С 15 по 21 сентября в Коктебеле проходил традиционный и очень любимый поэтами и писателями всея Руси (под этим словом здесь подразумеваем все русскоязычное литературное пространство) Волошинский литературный фестиваль, официально именуемый Симпозиум «Волошинский сентябрь», а в народе – «Волфест».
По традиции, крымские поэты (не все, но большинство) привыкли приезжать на «Волфест» на выходные дни – обычно последние дни фестиваля. На эти дни мы, крымчане, планируем свои творческие площадки, презентации своих книг и проектов, дружеские встречи.
Действительно, зачем нам целую неделю торчать в Коктебеле, в котором мы были уже раз по десять, раз по пять осмотрели все достопримечательности, побывали в самых знаковых местах, изгуляли всю местную природу, испили крымских вин и коньяков во всех посиделочных, отплясали на параллельном поэтическому джазовом фестивале – в общем, нас здесь уже ничем не удивишь. Разве что – новыми встречами с приезжающими на фестиваль интересными поэтами, прозаиками, публицистами, драматургами из Москвы и других (нередко очень далеких, таких как Иркутск, Красноярск, Новосибирск) городов России и зарубежья.
В прежние годы было много авторов из Украины – соорганизаторами фестиваля были киевские поэты во главе с Александром Кабановым. Сейчас эта команда, по политическим причинам, от фестиваля отпала, и организатору «Волошинского сентября» Андрею Коровину и его соратникам пришлось справляться собственными – российскими – силами, без поддержки киевлян. Впрочем, поэты из Украины были: всего 4 или 5 человек, вели себя вполне интеллигентно, хотя и не без придирок к таможне, пропускавшей их в Крым. Звучали и стихи на украинском языке, немного. «Зажигала» в эти дни в Коктебеле Россия.
Мне, как подуставшей от «коктебельничанья» крымчанке, хватило остатков любопытства побывать на фестивале в самый последний его творческий день – 20 сентября. Зато – с самого утра, на всей его насыщенной программе. Первой, кого я увидела, войдя во дворик Волошинского дома, была Людмила Обуховская, известный крымский журналист, которая обрадовала меня сообщением, что сейчас будет мастер-класс по журналистике (в программе не заявленный), а вести его будет президент Международного клуба собственных корреспондентов «Комсомольской правды» Анатолий Строев.
В ходе семинара был почерпнут ряд мыслей, значимых для современного журналиста, например, такая: «Писать можно и нужно обо всем. Что видите, что слышите. И не нужно ничего бояться и ничем себя сдерживать, включая вкус и моральные нормы. Всегда найдутся те, кому это будет интересно, и те, кто заплатит вам за это немалые деньги». Невольно вспоминается, как в начале крымских событий наши журналисты отказывались от киевского предложения писать сказки о «крымской оккупации», хотя им предлагали за это очень даже немалые деньги.
Считаю, что все-таки какие-то моральные нормы и «внутренний цензор» у журналистов быть должны. Или с их «ограничениями» не станешь «акулой пера», журналистом скандальным и эпатажным? Ну, а это уже личный выбор, кто каким хочет быть. На самом деле, если хочешь полностью плевать на читателя и творить что хочешь, становись поэтом. Они неподсудны, как Неуловимый Джо.
Ничуть не менее интересна мысль: «Великие писатели не могут быть хорошими журналистами. Писатель хочет писать то, что актуально всегда: и сейчас, и через 10 лет. И потом он с этой своей «нетленкой» годами носится, публикуя ее в разных изданиях, чтобы охватить как можно больше читателей. Для литературы это хорошо, для журналистики – кошмар. Настоящий журналист должен сегодня забывать то, что написал вчера, и писать новое».
А скажите, в чем высочайшее искусство журналистики? В частности, культурного обозрения? По субъективным ощущениям, высший пилотаж обозревателя заключается в том, чтобы написать обзор (репортаж) о том, где писать-то не о чем. Причем, не выдумать и «высочинить», а именно найти значимые и интересные моменты даже в самом «серостном» и «скучностном» событии, от которого, может быть, его организаторы или публика ожидали большего, но, по независящим от них обстоятельствам, оно либо не удалось вообще, либо получилось хуже, чем предполагалось. Увы, с культурой у нас нередко получается как-то так, что культурному обозревателю приходится любить ее за всех остальных.
Именно этим и займусь, описывая последний день фестиваля, прошедший в холоде, сырости и ветре, которые разогнали большую часть тех, кто, может быть, честно хотел быть участниками и зрителями фестивальных программ. Казалось бы, о чем писать, когда ходишь между рядами пустых стульев во дворе Волошинского дома, на которых кое-где сидят одинокие, нахохленные, замерзшие поэты, на разных мероприятиях программы – от 3-5 до 15 человек.
