Крымское Эхо
Архив

Всё просто и понятно: любовь и вдохновение

Всё просто и понятно: любовь и вдохновение

Культурная жизнь в Симферополе, несмотря ни на что, продолжается. Деятели культуры нередко, приглашая на свои творческие мероприятия гостей и журналистов, четко сообщают: «Без политики». Таким же уточнением сопровождалось приглашение на <i>открытие выставки крымского художника-модерниста Дмитрия Филова «Эманация альтернативности» в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина</i>. Ибо политика политикой, а душу и внутренний мир каждого из нас никто не отменял.

«Умение строить дом своей души» – так определяют критики сущность творчества <b> Дмитрия Филова</b>. «Художник приглашает нас в свой дом».

Д. Филов на открытии выставки

Всё просто и понятно: любовь и вдохновение
А чтобы пригласить – надо знать, что такое путешествие принесет гостю радость. Что в доме и чисто, и светло, и есть, на что посмотреть, чему удивиться. Об этом: о Дмитрии Филове, о сущности его творчества как «дома души», в котором каждый гость самый важный – фильм Аркадия Левина «Приватный гость», с которого началось представление творчества художника.

Дмитрий Филов родился в 1953 г. в Ленинграде. Сознательная жизнь проходит в Крыму. По образованию физик. По собственному признанию, принадлежит к «поколению дворников и сторожей». То есть – настоящий свободный художник. Живописью занимается с 1970 года, с 1978 – профессионально. Участник и организатор огромного числа выставок: в Крыму, Москве, Киеве, международных. Один из создателей Крымского товарищества современного искусства.

Всё просто и понятно: любовь и вдохновение
По признанию автора, начинал он трудно: до перестройки такие картины было тяжело даже просто показать, представить, донести до публики, приходилось выдавать их за «декоративное искусство» (вспоминается сакраментальное «От картины большая польза: она дырку на обоях закрывает»). Зато во время перестройки Запад очень заинтересовался нашими художниками, как говорит Д. Филов, «нашим папуасским искусством», узнали, что и у нас такое есть, – и много картин крымчан-модернистов и абстракционистов было продано, произведения буквально хлынули потоком «туда». С этого, по-видимому, и началась известность многих из них.

Не остаются художники без внимания и в Крыму. Большое число картин Филова (из частного собрания Б. Финкельштейна) было представлено для обозрения публике в одном из залов «Приватбанка». В настоящее время художнику неизвестна судьба его полотен из этого зала (как сложна судьба и самого банка), однако, по мнению Филова, «искусство должно принадлежать народу», а значит, отойдет государству. Не может не радовать такая позиция автора. Впрочем, оставим заботы преходящему – и на мгновение окунемся в Вечность.

Дмитрий Филов принадлежит к творческому направлению под названием «крымский космизм». По его мнению, Крым – одна из точек Земли, наиболее приближенных к Космосу, как средоточию связей и общности всего сущего. Цель Филова – настроистья на энергию этих связей, трансформировать ее через себя, активно вмешаться в цепь космических закономерностей в попытке положить свою, пусть скромную, лепту на чашу весов созидания, объединения и добра.

Посредством создания картин, работающих в этом направлении. Такую концепцию собственного творчества дает художник. Философы и критики пишут о Филове, что для него картина – это талисман, амулет, инструмент заклинания. Отказываясь от условностей жанрового деления, он создает картины-заклинания, связующие пространство и мир человека.

А удается это автору очень просто. Он совершенно прямо говорит: «Художник никому ничего не должен. Нужно творить только то, что хочешь. Нужно напряженно вглядываться в себя, в свой внутренний мир, в свое подсознание. Люди для этого используют негативные вещи вроде наркотиков, или нечто слишком сложное, как медитации. А все намного проще и приятнее: любовь и вдохновение. Не бывает людей «простых» и «непростых», мы все – необыкновенно сложны и просты одновременно».»

На открытии выставки, аудиторией которого были, в основном, студенты, звучало много слов о том, что абстрактное искусство появилось, как противостояние фотографии (в т.ч. наружной рекламе), что художники сейчас не воссоздают мир, а как бы «иронизируют над ним». Что такое искусство воздействует на нашу душу, развивает ее, углубляет, делает шире нашу ассоциативность, рождает образность мышления и т.п.

