Крымское Эхо
Дословно

Все мы архитекторы новой модели мирового устройства

Все мы архитекторы новой модели мирового устройства

Уважаемые коллеги! Друзья! Соотечественники!

Тематика, для обсуждения которой мы сегодня здесь собрались, как нельзя подходит к этому месту и ко времени нашей встречи. Ведь именно здесь, в этих стенах, решались политические судьбы человечества, закладывались основы целой эпохи — той самой которую принято называть «Эпохой Ялты».

А буквально три дня назад вся Россия, весь Русский мир отпраздновали 222-ю годовщину со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — одного из столпов нашей культуры, архитекторов нашей цивилизации.

Такое удачное сочетание места и времени проведения нашей конференции просто обрекает её на успех.

Кстати, Пушкин, именем которого освещено проведение всего фестиваля «Великое русское слово», в рамках которого проходит наша конференция, не только дал непревзойдённые образцы русской словесности.

В своих поздних произведениях он предстаёт как мыслитель, тонко чувствующий цивилизационный характер конфликта между Западом и Россией, осознающий его глубину и протяжённость. Потому и рождались у него вот такие поэтические строки:

Куда отдвинем строй твердынь?
За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
За кем останется Волынь?
За кем наследие Богдана?
Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Наш Киев дряхлый, златоглавый,
Сей пращур русских городов,
Сроднит ли с буйною Варшавой
Святыню всех своих гробов?

Почти два века прошло с момента написания этого пушкинского шедевра, а вопросы, заданные автором, звучат как современная политическая повестка.

На самом деле она, эта повестка, складывается не только из спора о принадлежности тех или иных географических объектов.

Она формируется различиями в восприятии мира, в несовпадении ментальных установок — когда одни и те же события, явления и факты нами и представителями западной цивилизации воспринимаются по-разному.

Ещё один великий русский мыслитель, могила которого находится совсем рядом отсюда, в Мшатке, Николай Яковлевич Данилевский обратил внимание, что это проявилось даже в отношении к базовым догматам христианства, что и привело к расколу единой христианской церкви на православную и католическую. Кстати, при всём несовпадении предмета цивилизационное противостояние России и Европы стало главной темой гениального труда Данилевского, так и названного им — «Россия и Европа».

Эта знаменитая книга была написана в Крыму и в немалой степени стала осмыслением событий Крымской войны, когда на территории нашего полуострова нашим предкам пришлось противостоять силам объединённой Европы.

Помимо целого ряда научных открытий, в книге Данилевского был поставлен диагноз российской политической элите, страдавшей «европейничеством». Это когда свои национальные политические цели и интересы приносятся в жертву «общеевропейским». Замените «общеевропейские» на «общемировые» и вы увидите, что несмотря на смену исторических эпох и политических режимов наша элита так и не избавилась полностью от синдрома «европейничества».

Происходит от неверного позиционирования себя по отношению к Европе тогда — и Запада, пресловутого «мирового сообщества» теперь. Всякий раз, когда мы начинаем себя считать частью этой навязываемой нам целостности — с нами случаются всякого рода неприятности.

Целый век Россия усердно перенимала европейские государственные и общественные институты, учила европейские языки, подкармливала европейских мыслителей. В результате получила жёсткую версию крепостного права, засилье бюрократии внутри и наполеоновское нашествие объединённой Европы извне.

Почти век Россия усердно следовала начертаниям самой передовой политической и экономической теории Запада. В результате получила ГУЛАГ и партийную номенклатуру внутри и гитлеровское нашествие объединённой Европы извне.

Оба эксперимента существенно отличались друг от друга. Российская цивилизационная сущность вносила значительные коррективы в их проведение и результаты. Они вовсе не были исключительно негативными. В конце концов, Россия справилась с обоими нашествиями — и наполеоновским, и гитлеровским.

Но в какой-то момент в обоих случаях приходилось констатировать наличие «векового отставания» России от Запада. Всякий раз, когда казалось, что его удастся, наконец, «догнать и перегнать», Запад сворачивал на какое-то иное направление, а нам, чтобы свернуть на него, требовалась очередная «перестройка».