Когда никто не улыбается, не подходят друг к другу, не теребят, не знакомятся, не рассказывают о своих книгах, журналах, проектах, не пытаются донести друг до друга свои безумные идеи, как это обычно происходит на «фестах». Даже довелось подслушать разговоры о том, что Волошинский фестиваль всегда был одним из самых «разобщенных» фестивалей в литературном мире. И верно: люди приезжают в Коктебель больше отдохнуть, погулять и развеяться, а на мероприятия ходят лишь чтобы выступить или выказать уважение своим друзьям, их проводящим.
Никто никого не обязывает сидеть в залах, участвовать в каких-то общих программах (такие есть, вроде заплыва и турнира поэтов, но они точечные), уж тем более никто не обязывает знакомиться – города с городами, журналы с журналами и т.п. А наш человек таков: «не пнёшь – не полетит». Не обяжешь – не сделает: разбегается и разлагается. Вот и ходят по фестивалю разрозненные группы друзей, тех, кто и так друг друга годами знает, и чувствуется разобщенность, и отсутствие интереса одних групп к другим, организаторов фестиваля – к тем, кто непосредственно в организации участия не принимал, а приехал просто гостем и т.п. Или так было лишь в последний холодный день? А в другие дни по-другому?
Ничего подобного. Я езжу на «Волфест» с 2005 года. Так, увы, было всегда.
И, тем не менее, яркие и важные моменты в этот день были. Для каждого – свои. Отмечу те, которые запомнились и оказались значимы для меня и моей группы друзей – крымчан, которых я созвала в этот день для презентации нашего проекта «Видеомост».
С мастер-класса по журналистике (очень интересного и конструктивного, кстати) меня заставила сбежать проходившая на другой площадке презентация известного московского андеграундного журнала «Контрабанда». Он выходит и в печатной версии (которая и представлялась), и в электронной. С электронной «Контрабандой» я сотрудничаю уже несколько лет, они публикуют мои культурные обзоры – обо всем творческом, поэтическом, художественном и просто «безбашенном», происходящем у нас в Крыму, что имело бы связь с литературой общемировой. Т.е. просто обзорчики местечковых мероприятьиц им не интересны. Только широта. Именно поэтому хорошо прижились в «Контрабанде» репортажи о видеомостах. Этот журнал – информационный партнер нашего проекта.
В этот день, среди прочих, презентовался крымский выпуск печатной «Контрабанды» – журнал, полностью состоящий их материалов о Крыме или крымских авторов, вышедший весной, на волне событий и интереса к Крыму, но практически аполитичный. Один из авторов журнала – поэт и философ-мистик Елена Коро из Евпатории – присутствовала на презентации, читала свои стихи. В журнале опубликована ее статья о «танцующих дервишах». Из известных мне крымских авторов журнала также поэт из Севастополя Евгения Баранова с подборкой «Предчувствие гражданской войны» и организаторы крымского молодежного «Шорох-феста» Елена и Наталья Малые со статей о своем фестивале.
Поет Алексей Караковский»
Журнал очень нетривиальный: не без иронии и интеллектуального абсурда, который развесёлая редколлегия называет «контрабандным гоном». Выходит на средства авторов (ну, как всегда! – если в культуре делается что-то по-настоящему классное, то это авторы сбрасываются: и деньгами, и силами, и временем). В общем, хочешь публикацию в бумажной «Контрабанде» – скидывайся на ее выход. А от стандартных «графоманников» за авторский счет, где печатается всё подряд и читать невозможно, этот журнал отличается тем, что его редколлегия имеет очень высокую планку отбора материалов – туда еще попробуй попади! А попасть – хочется, потому что давно не доводилось видеть столь изящного во всех смыслах издания. Красивого, стильного – но без пафоса и вычурности, которые нередко портят современные литературные талмуды.
Презентовал всю эту красотищу один из создателей журнала, андеграундный автор-исполнитель, лидер группы «Происшествие» Алексей Караковский сотоварищи. Он также представил несколько песен своей группы. Песни разные: от философско-мистично-лирических баллад о космосе, до традиционного рок-н-ролла, также не без философского уклона, есть даже грубоватости – «для сбивания пафоса». Я не знаток музыкальных стилей и тонкостей, потому не возьму на себя смелость рассуждать об этом. Скажу только, что эта музыка – яркая, многоплановая, разная и запоминающаяся. Буду слышать.
Тем более, что ребята раздавали всем диск-сборник молодых московских групп и исполнителей. Диск называется «Андеграунд: современная история», и это о многом говорит. Чем живет современный московский рок? Такой же он, с теми же темами и проблемами, каким был 30-20-10 лет назад? Или изменился? Насколько? Давайте слушать, знакомиться, узнавать. Надеюсь, здесь все намного лучше, чем с крымскими рок-группами, на концерты которых ходить невозможно, ибо в текстах их не столько смысла, сколько глупостей, ляпов, ошибок, убожества мысли и языковой беспомощности.
