – человек талантливый, но незаслуженно забытый.

Сцены из оперы «Царская невеста» в Большом театре

«Забытый поэт» с незабываемой оперой
XIX век – заметный период в развитии русской исторической драматургии. Он подарил миру много ярких имен – А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой и многие другие. Среди этих выдающихся писателей, как-то в тени стоит имя Льва Александровича Мея, произведения которого по сей день живут на театральной сцене.

«Забытый поэт» — так писалось в ряде статей, опубликованных в журналах и газетах в 1887 году, в двадцать пятую годовщину со дня смерти Льва Александровича. О нем почти не вспоминали, забыт был один из лучших мастеров русской исторической драматургии.

Почему так случилось? На тот момент творчество Мея – поэзия, драматургия, переводы, проза — ценилась современниками не очень высоко. Его обвиняли, выражаясь языком современным, в отрыве от реальности, в приверженности к «чистому искусству». Это сильно сказалось на репутации Мея, отодвинуло его на задний план и, в конечном счете, привело к забвению поэта.

И лишь к концу XIX — началу XX века отношение к творчеству Льва Александровича начало меняться, стихи его обрели популярность у читающей публики, а критика возвела его в ранг виртуозов русской поэзии. Конечно, широкой публике имя его стало известно, прежде всего как автора драм, на мотивы которых Николай Римский-Корсаков написал оперы «Царская невеста» и «Псковитянка».

Эти драмы сыграли немаловажное значение для развития оперного искусства, ведь, сделав из них оперы, Римский-Корсаков «обессмертил», таким образом, творения драматурга. Заметим, нет случайности в том, что эти два произведения прижились именно на оперной сцене, ведь пьесы Мея действительно «грешат» некоторой искусственностью, а это затрудняет их постановку на подмостках драматического театра. Исследуя этот вопрос, нам не удалось найти ни одного упоминания о постановках в драматическом театре.

Итак, «Царская невеста». Первое сценическое воплощение на сюжет драмы Льва Мея состоялась 22 октября 1899 года в Товариществе частной оперы, и ее успех превзошел даже триумф «Садко».

После «Псковитянки» композитор и драматург вновь обратились к эпохе Ивана Грозного, но уже под другим углом зрения. Политические мотивы уступили место судьбам конкретных людей. И хотя в основе сюжета лежала реальная история попытки третьей женитьбы царя Ивана Грозного и скорая смерть его невесты Марфы Собакиной, сам царь появлялся на сцене только один раз, да и то, как лицо без речей. Центром сюжета стал любовный узел, который, как петлей, стянул всех. За либретто взялся И.Ф. Тюменев – знаток литературы и старины, бывший ученик Римского-Корсакова и его друг.

При создании «Царской невесты» композитор шел новыми путями. Он обратился к широкой мелодии, к тому, что он называл «истинной вокальной музыкой». Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, то есть при выразительном оркестровом звучании первое место он отдал пению. Изумительны все сольные эпизоды. Каждая ария – это характер, судьба, это развернутая панорама личной драмы.

В отличие от прежних опер, в «Царской невесте» есть не только дуэты, но и трио, квартеты и даже секстет. Сам композитор полагал, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времен Глинки подобных оперных ансамблей еще не было. Он не воспользовался здесь, против обыкновения, ни одной народной темой, за исключением мелодии песни «Слава», но при этом создал поистине народную музыкальную драму.

Партия Марфы писалась в расчете на певицу Надежду Забелу-Врубель, голосом которой Римский-Корсаков был очарован с давних пор. И как ни трагична судьба «царской невесты», композитор создал музыкальный мир Марфы светлым, лиричным, впрочем, подобная трактовка совпадает с «меевской».

После первой постановки опера «Царская невеста» была представлена 30 октября 1901 года в Петербурге, в Мариинском театре (дирижеры — Направник и Блуменфельд; Марфа — Больска, Грязной — Тартаков). В 1916 году в Большом театре (дирижер — Купер, постановка — Оленина, Марфа — Нежданова, Грязной — Савранский).