А чем она бывает чревата, наше поколение хорошо знает на собственном опыте.

Но даже умудрённые пережитыми геополитическими катастрофами, мы не можем, к сожалению, констатировать полного и окончательного преодоления синдрома «европейничания» или «западничества», что примерно одно и то же.

Тем не менее, можно заметить и то, что в последние годы Россия, её политическое руководство всё более настойчиво отвергает слепое следование западным модам, всё более твёрдо заявляет о наличии российских национальных интересов, всё более жёстко их отстаивает.

Нельзя не заметить и интенсивную мыслительную работу, направленную на выработку того концепта, который на политологическом языке не совсем верно называется «национальной идеей».

В сущности, искомая идея заключается в формулировании нашего русского, российского представления о том, какой должна быть наша страна, а также — о том, каким должен быть окружающий нас мир. Так что это идея не только и не столько национальная, сколько имперская.

Замечу, что образ идеального мироустройства должен быть у каждой полноценной империи, а Россия, несомненно, как бы она ни называлась и какой бы политический режим в ней ни существовал, является империей.

От нас ждут нашего образа идеального мира наши потенциальные союзники. А таких не так уж и мало. Но им тяжело стать под наши знамёна раньше, чем мы эти знамёна изготовим и подымем.

Уверен, в выработке российской имперской идеи Крыму суждено сыграть одну из заметных ролей.

Обратите внимание, как часто приходилось упоминать о нашем полуострове, когда речь шла о противостоянии России и Запада. Крымская история даёт наглядные примеры этого противостояния, здесь оно интеллектуально осмысливалось, здесь же происходили и самые масштабные мироустроительные переговоры носителей высшей власти России и Запада.

Я уже не говорю о той роли, которую Крым сыграл в формировании русского народа, национального духа, Российского государства — что и дало основания нашему президенту назвать Крым сакральным местом для России, для всего Русского мира.

Здесь не просто Россия, Русский мир, сохранённый на этой земле упорным сопротивлением крымчан украинизации, вестернизации и прочим попыткам переделать нас по чуждым лекалам. Здесь — одно из мест сборки той самой Российской цивилизации, которая рождается (или возрождается) на наших глазах. И мы с вами сегодня активно участвуем в этом процессе.

Вернуться к себе, стать самими собой, исходить из приоритета национальных интересов и принципов — это наш единственный шанс выйти победителями из той борьбы, которую нам сегодня вновь пытается навязать Запад.

Надеюсь, мы больше не будем его догонять и перегонять, а пойдём своей собственной дорогой — к своим идеалам, к своим собственным целям. Тем более, есть все основания предполагать, что Запад сейчас идёт явно не туда, а в том направлении, откуда никто ещё не возвращался.

Всё сказанное вовсе не означает, что мы должны отвергать диалог с Западом. Напротив, конфронтация — не наш выбор. Наш президент предложил саммит лидеров пяти великих держав, из которых три представляют Запад. Все мы через неделю будем с вниманием и надеждой наблюдать за переговорами президентов России и США.

Несмотря на принципиальные базовые различия в мировосприятии, мы можем конструктивно взаимодействовать с Западом, если в этом будут заинтересованы обе стороны. Но для этого нужна или общая угроза — такая, как, например, в 1941-1945 годах, или мы должны быть настолько сильны, чтобы Запад вынужден был с нами считаться.

Что касается взаимной смертельной угрозы, она возникнет сама, без нашего содействия. А вот стать сильными — это уже зависит от нас. И каждый из нас может, даже обязан, сделать для этого всё, что в его силах. Крым в данном случае мог бы дать площадку для выработки принципов и параметров нового миропорядка — скажем, для саммитов лидеров «большой пятёрки».

То, что удалось в 1945 году, вполне может повториться в ближайшие годы. Тем более, едва ли не с каждым днём необходимость «Ялты-2» становится всё более очевидной.