Затем были презентации журналов «Плавучий мост» и «Русский Гулливер». На них останавливаться не буду. Поэты читают… Читают поэты… И как-то не возникает уже желания их идентифицировать, отличать одного от другого. Хочется вычленять только что-то наиболее яркое, а здесь этого не было. Возможно, было – для кого-то другого. Вот пусть другой и напишет о своих впечатлениях от этих журналов и их авторов.
Было событие, очень значимое для всего поэтического мира. Вечер памяти московского поэта и культуртрегера Андрея Новикова, трагически погибшего в марте этого года – ему было всего 40 лет. Московская и российская литература без этого человека осиротела, ведь он так много сделал для нее: стоял у истоков, был одним из создателей и вдохновителей таких знаковых явлений, как журнал «Современная поэзия» (первое название – «Сетевая поэзия»), литературной группы «Рука Москвы» (в народе «Рукомос»), сайта «Литафиша.ру», поэтического фестиваля «Порядок слов» в Минске, да и, собственно, самого Волошинского конкурса и фестиваля.
О нем рассказали его друзья: это был человек, неравнодушный к поэзии, не столько к своей, сколько к творчеству своих талантливых друзей. Он постоянно занимался ими, продвигал. Помнил наизусть огромное количество современной поэзии и всячески пропагандировал ее. Он ввел в литературу многих поэтов, которые сейчас являются «топовыми» в Москве и России. Рассказали друзья, и о том, как издали книгу стихов Новикова в память о нем, и с какими приключениями ее доставляли из Москвы в Коктебель, чтобы успеть к презентации: поездом, идущим через Украину, который надо было встретить на малоизвестной станции, где он будет стоять одну минуту, а прибудет туда неизвестно когда. И в этом отразился непредсказуемый характер автора книги. Несмотря ни на что, она прибыла вовремя и раздавалась в память о ее авторе всем желающим.
Всю вторую половину дня заняла презентация книги ялтинского поэта Льва Болдова. Казалось, он читал часа два. Или три. Мы за это время дважды успели сходить погреться кофе в соседнее кафе, а он все читал… Ах, да: стихи прекрасные! Но уж очень много этого поэта на наших фестивалях. Вслед за ним была программа российских и украинских поэтов, запомнившаяся тем, что в ней ухо отследило украинские тексты. Понравилась даже поэтесса из Украины – Анжела Богаченко, более известная как создатель видеопоэзии, лауреат одного из конкурсов этого нового искусства.
ВИДЕОМОСТ в Коктебеле»
Ну, а кульминацией дня лично для нас стала презентация проекта «Web-притяжение крымской поэзии и бардовский видеомост», которая проходила вечером. Она задумывалась и как знакомство с новыми людьми, в первую очередь, с поэтами из городов России – нашими будущими мостостроителями, и как встреча прежних участников видеомостов вживую – кто из наших удаленных друзей сумеет доехать до фестиваля, тот и прочтет стихи на нашей площадке, «попляшет» с нами. Несмотря на холод и вечер, сопряженный с желанием успеть на последний автобус «домой», чтобы не оставаться ночевать в Коктебеле, «видеомостная» компания у нас собралась немаленькая и сильная.
Координатор Михаил Митько рассказал о проекте, добавили от себя информации и поэзии наши участники: зав. читальным залом библиотеки им. Пушкина г. Симферополя Елена Плахоцкая, создатель и администратор сайта «Волошинский сентябрь» Сергей Каревский, поэты Евгения Баранова, Галина Скворцова, Ника Батхен, Алексей Дёмич, Юрий Татаренко, журналист Людмила Обуховская. И совмещающий в себе все вышеперечисленные функции: координатора, поэта и журналиста – автор этих строк. Мы пришли к соглашению делать поэтический видеомост с Булгаковским домом в Москве – тем самым культовым литературным местом, где и дислоцируются поэты – организаторы Волошинского фестиваля во главе с Андреем Коровиным. Обсуждались и другие проекты, например, проведение в Крыму фестиваля малой прозы при поддержке организаторов Волошинского конкурса.
Затем было закрытие фестиваля. Теплые слова, награждения, общение, свободный микрофон… Уже слегка навеселе, поэты доходили в своих стихах до, мягко сказать, пикантностей… И расходились отмечать, веселиться, гулять, смотреть на море, слушать его шум… Жаль, что разобщённо. Жаль, что мелкими группками. Много чего жаль. И, тем не менее, фестиваль состоялся, и каждый смог открыть для себя на нем что-то новое, у каждого были свои вспышки…
Впрочем, почему только у нас? И у Крыма! Крым и «Волфест» всегда обогащали друг друга, наполняли и переполняли. И так будет впредь.