Крымское Эхо
Архив

Забытые юбилеи

Забытые юбилеи

НАШ КРЕСТ — КРЕПОСТНИЧЕСТВО И АВТОРИТАРИЗМ

Тарас Шевченко, духовный батько украинцев, рожден был рабыней, в семье крепостных. Умер он 25 февраля (10 марта) 1861 года. Возможно, просвещенная Украина готовится отметить годовщину этой скорбной даты. Но поэт умер через неделю после отмены крепостного права во всей Российской империи, а этот юбилей — 150-летие отмены крепостничества — прошел незамеченным в нашей независимой ни от кого стране.

Родители великого Гоголя, напротив, имели 400 душ крепостных крестьян, проживающих на Полтавщине, на этом нюансе биографии земляка свидомые украинцы акцент обычно не делают. Хотя в тонкостях обращения с живыми и мертвыми крепостными душами Гоголь поднаторел и разбирался очень хорошо. Но русский певец малороссийского быта и обычаев до отмены крепостничества не дожил.

Между тем те, кто считает именно украинцев основоположниками и организаторами всего в этом мире сущего, могли бы от души потоптаться на этом поле. И «Конституция» Никиты Муравьева, ставшая программным документом Южного общества (будущих декабристов), основной целью ставила отмену крепостничества, и Павел Пестель, создатель «Русской Правды», выступал принципиальным противником крепостного права. Значит, и истоки отмены рабства в Российской империи можно было бы крепко привязать к Киеву и его окрестностям. Тем более, что их проживание там и след, оставленный в истории, признает в своих трудах, например, академик Владимир Литвин.

Повторим, 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге государь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

В Европе к тому времени уже не один век успешно существовали парламенты, партии, оппозиция. Свобода, равенство и братство иногда куда-то исчезали, за них начинали бороться и их снова находили.

В США в это время милые добрые белые заботились о своих бестолковых черных рабах. Как это было, мы примерно представляем, кто — по книге Маргарет Митчелл, кто — по фильму «Унесенные ветром». Потому что в Американских Штатах рабство официально было отменено только в1865 году. Правда, еще сто лет после этого там существовали кабаки и автобусы с надписью «White only», белые, испытывая при этом чувство глубокого удовлетворения, негров оттуда выкидывали. Теперь белым стыдно, они изобрели политкорректность, указывают нам, как следует ее соблюдать, и не произносят слово «негр».

Среди наших предков тоже не все обрадовались краху вековых устоев. Одни, ликуя, прозвали государя Александром Освободителем, другие — скептически, как помещик-картежник Николай Некрасов, сокрушались: «Распалась цепь великая, распалась расскочилася, одним концом по барину, другим по мужику». Третьи, оценив последствия, ровно через двадцать лет, 1 (13) марта 1881 убили царя, бросив в него бомбу. Можно, кстати, отметить и этот юбилей.

Крестьяне побыли свободными недолго — на воле родилось всего два-три поколения. Но именно эти дети свободы выросли в большевиков и придумали прельстительный лозунг «Земля — крестьянам!». Судя по нему, в 1917 году земли они не имели, поэтому обаянию слогана поддались. Земли бедолаги не получили, зато дождались восстановления крепостного права — под крышей колхозов людей жестко прикрепили обратно к земле.

Паспортов («серпастых-молоткастых») им не полагалось. Уйти можно было только в армию или на учебу — если председатель разрешит. Так прошло еще лет 60. Наступил разгул свободы и демократии, казалось, окончательный, настала независимость. При нем, разгуле, выросло еще одно поколение наших соотечественников. На исходе двадцатилетия народ потянулся к стабильности, похожей на авторитаризм, и затосковал по твердой руке. А помещики-депутаты, осознав свои права, в собственных лесах стали ради забавы отстреливать крепостных.

Возможно, другая наша традиция — коррупция выросла тоже на этой удобренной клумбе. Показалось даже: никакая другая модель, кроме крепостного права, хотя бы и в режиме light, у нас и не приживется, будет отвергнута самим обществом. Недолгие вихляния в сторону демократии очень быстро заканчиваются. То ли власть быстро входит роль крепостницы-Салтычихи, не дает возможность «низам» привыкнуть к демократии, к свободе, с головой погрузиться в них, то ли наши люди изначально не хотят этого делать — им нравится жалеть себя, закрепощенных и страдающих от панов и жандармов, ковырять свои язвы и посылать проклятия помещикам-буржуям-олигархам.

Народ такой или властители все злые и жуликоватые хронически попадаются? Как говаривал крепостник Гоголь: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа»…

 

Фото вверху —
с сайта rap.in-cs.ru

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Дай Бог, чтоб мы были последними»

В защиту журналистов

Крымская весна

Оставить комментарий