Конечно, существующие на Западе на данный момент политические стереотипы исключают Крым из перечня тех мест, где могут встречаться лидеры России и Запада.

Но не поэтому ли они, даже когда такие встречи происходят, никак не могут до чего-то существенного договориться? А потому ключ решения задачи установления устойчивого диалога понятен: поставить себя так, чтобы от него Западу некуда было деться. Тогда и Крым как место такого диалога будет восприниматься вполне нормально.

Одним словом, нам с вами предстоит большая работа по укреплению и развитию нашей страны, по формулированию нашей имперской идеи. Работа эта начата и идёт по нарастающей. Но для того, чтобы она не была остановлена или заторможена, нужны усилия каждого из нас.

Фактически — все мы архитекторы новой модели мирового устройства, более справедливого, стабильного и безопасного, чем то подобие миропорядка, в котором мы сейчас пребываем.

А то, что сложившаяся в мире ситуация нас не устраивает, становится очевидно, если рассмотреть положение в современном мире ядра с главного скрепляющего состава нашей цивилизации — русского народа. Русские сегодня — самый большой разделённый народ в мире, поскольку, не меняя своего места жительства, оказались рассечены новыми государственными границами, возникшими после распада СССР. Но и это ещё не всё.

Новоиспечённые постсоветские нации зачастую самоутверждаются именно за счёт русских, которые повсеместно дискриминируются по этническому принципу.

Не удивительно, что после распада СССР начался массовый исход русского населения из большинства бывших советских республик.

По данным переписи 1989 года, в теперешнем ближнем зарубежье проживали 25 миллионов русских, а на сегодняшний день их осталось 14 миллионов. Но это вовсе не означает, что все оставшиеся хорошо устроились.

Скажем, в Латвии, по данным текущей статистики на 1 января 2021 года численность русских составляла 463 тысячи 587 человек из 1 миллиона 893 тысяч человек населения страны (24,5%), из них 25 тысяч 560 человек — имели уникальный для современной Европы статус неграждан, апатридов.

И не следует говорить, что это не имеет отношения к постсоветскому миропорядку: наличие неграждан не помешало Латвии вступить в Европейский союз.

Оно не вызывает протестов каких-либо правозащитных организаций, даже тех, которые озабочены правами геев в Чечне. Никто из государств — поборников демократии не вводит по этому поводу против Латвии санкций.

Всё это потому, что унижение, всестороннее притеснение русских в современном мире, устроенном на развалинах СССР, выглядит естественным, чуть ли не обязательным. Потому безнаказанно гибнут наши журналисты, бросаются в тюрьмы наши граждане. На одной Украине таких сотни.

Кстати, об Украине. После событий 2014 года с территории этой до того вполне благополучной страны начался настоящий исход наших соотечественников.

С 2014 года около 1 миллиона 700 тысяч граждан Украины обратились к России за получением российского гражданства, статуса беженца, временного убежища.

О высокой востребованности среди украинских соотечественников свидетельствует то обстоятельство, что с момента начала действия Указа президента России об упрощенном порядке получения гражданства для жителей Донбасса, гражданство РФ приобрело более полумиллиона человек, постоянно проживающих в ДНР и ЛНР. Если бы не технические вопросы, эти цифры были бы ещё более внушительными.

Но наши донецкие и луганские братья сумели с оружием в руках отстоять своё право получать гражданство Российской Федерации, оставаясь у себя дома. Для остальных жителей Украины это практически невозможно.

Показательна для характеристики нынешнего состояния Русского мира, его места в современном мировом порядке ситуация с распространением русского языка.

Эксперты Государственного института русского языка имени Пушкина в прошлом году представили результаты своего исследования конкурентоспособности русского языка в мире и его устойчивости в странах постсоветского пространства

Русский язык занимает 8-е место в мире с показателем 258 миллионов человек, уступая английскому (1,2 миллиарда человек), китайскому (1,12 миллиарда),  хинди (637 миллионов), испанскому (538 миллионов), французскому (277 миллионов), арабскому (274 миллионов) и бенгали (265 миллионов). В настоящее время на русском языке говорят 146 миллионов граждан Российской Федерации и еще 127 миллионов – за рубежом.