Что каждый, вглядываясь в картину, может видеть в ней что-то свое… и все приличествующие случаю фразы и предложения, которые на протяжении десятков лет сопровождают творчество авангардистов и абстракционистов, как художников, так и поэтов, писателей, драматургов и др. Все эти попытки объяснить необъяснимое, подстелить потоки слов – под потоки небесные.

Слова привычны, суть утрачена. Но – пробивается, если истинно хотеть ее «уцепить». И на самом деле, если соединить несколько мнений об одной картине разных людей, можно получить что-то вроде «душевного портрета» нашего общества. Каждый не только по-своему воспринимает произведение, но и в восприятии этом приоткрывает сущность своей психики и общего состояния «психологии социума».

Абстрактная картина – это нечто вроде «пятна Роршаха» (по которым проверяют психологическое состояние людей), только более сложная и тонкая, а потому и раскрывает нашу психику куда тоньше и глубже, помогает нам познать себя и друг друга и ной раз в таких ракурсах, о которых мы и близко не догадывались и даже не ожидали. Помогает увидеть чудо, диво – в самом себе и друг друге.

Именно так произошло с картиной Д. Филова «ОНИ ИДУТ», признанной самой притягательной на выставке. Одно название чего стоит, особенно сейчас! Кто, собственно идет? Мнения людей о картине – абсолютно различны. Сам автор, добавив: «не люблю объяснять свои картины», сказал, что это «антропоморфные кляксы». Кто-то увидел летящих птиц. Кто-то – бактерий (об «органической» составляющей творчества Филова также упоминают критики). Автор этих строк назвала сие «информационными бациллами, пытающимися пробраться в наш мозг» (сразу виден «плод» мышления, озабоченного информационными потоками нынешнего дня).

А присутствовавший на открытии профессор философии ТНУ В.В. Буряк сказал: «Это к нам летят черные лебеди». Черный лебедь – вовсе не птица печали. И даже не символ черноты души, хоть по Чайковскому, хоть по Аронофски. Философ имел ввиду символ внезапных изменений. До XIX века черных лебедей не существовало в природе, а потом вдруг внезапно и необъяснимо появились. Таковы же перемены – резкие, внезапные – сейчас. Для Крыма – особенно. Ассоциация с черным лебедем – неожиданными изменениями, к которым надо привыкнуть, приучить свою душу – это именно то, к чему можно свести наше нынешнее социальное сознание.

Вряд ли верно то, что художник должен подстраиваться под реалии. Скорее, реалии – в нашем восприятии, в нашей душе – «подстраиваются» под художественные произведения. Те самые, что именуются «нетленками». Если сегодня картина в нашем понимании означает нечто важное для нас ныне, то через годы она будет означать тоже что-то важное, но уже – другое. Пусть все равно сводимое к неким общим ценностям, архетипам, но – с разнообразнейшими оттенками.

Физически картина не меняется – однако она с годами заполняется нашими концептами, значениями, идеями, чувствами, помыслами, осознаниями… Не только икона может быть «намоленной». Таковым является любое произведение искусства, если искусство истинное, а не шальная однодневка, которую уже через неделю – только на помойку.

Хотя сейчас и не так много любителей высокого искусства, однако ему нужны не любители – ценители. А они будут всегда.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Людей оценило: 1

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Им бы чудо-браслетами торговать…

Алексей НЕЖИВОЙ

За единство с Россией!

.

Подарки от Жириновского

Николай ФЕДОТОВ

3 комментария

Аватар
военрук третьяковки 22.05.2014 в 13:14

[img=center alt=title]http://ts4.mm.bing.net/th?id=HN.608002433937967067&w=170&h=155&c=7&rs=1&pid=1.7[/img]

ЭМАНАТЫ…ЭМАНУТЫЕ.

-"Культурная жизнь в Симферополе, несмотря ни на что, продолжается."

Не смотря НА ЧТО, ни на что?
И кто ей…культурной жизни… мешает…вообще?
Первая фразу и сразу в очко!
Вот как дальше читать?
И за язык никто же не тянул.

-"«Эманация альтернативности»

Это еще что за зверь…эманация?
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эмана&#769;ция (лат. emanatio — «истечение, распространение»):

Эманация — истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного; то что возникло, появилось в результате такого истечения.
Эманация — в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).
Эманация — в физике, испускание лучей радиоактивными веществами (см. радиоактивный распад); то что выделяется таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ[1].
Эманация, Em — в химии название, часто употребляемое применительно к любому из природных изотопов радона. Ранее «эманацией» называли сам химический элемент радон.