На советской сцене поставлена «Царская невеста» 24 ноября 1922 года в Москве, в Оперном театре Зимина (дирижер — Ипполитов-Иванов, режиссер — Званцев; Марфа — Баратова, Грязной — Головин), затем в 1924 году Ленинградским театром оперы и балета (дирижер Самосуд). В Большом театре эта опера ставилась неоднократно — в 1937, 1955, 1962, 1966 годах. Кроме того, «Царская невеста» была поставлена на Украине, в Латвии, Узбекистане, Эстонии, Австрии, Финляндии, Америке, Германии, Швеции.. Этот список можно продолжать.

В архивах сохранилось множество рецензий на оперу, что дает возможность получить представление об ушедших постановках. Так, к примеру, критик Л. Мартиросова в своей статье «Царская охота» в Архангельском государственном театра оперы и балета имени А. С. Пушкина отмечает, что в этом произведении композитор обращается к бытовому сюжету и создает заместительный образец лирико-демократической оперы. Чистое, стройное звучание хора, за исключением досадных расхождений с оркестром. Не вполне удовлетворил зрителя оркестр, который звучал слабо, местами нестройно. Особенно это было заметно в исполнении увертюры.

А. Недзведская в материале за 1977 год о постановке «Царской невесты» в Одесском театре оперы и балета пишет, что в основном со своими задачами артисты справились успешно. Правда в народных сценах режиссеру далеко не всегда удается достичь того, что каждый артист не только пел, но и исполнял свою роль. Работа с каждым исполнителем хора, миманса, все еще была далеко от совершенства. Коллективу театра удалось достичь идейно-художественного обобщения событий, которые разворачиваются в опере. Она трактовалась не как бытовая, а как глубоко социальная драма и в этом основная заслуга постановщика и исполнителей.

Из современных материалов — в газете «Культура» в 2007 году вышла рецензия на постановку «Царская невеста» в Большом театре. «Владимир Федосеев и его Большой симфонический оркестр были на высоте, — восхищается рецензент. — Они явили публике действительно первоклассную интерпретацию оперы Римского-Корсакова. Вот только певцы вызывали много вопросов, да и взаимодействие их с маэстро часто оказывается весьма проблематичным».

О премьере «Царской невесты» в феврале 2014 года в Большом театре довольно любопытно пишет Ирина Муравьева в «Российской газете». Критик справедливо отмечает, что трудно назвать этот спектакль премьерой, учитывая историю постановки. На выходе никакой оригинальной редакции Юлией Певзнер представлено не было: режиссер ограничилась лекалами старого спектакля с его ударными театральными эффектами – пирующими опричниками, пускающимися с плетками в дикий пляс, теремными забавами с задиристыми играми и медовухой, жутковатыми шествиями обряженной в монашеские накидки опричной и гарцующим на живой лошади царем Иоанном Грозным, церемониальным боярским «каре» в царских палатах, обрамляющем, как в античном театре, развязку любовной трагедии.

Артисты пытались выскочить из оболочки «музейного» спектакля – правда, с разной степенью успеха. А оркестр под руководством Геннадия Рождественского удивил автора рецензии – прозрачный, почти не выходящий за пределы меццо-форте, приглаженный поперек накала трагических страстей в опере, зато не заглушавший голоса певцов и часто не стройные ансамбли на сцене. Но если некоторым певцам удалось нащупать актуальный нерв в этой истории четырех сердец (Марфы, Любаши, Грязного, Лыкова), то монументальная и драматическая панорама «русской жизни» Федоровского все-таки осталась в спектакле сувениром.

Вот такая история об одной из самых любимых опер России. Пьесы Льва Мея — «Царская невеста» и «Псковитянка» послужили основой для создания выдающихся опер Н. А. Римского-Корсакова, тем самым, его творчество имело влияние и на формирование исторической оперной драматургии, которая сыграла огромную роль в становлении и развитии самобытной русской национальной музыки.

 

Фото: РИА Новости

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Читаем вместе крымскую прессу. 4 декабря

Борис ВАСИЛЬЕВ

Это был не теракт

Николай ОРЛОВ

Читаем вместе крымскую прессу. 10 сентября

Борис ВАСИЛЬЕВ

Оставить комментарий