После распада СССР у бывших союзных республик наметился устойчивый вектор на отказ от использования кириллицы и переход на латиницу. Смена письменности в значительной степени обусловлена образованием в постсоветском пространстве «сфер влияния» соседних государств. Румынизация Молдавии и продвижение идей пантюркизма в Закавказье и Средней Азии незамедлительно привели к смене письменности в Азербайджане, Туркменистане, Узбекистане.

Это касается даже ближайших союзников России. Так, до 2025 года на латинскую графику должен перейти Казахстан. В странах постсоветского пространства официальным статусом русский язык пользуется, помимо РФ, только на территории Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Остальные от него отказались и постепенно сокращают сферу его применения.

И вновь наиболее демонстративно и комплексно избавляется от русского языка братская Украина после государственного переворота 2014 года.

Так, 16 июля 2019 года на Украине вступил в силу закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Этот закон закрепляет обязательное использование украинского языка в публичной сфере и ограничивает возможность использования языков национальных меньшинств, включая русский.

Попытки введения многоязычия рассматриваются как действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя. Закон вводится поэтапно. В первый год его применения исключительно на государственный язык должна перейти рекламная, научная и медицинская деятельность, а затем и вся сфера обслуживания. В 2021 году вводится экзамен по языку для получения гражданства и вступает в силу требование проводить все культурные мероприятия на украинском. Так, все поставщики услуг, не только в торговле, теперь обязаны обслуживать клиентов исключительно на государственном языке и только по их личной просьбе могут переходить на другой язык.

На обслуживание на русском теперь официально можно пожаловаться, за такое нарушение грозит штраф.

С января 2022 года начнет действовать языковое квотирование для общенациональных печатных СМИ, с июля 2024 года — для телевидения.

Кроме того, с 2024 года будут применяться различные меры наказания за «публичное унижение или оскорбление государственного языка». Всё это уже получило в народе меткое название: «мовное гестапо».

Но на этом киевский режим не на намерен останавливаться.

Президент Украины Зеленский внес в парламент проект закона «О коренных народах Украины», который делит народы, проживающие в стране на «коренные» и «не коренные». К последним относятся белорусы, евреи, поляки, венгры, болгары, армяне, молдаване, греки, представители других народностей, жившие столетиями и сейчас живущие на территории Украины, и, конечно русские. «Не коренные», согласно этому проекту, будут лишены каких-либо гуманитарных прав и, по замыслу творцов постмайданной Украины, должны стать своего рода этнографическим материалом для полной и окончательной украинизации.

В таких угрожающих суверенному пространству Русского мира обстоятельствах резко возрастает наша ответственность за сохранение сферы применения и чистоты русского языка, а всесторонняя поддержка развития русской словесности, продолжение и развитие традиций, заложенных Пушкиным и Гоголем, Толстым и Достоевским, становится политически необходимой.

Не каждому дано стать классиком русской литературы, но каждый из нас может отнестись с повышенным вниманием к использованию в своей деятельности не обязательных иностранных словесных заимствований, у которых имеются наши исконно русские аналоги.

Это тоже борьба за Русский мир, за более справедливое и комфортное для нас мироустройство.

Надеюсь, что и наша сегодняшняя работа в рамках данной конференции внесёт несколько кирпичиков в грандиозное здание нового мира, в котором Россия обязательно будет занимать одно из центральных и определяющих мест, в котором наши дети и внуки будут жить благополучно и безопасно.

Выступление председателя Госсовета Республика Крым
на заседании Ливадийского клуба

9 июня 2021

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 2

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Битва за настоящее – лучшее время определить будущее

Не будь 20 января, не было бы и 16 марта

Русский мир: цивилизационная проекция-2

Андрей ИШИН

Оставить комментарий