Выбрайте любое и сами складывайте его с альтернативностью.
На мой взгляд…БЕСМЫСЛИЦА.
Точнее…БЕС-СМЫСМЫЛИЦА.от слова бесы,как и все с этой приставкой.

Читайте сами,я такие картинки,иначе как выражение БЕСТАЛАННОСТИ ХУДОЖНИКА не называю.
АБСТРАКЦИОНИЗМ…это самое мягкое из всех определений.

Нейтральный сюжет.
Такими картинами…в бане стены украшать…из мозаики…в мужской…чтобы на баб не тянуло …за стенку, в соседнюю.
[url=http://www.youtube.com/watch?v=_weoESj8HH8]Налетай торопись![/url]

Кто то скажет мне наконец,эта ПИИТА-ФАЭТА,она за мужем?

Ответить
Аватар
Книгочей 22.05.2014 в 13:43

Это наверное будет интересно-любопытно всем и эманатам и…просто нормальным.

[img=center alt=title]http://obuk.ru/uploads/posts/2014-05/1400738829_9e25e0111526.jpg[/img]

"100 снов, которые снятся всем, и их истинные значения"
Автор: Иэн Уоллес

Аннотация.
"Иэн Уоллес – квалифицированный психолог, известный специалист по снам, чей опыт основан на изучении 100 000 снов в течение 30 лет. Его уникальный метод анализа снов поможет вам не только понять язык своего подсознания, но и использовать его послания, переданные через сновидения, для того чтобы разрешить проблемные ситуации в жизни и осуществить свои заветные мечты и стремления. В книге приведены 100 самых распространенных моделей, основанных на образах и сюжетах, которые встречаются в снах подавляющего большинства людей по всему миру. Кроме того, вы научитесь запоминать свои сновидения, чтобы затем извлекать из них практическую пользу, узнаете о целительной силе сна и о возможности сознательно влиять на свои сновидения. А главное – вы откроете много нового о себе и о своих скрытых талантах и способностях, которые только и ждут подходящего момента, чтобы проявиться в реальности и ввести вас в будущее, полное благополучия и осознанности."

Ответить
Аватар
Новости 22.05.2014 в 18:44

[img=center alt=title]http://sevnews.info/_____data/photos/tn_photos/tn_1_0_5_9_c658eea4d86fc401854ef477fc0b3c7f.jpg[/img]
Севастопольские художники в спешке меняют политическую ориентацию

Как в свое время говорил известный французский писатель Дени Дидро: «Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы». Возможно, с перспективой у севастопольских художников всё в порядке, а вот с нравственностью у некоторых из них, пожалуй, не очень.

В настоящее время Севастопольская городская организация национального союза художников Украины в спешном порядке меняет политическую ориентацию. Если еще год назад его председатель Иван Грищенко с пеной у рта называл Россию «вражеской территорией», и простая выставка кого-нибудь из художников в Доме Москвы могла довести его буквально до бешенства, то сейчас всё, как модно говорить, не так однозначно.

14 марта на оппозиционном телеканале «Дождь» вышел сюжет. Первый заместитель этой организации Николай Чеботару с сыном давали интервью, представляясь беженцами из Крыма. Они в два голоса утверждали, что жить в России не хотят, боятся, вот и вынуждены покинуть родные места. Впрочем, как оказалось, ненадолго. Сейчас Николай Чеботару находится в Севастополе, продолжает свою деятельность в Союзе. Однако даже не это самое интересное.

Уже в начале апреля председатель Союза Грищенко решил отправиться в Москву, на «вражескую территорию», и целью его были отнюдь не боевые действия. Он поехал туда, чтобы договориться о перерегистрации Севастопольского отделения, как части Союза художников России. Поразительно, не правда ли? Не удивительно, что господин… простите, пан Грищенко решился на этот поступок, ведь это сулит и льготы, и денежные выплаты, а, возможно, новое помещение и звания.

А тем временем очень хочется верить, что Союз художников России не затруднится провести предварительную проверку и выяснит, кого он рискует принять в свои ряды. Но, как говорится, поживём – увидим.

Новости Севастополя

Ответить

Добавить комментарий для военрук третьяковки Отменить